Великий и парадоксальный, ученый и философ, богослов и литератор Блёз Паскаль. Его имя знают все, начиная со школьной скамьи.
Но, набрав в поисковике «Паскаль», найдешь лишь статьи по одноименному языку программирования, и ничего – о его философии.
В лучшем случае – очерк жизни гения. Чтобы узнать о философии Блёза Паскаля, надо набрать больше, чем одно слово.
За неполные четыреста лет со дня рождения (девятнадцатого июня 1623 г.) появилось целое направление – паскалеведение. Написаны тысячи исследований, статей, книг: о его жизни, научных трудах, теологии, философии. Во Франции он - фигура легендарная, каждое его слово - на вес золота.
А его наследники в философии - экзистенциалисты, начиная от
В них много от его математического дара, привычки оттачивать каждое определение, в котором все должно быть прозрачным, ясным, простым и афористичным. Паскаль – реформатор языка, от которого берет отсчет современный французский, подобно тому, как в России современный русский язык начинается с Александра Сергеевича.
Монтень и Рабле принадлежат еще средневековой культуре, где латынь занимает слишком много места. Паскаль – уже новый век, новое время, новый язык, на котором он начинает писать философско-художественную прозу и сатирические письма. Трагический гений Паскаля разделил две эпохи – Возрождение и Просвещение, похоронив одну и став жертвой другой.
Выиграв битву с иезуитами, он проиграл общее сражение - против рационализма. Философия сердца уступила место философии разума. В XVIII веке слушали уже не Паскаля, а его врагов. Таков печальный итог его жизни и XVII века. И хотя иезуиты так и не смогли оправиться от ударов, нанесенных «Письмами к провинциалу», но их последователями стали многочисленные «порядочные люди», которые сильно поднаторели в умении выкручиваться и оправдывать любые свои прегрешения здравым смыслом.
Пыл страстного, дерзкого и бескомпромиссного Блёза Паскаля в защиту отжившей ригористической морали Августина был пылом бунтаря-одиночки, который, сломя голову, ринулся защищать «своих». Но, нанеся удар по Ордену иезуитов, он гораздо сильнее, чем хотел, затронул церковные устои.
Хотел очистить церковь от формализма, догматизма, распущенности священников и ханжества, а получилось - дал в руки критиков мощнейшее оружие, которым с тех пор пользуются все СМИ, начиная от Вольтера и кончая современными антиклерикалами. Паскаль первым использовал в борьбе силу общественного мнения, которым с тех пор научились манипулировать не только во благо.
Все в Блёзе Паскале парадоксально: его недолгая жизнь, разделенная на две неравных части религиозными озарениями и обращениями; его философия, построенная на парадоксах; его личная мораль, жестокая не только по отношению к себе, но и своим близким; его наука, за великие заслуги перед которой он не получил ни одного официального звания; его монашество, так и не принявшее официального статуса. Он был совершенно независимым и свободным человеком, имевшим право сказать:
«Я не боюсь вас…От мира я ничего не ожидаю, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; я не нуждаюсь, по милости Божьей, ни в богатстве, ни в личной власти… Вы можете затронуть Пор-Рояль, но не меня. Можно выжить людей из Сорбонны, но меня нельзя выжить из самого себя. Вы можете использовать насилие против священников и докторов, но не против меня, ибо я не имею этих званий».
Он признавал одного Судью - Того, Кто над миром и в этом – вся его философия. Блёз Паскаль не любил Декарта, хотя был с ним знаком и ценил его математический ум. Не любил, потому что тот делал ставку на разум и не проиграл, вырастив целую плеяду тех, кто вслед за Декартом повторял: «Я мыслю, следовательно, существую».
Паскаль делал ставку на сердце и Бога, утверждая, что разум также ненадежен, как и чувства. Человека невозможно убедить только доводами разума, он гораздо легче поддается внушению, а разуму ничего не стоит обмануть человека, если он сам готов обманываться.
Известно «пари» Паскаля, основанное на теории вероятности, у истоков которой он стоял: «Если ваша религия есть ложь, вы ничем не рискуете, считая ее истинной; если она истинна, вы рискуете всем, считая ее ложной»
Против этого аргумента собственно и ополчилась вся просвещённая конница в лице Вольтера, Д’Аламбера, Дидро, Гольбаха, Ламетри и иже с ними. Эпоха Просвещения стала первой, окончательно разорвавшей связь науки и религии, оплевав не только Паскаля, но и всех, из кого она выросла.
Паскаль не был сторонником панлогизма, как Декарт или
...Из всего плотского, вместе взятого, не выдавить ни единой самомалейшей мыслишки: это невозможно, они - явления разных категорий. Из всего плотского и всего разумного не извлечь ни единого порыва милосердия: это невозможно, милосердие - явление другой категории, оно сверхъестественно.
...иные люди способны восхищаться только плотским величием, как будто не существует величия разума, а другие - только величием разума, как будто не существует неизмеримо более высокого величия мудрости!
…Как правило все дело в том, что неспособные понять связь двух противоречащих друг другу истин и убежденные, что вера в одну из них исключает веру в другую, они прилепляются к одной и исключают другую…Меж тем в этом исключении одной из истин как раз и кроется причина их ереси, а в неведении, что мы привержены обеим истинам, - причина их возражений ("Мысли").
Блёз Паскаль имел право так считать, он выстрадал свою веру и свою философию. Он стоял у истоков научной революции и первые тридцать лет бескорыстно, безоглядно, со всей страстью своей впечатлительной души служил только науке и разуму. В четыре года - он уже читает и пишет,
в девять - открывает теорию звука, в одиннадцать - самостоятельно доказывает теорему Евклида о равенстве углов в прямоугольном треугольнике, в двенадцать – участвует в дискуссиях с прославленными математиками Ферма и Декартом, в шестнадцать – публикует первый математический трактат, в девятнадцать - изобретает арифмометр.
Потом – гидростатика, гидравлический пресс, тачка, альтметр, теория вероятностей и теория игр, решение задач о циклоиде, вплотную подводящее к интегральным и дифференциальным уравнениям и это еще не все. Отдав большую часть жизни и, без того слабое, здоровье, он узнал на своем опыте, что такое наука, слава, успех и какова их цена.
В семнадцать лет от переутомления и умственного напряжения у Блёза Паскаля стала развиваться нервная болезнь: он едва мог ходить, есть ничего не мог, только пил теплую жидкость и то – по каплям. В 37 выглядел уже стариком и умер в тридцать девять – от старости и еще кучи хворей и болезней:
рака мозга и кишечного тракта, постоянных обмороков, страшных головных болей, паралича ног, судорог горла, потери памяти и бессонницы. Его переутомляла даже короткая беседа. Вскрытие мозга после смерти гениального Блёза Паскаля обнаружило одну из извилин, полную гноя и запекшейся крови.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Свет и цвет иконы.
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- Аод и Еглон. Жертвоприношение
- Вирсавия
- Иоанн Предтеча. Рождество
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Традиции похорон
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание...
- Триодь Цветная. Воскресение Твое...
- Я попросила у Господа...
Бездна меня привлекает, заманивает, затягивает. В ней — все мои страхи. И все страхи человека вообще. Из родника пила, как же не пить, если столько раз ходила на святой источник и омывалась не раз. Конечно, вода чистая, но не пройдя через бездну, истина никогда не будет зеркально чистой, как родниковая вода. Это две половинки, как лицевая сторона и изнанка.
Тина, вы когда-нибудь пили воду из родника? Если да, то наверняка заметили, что весь песок и камни оседают на дно, а на поверхности — чистая вода, и надо осторожно, не замутив воду, взять ее ладошкой и, пить… Вот так и истина — на поверхности…
А бездна всегда мистика, как и квадрат Малевича ;), чего только там не увидишь
Да, мистика — это самое важное в православии. Мистическое — это та глубина, погрузившись в которую можно понять то, что словами не выразишь. А на поверхности сами знаете что плавает.
Тина, вас так привлекает мистика?
Его открытия — это, как он сам определил, ремесло, которое не дает понимания ни жизни, ни человека, ни Бога, ни веры. Своим ремеслом он начал заниматься с девяти лет и к моменту своего второго обращения (в 31 год) он достиг всего, что хотел. Мог бы и дальше так жить, но это было больше бы похоже на повторение пройденного и бегом по кругу. Его гениальность состоит в том, что он это понял и осознал: душа не принимала дальше его научных штудий. Он был мистиком, которому открылась бездна. И жить как жил до этого момента, он просто не мог. Я преклоняюсь перед Паскалем и его гением.
Гений. Не по многочисленным открытиям, а по складу ума, который привел его к свободе разума и только в таких случаях ему (разуму) удается свободный полет мысли… и чем полет выше, тем мельче он кажется тем, кто остался внизу…
А для меня закон Паскаля — это вообще темный лес. Наверное, в школе проходили, но, убейте, не помню. Я о Паскале сразу узнала как о философе, еще когда училась на философском факультете. А в девяностые, когда появилось много времени для чтения, заново его открыла для себя. И язык программирования Паскаль — вообще для меня что-то невообразимо сложное и непонятное.
Ничего не знал, кроме закона Паскаля из гидравлики. Спасибо.