Святому семейству посвящена «трехчастная» цепочка событий, последовавшая сразу после Рождества Христова. К ней относятся сюжеты "Бегство в Египет", "Избиение Вифлеемских младенцев" и "Возвращение из Египта".
Если первые события -
Бегство в Египет упоминается очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; 13-15). Но по мере того, как христианство распространялось среди простых людей, а богословские тонкости трактовались не только отцами церкви, но и гностиками, события, последовавшие за Рождеством Христовым, обрастали все новыми и новыми деталями.
Так появилось псевдо Евангелие с рассказами и историями о младенческом и отроческом периодах Иисуса, сведения о которых в четвероевангелии практически отсутствуют, за исключением проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме.
В Евангелии от Матфея есть только те детали, которые необходимы для богословской программы евангелиста: доказать евреям, для которых писалось Евангелие, что Христос – истинный Мессия, Который произошел от царя Давида в соответствии со всеми ветхозаветными о Нем пророчествами.
Но свято место пусто не бывает. По мере того, как Иисус Христос становился в глазах людей всемогущим Богом, появилась потребность в рассказах и о том, что Он не просто возрастал в силах и премудрости, согласно Евангелию от Луки, а уже изначально был способен творить чудеса.
Т.е. исцелять, воскрешать умерших, подчинять Себе природу и стихии, разрушать идолов и изгонять бесов. В соответствиями с запросами в начале XIII века широкое распространение среди народа получило Евангелие детства (Евангелие от Фомы).
На его основе возникли и другие апокрифы. Именно они стали источниками картин и фресок на «трехчастный» сюжет о бегстве в Египет, избиении младенцев и возвращении семейства из Египта. История бегства в Египет начинается словами канонического Евангелия.
Ирод, надеявшийся, что волхвы вернутся и расскажут о новорожденном Царе Иудейском, в гневе приказывает убить всех Вифлеемских младенцев, младше двух лет. В их число должен был попасть и Иисус Христос. Иосифу Обручнику снится сон, в котором Ангел извещает его об этом и приказывает взять Матерь с Младенцем и срочно бежать от гнева царя в Египет.
Египет издавна был местом спасения евреев: в голод ли, или в другой какой напасти, они находили убежище в соседней стране. Здесь с давних времен жило несколько тысяч евреев и всегда можно было найти у них приют. Проснувшись, Иосиф взял Младенца и Матерь Его, а также своего сына от первого брака, Иакова.
Взял он и старицу Саломию, сродницу Девы Марии, принимавшую у Нее роды. Иаков и Саломия должны были помогать им в дороге, поскольку путь предстоял неблизкий, минимум в десять суток.
Вся история бегства в Египет и обратного возвращения Святого семейства в изложении апокрифов – это череда эпизодов, каждый их которых маленькое чудо, демонстрирующее могущество Иисуса, Его силу и премудрость. Маленькие сказки, в которых проявляется представление народа о Всесильном и Могучем Боге, аналогичное тем, что они читали в греческих сказаниях о богах.
Приведем только две прекрасных легенды из этой серии. Первая о том, что убежав от преследователей, Святое семейство решило заночевать в пещере. Стояла ночь, и было холодно. Так холодно, что на полу пещеры был иней.
Тут БогоМладенца увидел маленький паучок и ему очень захотелось сделать для Него что-нибудь. Он решил сплести паутину, которая бы согрела Его и закрыла вход в пещеру. Увидев пещеру, воины хотели уже начать ее обыскивать, но увидели на входе паутину, покрытую инеем, и решили, что в пещере никого нет.
Если бы туда кто-нибудь вошел, то паутины бы не было. С тех пор в честь такого чудесного спасения Младенца принято украшать елочки разноцветными паутинками и бусами, напоминающими об этой легенде.
Второе чудо связано с разбойниками. Попав в засаду, Святое семейство должно было погибнуть или как минимум отдать своего осла, на котором ехала Дева Мария с Младенцем, и весь свой скарб. Но один из разбойников, посмотрев на Младенца, так Им залюбовался и настолько Младенец ему понравился, что разбойник запретил другим трогать это семейство.
За такой поступок Матерь Иисуса сказала, что это зачтется ему в будущем, что Сей Младенец воздаст ему за то, что он не посмел Его тронуть. По легенде этим разбойником был тот, которого распяли справа от Иисуса и который первым вошел в Царство Небесное по слову Господа.
Есть также эпизод о дереве, из которого бежали бесы, как только Иисус приблизился к нему. Потом дерево согнулось, как бы отдавая честь Иисусу, и одновременно стало охраной для Девы Марии с Младенцем от жары. Это чудо известно как чудо с пальмой. В честь этого события дорогу при входе в Иерусалим покрывают пальмовыми ветвями.
На сюжет об отдыхе по дороге в Египет и о чуде с деревом созданы картины таких замечательных художников, как Мурильо, Ельсхеймера, Караваджо, Дюрера и других. Есть также на этот сюжет несколько православных икон.
Существует также несколько картин западных художников на эпизод с разрушением в Египте идолов. Согласно легенде было разрушено 365 идолов только в одном храме города Ермополя. В русских иконах, посвященных бегству в Египет, тоже присутствуют детали с разрушением идолов.
Сколько пробыло Святое семейство в Египте, достоверно неизвестно. По одним источникам – несколько месяцев, по другим – два, три, пять или семь лет. Евангелие детства в средневековье было переведено на многие языки, в том числе и на церковно-славянский.
Правда, «История Фомы израильтянина» или «Детство Христово» в России попало в список книг, запрещенных для чтения. Существует арабский вариант "Детства» и западная его версия – Евангелие от псевдо-Матфея.
В ней описывается еще больше деталей и подробностей бегства в Египет и пребывания там Святого семейства. Евангелия Детства были чрезвычайно популярны среди простого народа, поскольку носили черты фольклора, вселяли надежду на чудо в повседневной жизни и укрепляли веру.
Склонность римлян к настенным росписям и поощрение религиозной живописи на любые библейские сюжеты без ограничений, способствовали созданию целой галереи картин и фресок на сюжет бегства в Египет с разными его вариантами.
В православии изображения на библейские темы были строго ограничены каноничностью. Сюжет, связанный с бегством в Египет, строгой каноничностью не обладал. По этой причине он не получил широкого иконографического развития. Русских икон на эту тему чрезвычайно мало. Зато очень много их у коптов.
Западная галерея картин и икон на сюжет "Бегства в Египет" необыкновенно широка и разнообразна. Картины "Бегство в Египет" писали Тициан, Джотто, Рембрандт, Питер Брейгель, Дюрер, Джаниле да Фабриано, Гюстав Доре, Николя Пуссен и другие.
Каждый из них давал собственную трактовку сюжета, отличавшуюся одна от другой как детализацией, так и драматизмом истории. Закончить сюжет о бегстве в Египет хочется стихотворением Иосифа Бродского из
Бегство в Египет
...погонщик возник неизвестно откуда.
В пустыне, подобранной небом для чуда
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом
пещере, своей не предчувствуя роли,
младенец дремал в золотом ореоле
волос, обретавших стремительный навык
свеченья - не только в державе чернявых,
сейчас, - но и вправду подобно звезде,
покуда земля существует: везде.
25-е дек. 1988
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Уроки понимания православной иконы. Пространство и время
- О соли
- Православная икона. Пространство и время
- Евхаристия, часть 1
- Религия и менструация
- Православная икона: вводная статья
- Традиции похорон
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
- Иоанн Предтеча. Рождество
- Святой Григор Нарекаци
Это верно: человек верующий — это человек ищущий, а церковь помогает найти то, что человек ищет.
Спасибо, Марина!
Церковь- «начальная школа» для делающих первые шаги к себе-истинным. Незыблемость догматов и установлений — надежда на сохранение через века главного и важного для каждой ищущей души. Нет никаких рамок и пределов, — все это в нашей голове. Семь воздушных ступеней (семь церковных таинств) вряд ли можем преодолеть без участия церкви, сохраняющей для каждого возможность сделать следующие шаги навстречу Высшему Разуму и преодолеть при наличии отваги первооткрывателя ступени огненные. С Богом!!!!
От Египта до Иерусалима (от земного ума до сердечной открытости навстречу Высшему Разуму) — один шаг. Но на этот шаг иногда не хватает целой жизни…
Спасибо, Тина, Вы интереснейший собеседник!
Церковь — для власти. А для верующих — утешение в их скорбной юдоли
—————————————
Абсолютно согласна! Среди священников, думаю, все-таки атеистов нет. Есть маловерующие и маловерные. Но это почти у всех.
Церковь — для верующих. Верующие принимают это, но атеисты и просто те, кто верит, но в храм не ходит, имеют право жить так, как считают. Это их свобода, на нее церковь покушаться не имеет права.
——————————————————————————————————————————
Церковь — для власти. А для верующих — утешение в их скорбной юдоли. Нет ни одной религии на этом свете, которая бы не строилась на жертвах, причом, как верующих, так и неверных. Divide et impera, разделяй и властвуй — вот фундамент любой религии.
А насчет атеистов, думаю, что среди священиков их больше всего, просто им без надобности лишаться такой кормушки, хотя и среди них есть множество революционеров. Иисус, например…
Да, согласна. Фундаментализм православия ставил жесткие ограничения на светскую жизнь. Жаль, что сейчас тоже возникают эти рецидивы. Я считаю, что церковь не должна вмешиваться в светскую жизнь. Церковь — для верующих. Там она может устанавливать дресс-код, правила поведения в храме и многое другое. Верующие принимают это, но атеисты и просто те, кто верит, но в храм не ходит, имеют право жить так, как считают. Это их свобода, на нее церковь покушаться не имеет права.
религиозная живопись фактически была под запретом.
—————————————————————————
Вот один из камней преткновения, почему на западе Россию больше считают азиатской …
Толкования — дело очень субъективное. Так, например, из всех толкований на Библию (Ветхий Завет) больше всего нравятся толкования еврейские. Они очень подробные и с такими тонкостями, о которых трудно догадаться. Жаль, что у них нет толкований на Новый Завет. Можно было бы сравнить их с толкованиями не иудейскими. Тонкости в Новом завете заменяют апокрифы и легенды, которых особенно много сложилось на Западе. Средневековье было очень благодатным временем для этого. И потом. Там была очень развита иллюстративная сторона дела: «Библия для бедных», «Золотая книга», хорошо развитая религиозная живопись будили фантазию. В России и православии такого никогда не было в силу фундаментализма, ограничивающего фантазию и любые неканонические отклонения. Сегодня приходится пользоваться часто западными трактовками. Но зато наша икона — это клад!!! Шедевры Андрея Рублева, Дионисия, Даниила Черного. Жаль, что на этом русская иконография и закончилась. Та, которую во всем мире признают как непревзойденную. Потом были иконописцы совсем другие, мирские, творившие в рамках иконографии скорее по нужде, т.к. религиозная живопись фактически была под запретом.
Я и не знала о таких тонкостях. Хотя это не удивительно. В те далекие времена, СМИ работали по тем же законам, что и теперь — слышат и видят одно, а пересказывают — другое…
Решила к Рождеству порадовать себя и других. Завтра хочу написать про Избиение младенцев.
Интересные истории, одной истории. Спасибо Тина.