Борис Кустодиев: любовь к своему

boris_kustodijev1

Зима. Масленичное гулянье. 1919

Говоришь «Борис Кустодиев» - видишь русскую масленицу, ярмарки, полнотелых красавиц-купчих, русский самовар и все это об одном - о любви: любви к семье, к своему, родному, русскому, к России.

Живопись Бориса Кустодиева - заключительный аккорд художников-передвижников, но только без их обличительного пафоса и без акцента на темной стороне русской жизни. Это гимн уходящей русской старине, той России, которой никогда  не было, но в воображении художника она была именно такой: разгульной, яркой, цветастой, щедрой и уютной.

На такую Россию Борис Кустодиев смотрит по-доброму, чуть с юмором и иронией, понимая, что это – всего лишь русская мечта о сытой счастливой жизни, мечта о молочных реках и кисельных берегах, материализовавшаяся в златокудрых, дородных и полногрудых русских красавицах, которые спят на перинах, нежатся в атласных подушках и укрываются пуховыми одеялами.

boris_kustodijev2

Купчиха, пьющая чай, 1923 год

В этой счастливой сказочной жизни царствуют безмятежность, покой и достаток: здесь пьют чай из богатых пузатых самоваров и позолоченных фарфоровых блюдец, одеваются в дорогие шубы и яркие нарядные платья, живут в мире и душевном согласии с собой, наслаждаясь маленьким семейным счастьем и уютом.

Конечно, эта лубочная жизнь существовала только в воображении и фантазии художника: когда он писал свою «Купчиху»  на дворе стоял 1923 год, разруха, голод, а самого художника мучила смертельная болезнь, навсегда приковавшая его к инвалидному креслу.

Но именно тогда ему больше всего хотелось говорить о радости жизни, о чуде, о красоте народной жизни,  какие бы времена на дворе ни стояли, именно тогда были написаны лучшие его картины:

«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему "русскому" - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин», - писал художник.

boris_kustodijev4

Красавица. 1915

«Лубочность» и декоративность кустодиевских картин раздражали коллег по «Миру искусства»: художник оказался инородным этому кругу. Русской провинциальной жизни Бориса Кустодиева здесь противопоставляли холод и серость Петербурга, выбравшего западный путь развития с его петровскими монументальными садами, екатерининскими и елизаветинскими элегиями.

Художник хоть и стремился освоить эстетику мирискусников, но по внутренней сути всегда оставался на противоположной стороне. Откуда у него возникла любовь именно к такой России, будет непонятно, если не знать историю жизни художника.

Родился он седьмого марта, в день, который сегодня ассоциируется вовсе не с именем русского художника, а с известным советским праздником. Борис Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии по русскому языку. Отец умер, в  семье, кроме двухлетнего Бориса, осталось  еще трое детей.

В девять лет мальчика отдают в духовное училище, а через пять, по окончании училища, он поступает в духовную семинарию.

boris_kustodijev5

Масленица. 1919

Мечта стать художником родилась довольно случайно: однажды, в девятилетнем возрасте, придя на выставку художников-передвижников, мальчик восхитился картинами и в душу запала мечта стать таким же, как они. Но путь от детской мечты до ее воплощения оказался сложным.

Казалось, учеба в духовной семинарии уже определила его будущее, но в пятнадцать лет юноша впервые попадает в Петербург и идет в Эрмитаж. Здесь он вспомнил о той, первой в жизни выставке и его судьба была решена окончательно.

Вернувшись в свою Астрахань, Борис Кустодиев поступает в кружок любителей живописи и начинает брать частные уроки у П.Власова.  Видя талант юного ученика, Власов советует ему поступать в Москву, в училище живописи и зодчества.

Борис бросает духовную семинарию и в восемнадцать лет  едет в Москву. Но в поступлении ему отказано, т.к. максимально допустимый для поступления возраст уже прошел: «переростков» не брали. Тогда он едет в Санкт-Петербург и поступает в  художественное училище при Академии Художеств.

boris_kustodijev6

Масленица. 1920

При реорганизации Академии, он начинает учиться в мастерской И.Репина, который выделял его из всех своих учеников. В двадцать пять Кустодиев оканчивает с золотой медалью училище и получает право стажировки за границей на два года. Однако, за границей он не смог прожить и полугода.

Париж оказался ему чужим и он возвращается в Россию. Поиски своего стиля были трудными, к нему художник придет почти через десять лет после окончания училища, а пока он пробует себя в преподавательской деятельности, в театральной жизни и снова едет за границу.

Собственное видение сформируется только к тридцати пяти годам. В то время у него диагностировали опухоль спинного мозга и Борис Кустодиев оказался отрезанным от внешнего мира. Операция и лечение не дали  результатов, на которые рассчитывал художник и его семья.

Врач сказал: «Надо выбирать: оставить: руки или ноги». Оставить художника без рук было немыслимым. Борис Кустодиев оказался обездвиженным, а позднее ноги пришлось ампутировать. Именно тогда художник начал писать свои яркие, радостные праздники и пышнотелых купчих.

Писал по памяти,  или то, что рисовало его воображение. Он вспоминал, что все его картины того периода стояли перед его глазами. ему оставалось только их перенести на холст.

boris_kustodijev7

Балаганы. 1917

Любимой темой художника стали  народные гуляния: если добавить к масленичной теме ярморочные сюжеты и балаганы, то понятно, почему имя Бориса Кустодиева  ассоциируется не только с русскими полнотелыми красавицами, но и с народными праздниками и религиозными торжествами: Пасхой, Крещением, Вербной неделей, Троицей, Масленицей.

До Бориса Кустодиева на тему масленицы написано всего две картины:  В. Суриковым «Взятие ... городка» и К.Маковским "Народное гуляние во время масленицы ...".  Фактически Борис Кустодиев начинает разрабатывать тему с нуля, следуя традициям театрализации быта, которую увидел у голландских мастеров, прежде всего, у Питера Брейгеля Старшего.

Брейгелю художник следует в изображении  жизни народа, во всех ее радостях и деталях, в изображении гармоничного единства человека и природы, в построении композиции картины с высоты птичьего полета и во многом другом. Сам художник пишет об этом так:

boris_kustodijev9

Зима. Крещенское водосвятие. 1921

«В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но анекдот этот чрезвычайно "убедителен", потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни "высокого", ни "пошлого", "низкого", всё они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Праздничная панорама в картинах художника открывается как на ладошке во всей ее полноте, динамике  и красочности. Борис Кустодиев создает обобщенный образ русского праздника, яркого, веселого, балаганного, в котором главное - соборное  начало, где каждый чувствует себя частичкой единого целого, веточкой на огромном дереве народной жизни, уходящей корнями в глубокую старину.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged великий, Великий Пост, народные праздники, русская культура, русские имена, русские художники, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

8 Responses to Борис Кустодиев: любовь к своему

  1. Действительно, очень немногим удается сохранять оптимизм в болезни. Я бы точно впала в пессимизм. Но он не только оставался оптимистом, но и писал свои картины так, что никто и не подозревал, что делал он это тяжело-больным и обездвиженным человеком.

  2. Nasati says:

    Поразительно! Даже не подозревала, что у художника такая судьба.
    И сразу всё воспринимается иначе… Только благодарность за такие жизнелюбивые картины и восхищение этим человеком.

  3. Теплая зима, наверное, была в большинстве регионов России. У нас тоже. И весна пришла рано. Про лето у нас говорят разное, чаще, что оно будет дождливым. Да «нет у природы нормальной погоды!»

  4. Согласна: «…это своеобразный триумф народного творчества». А самое главное, что лично меня поражает и вдохновляет одновременно, — когда он их писал. Я ставлю себя на его места и совсем не уверена, что смогла бы радоваться жизни так, как радовался он. А главное, какие он писал картины!!!

  5. nadilel says:

    Без Кустодиева я не представляю русскую живопись, это ее своеобразный триумф народного творчества.

  6. Смотрел я его картины не раз. Впечатляет дородность женщин. Не интересовался подробностями биографии и жизни художника, но что ему привлекательны были пышные формы — это факт. И всё же смотреть такие картины нужно вживую, так как видел множество картин, которые на экране монитора выглядят пригляднее. Но, Кустодиев — это всё же ФАМИЛИЯ. Возможно краски, техника их наложения, свет…
    А зима была тёплая, но как же надоела. Сейчас перекидываю сотни килограмм снега в теплицу и топлю печку. Лето обещают жарким — опять напасть. Ну, нет у природы нормальной погоды!

  7. У меня точно такие мысли были, когда смотрела на его картины: мороз и солнце, такой пышный иней на деревьях, какой сейчас бывает очень редко, а уж на масленице и не помню, чтобы такое видела. У нас тоже все тает, лужи, мусор, черный снег… Но зато светит солнце, совсем по-весеннему. У моего дома снега почти нет. Потому что малоснежная зима и ранняя весна. К концу марта уже все растает совсем.

  8. Оксана says:

    Какая замечательная масленица у Кустодиева! Зима, солнце, морозец, снег сверкает! А в нынешнем году — серость, сырость, межсезонье…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *