Когда в 1973 году в Ленинград приехал знаменитый
Диана Арбус (1923 г.р.) интересовалась людьми, мягко говоря, странными – с отклонениями физическими и психическими, и сама была женщиной очень странной, всю жизнь пытавшаяся вырваться из шаблонов и правил общепринятой морали и приличий.
Но любила она не уродство, а инаковость, непохожесть, индивидуальность, считая, что каждый человек – это особый мир, который стоит внимания. Тем более его достойны те, кого общество скрывает, выталкивает в подполье или запихивает в особые заведения.
Внучка русских евреев-эмигрантов с фамилией Немеров, Диана Арбус стремилась быть похожей на деда, поехавшего за тридевять земель в тридесятое царство покорять неведомую страну Америку. Уже во втором поколении, его сын, отец Дианы, стал крупным бизнесменом, открыл магазин «Меха» для богатых и элитных клиентов на Пятой Авеню, обставил дом роскошью и материально уже ни в чем не нуждался.
Но при этом меньше всего его интересовала собственная семья - жена и трое детей: он был озабочен своей работой и бесконечными любовницами. Мать Дианы вела обычную жизнь жены миллионера, целыми днями мучая телефон или занимаясь шопингом, отдав детей на попечение нянек и прислуги.
От такой жизни уже в тринадцать лет Диана мечтала сбежать и заявила, что выходит замуж. Её избранником стал бедный продавец богатого отцовского магазина. Родители категорически воспротивились и им удалось «спасти ребенка» от ее любовных фантазий, но стремление вырваться из родительского дома, спастись от одиночества и депрессий любой ценой, у девочки осталось.
Но прежде замужества девочка училась живописи в элитной школе, при этом страшно ненавидела, когда ее хвалили и отказывалась заниматься тем, что у нее хорошо получалось: она предпочитала преодолевать трудности.
И хотя отец, заметив способности дочери, нанял ей репетитора, к тому времени интерес к живописи у нее уже пропал – не в последнюю очередь, потому что у нее это получалось. Примерно та же история произошла и с семейной жизнью.
Дела пошли в гору: fashion-фотография была востребованной. Отец Дианы делал им заказы для своего богатого магазина и покупал на свои деньги фотоаппаратуру. Появились и другие заказчики, в том числе и из числа известных журналов, какими были Vogue и Glamour.
Все, казалось, налаживалось, но Диане такая жизнь – добропорядочной жены, помощницы мужа, матери – не устраивала, она хотела большего: начать снимать самостоятельно и вовсе не гламурных девиц. Глянец и мода ее никогда не интересовали, а роскошь и показушность она возненавидела еще с детства, насмотревшись на родительскую жизнь.
Она ушла в никуда, ей предстояло строить свою жизнь заново. Позднее Аллан скажет, что благодаря тому, что Диана решилась уйти от него, она стала настоящим фотографом. Последние пятнадцать лет жизни, вплоть до самоубийства в 1971 году в возрасте 48 лет, Диана искала себя и нашла, когда по совету своей наставницы Лизетты Модел начала снимать «уродцев», аутсайдеров, неудачников.
В работе с мужем ее всегда напрягали правильность освещения, постановочность кадра, искусственно созданные образы успешных и красивых. Она хотела другого, настоящего. В этот период выходит на экраны фильм «Уродцы» о безответной любви циркача-лилипута к злобной гимнастке.
Более того, именно ошибки и отклонения природы, а не искусственная идеальность делает мир привлекательным, разнообразным и притягательным. Близнецы, лилипуты, карлики, трансвеститы, проститутки, циркачи, дауны, нудисты, заключенные, сумасшедшие, умственно отсталые… Все эти «ошибки природы» и маргиналы становятся ее моделями.
Нет отклонений от норм, есть люди, которые травмированы изначально, а потому они уже ничего не боятся, они – аристократы духа от рождения. Но даже нормальные люди - прохожие и гуляющие в парке семейные пары - выглядят на ее фотографиях странными и вовсе не благополучными.
Или вот сестры-близнецы, которые почему-то выглядят страшновато, потому что одна улыбается, а вторя слишком серьезна для ребенка. Или семья, в которой умственно-отсталый мальчик со скривившимся лицом выдает неблагополучие семьи. Диана не любит организовывать съемку, она готовит к съемке себя, а не модель.
Диана Арбус похожа на охотницу, которая ждет момента, когда проявится нужная ей реакция и, если успеет, щелкнет фотоаппаратом. У нее каждый кадр неповторим, она не делает 5-10 кадров, чтобы потом выбрать из них лучший. Или сразу или никогда. Чтобы так снимать, нужен контакт с моделью, иногда прямой, сексуальный. Только тогда модель могла раскрыться полностью, допустив до своей внутренней сакральной жизни. Именно это было для нее самым интересным.
Уродами она считала не этих людей, а тех, кто тыкал в них пальцами и издевался над ними. Всего через несколько лет после начала самостоятельной работы, ее странные фотографии были замечены, она стала получать гранты, ее фотографии начали выставляться в Музее современного искусства, а за год до самоубийства Арбус была назначена пожизненная пенсия, чтобы она могла спокойно работать.
Диана умерла на пике славы, тайну ее смерти уже не разгадать. Страдая от перепадов настроения, депрессии и головных болей, она принимала сильнодействующие таблетки. В тот день, 26 июля, рядом с ней никого из близких не оказалось. Приняв большую дозу наркотиков, она легла в ванну в одежде и вскрыла вены. Тело Дианы Арбус нашли через два дня...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Пьер Абеляр
- Ревекка
- Подкаблучники
- Говорить по-русски
- Симона Вейль
- Ар нуво: женщины Альфонса Мухи
- Дом, рождённый любовью
- Страстная среда
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Когда женщина выходит на тропу любви
Да, я знала об этом фильме, но не смотрела. В некоторых комментариях мне писали, что смотрели этот фильм и там она показана в не лучшем свете, как я поняла. Я даже вынуждена была оправдываться, что она у меня слишком хорошая получилась.
Приветствую Вас, Тина!
Вчера совсем неожиданно для себя «наткнулась» на худ.фильм Стивена Шейнберга «Мех, Воображаемый портрет Дианы Арбус»…
Еще не смотрела, но, вот решила сразу поделиться «своей новостью» ) с Вами!
Хотя, вполне возможно, Вы уже знали о существовании его.
Я, так, на всякий случай! ) Хороших Вам дней!
И здесь я с Вами согласна: «Идеалисты часто приходят к краху в житейском смысле, хотя в чем-то другом они достигают своих вершин». И Фофанов и Арбус действительно были идеалистами. К сожалению, если переиначить известную поговорку: «Если ты идеалист, то это навсегда». Знаю это в том числе и по себе. Все материальное меня как минимум напрягает, как максимум — отталкивает. Мне там скучно: с этими деньгами, шмотками, заботами о том, чем насытиться и т.д. А в идеальном мире — все необычно, все интересно, все играет разными красками и звуками. Человек, лишенный этого, будет воспринимать лес как древесину, которую можно продать, животных — как мясо, птичек — не как Божьих тварей, а как нарушителей тишины. Диана Арбус, мне кажется, пыталась найти и увидеть красоту, прежде всего. Красоту даже там, где ее никто не видит, хотя красота — это не гламур, а нечто большее, чем красиво наряженные живые куклы (фотомодели). Красота есть во всем, что живет и существует.
Воздержусь от философской темы духовности — уж очень мне там все представляется неоднозначным, может быть, просто мне нехватает интеллекта, чтобы определиться
Поэтому попроще — о Диане Арбус. Идеалисты часто приходят к краху в житейском смысле, хотя в чем-то другом они достигают своих вершин. К идеалистам, как это ни странно, я бы отнес и Фофанова и Арбус. Фофанов признавал для себя только существование в «лазоревом гроте», игнорируя все остальное. Арбус подсознательно тоже к этому стремилась, плюс еще ее с детства атрофированное чувство противоречия. Она упорно доказывала, что жизнь — это не «лазоревый грот»… Возможно и покончила с собой, потому что поняла, что это не надо доказывать — это и так ясно. Извините за мрачный юмор
Здорово!!! Кстати, статья о Карле Булле, о которой сообщила моя читательница в тексте, написана Алексеем Китаевым. Это не тот самый Ваш знакомый? Буду писать о нем, обязательно сошлюсь на Вас.
Тина, без вашей помощи и статьи никогда бы не узнал о существовании такого интересного фотографа. Спасибо! В философию не стану вдаваться, хватит ее и без меня.
Здесь упомянули Карла Буллу, и я вспомнил один разговор.
У моего московского друга есть питерский друг — потомок Буллы. Восемь лет назад он задал мне вопрос: кому можно продать фотографии на стекле? Давать объявление он боится, мало ли что, а найти хорошего покупателя не получается. Тогда я и узнал, что он один из потомков известного фотографа — владелец большой коллекции фотопластинок.
О теперешней ее судьбе ничего не знаю, но было бы интересно пообщаться с Алексеем напрямую.
Это Вам спасибо, Лилли! Скачала оба текста, теперь буду работать!
Ура! Я рада!
Попробовала, не получается. Тогда я просто набрала текст «Империя Карла Буллы …» и увидела его. Спасибо!
Тина!
Тогда я попробовала набрать Google.ru и затем уже там набрала Элитариум Империя Карла Буллы
Надеюсь, получится на этот раз!
Лилли, спасибо большое. Это то, чего я так долго от Вас ждала. С первой ссылкой все понятно, буду читать, а со второй — непонятно. У меня открылся список статей на первой странице, где указанной статьи о Карле Булли нет.
И…не удержалась я вот…), согласна с Вами!
http://buy-books.ru/photographers/sebastiao_salgado/
Тина, материальчик на тему, что фотография как и живопись — потрясающий мир!!!
Надеюсь, все откроется!
Юра, не все можно опредЕлить, в частности, Дух как раз относится к такой категории. Дух, как говорит Евангелие, дышить, идеже хощет и не нуждается ни в каких определениях. Духовность либо чувствуют, либо нет.
___________________________________________________________
Дело в том, что не ваша, а настоящая духовность может проявиться только в нашей форме ( и не важно будет ли это кукла барби или квазимодо!)
_______________________________________________________________
В том- и дело, что нет никакого «может» и «только» в духовной, потому что это не та модальность. «Должен», «может», «нужно» предполагают нечто обязательное, только в данном случае здесь опускается КОМУ должен, КТО должен, КОМУ нужно? Предполагается, что тот, кто использует эти слова и работает в такой системе координат знает, КАК надо. А я не знаю, КАК определить духовность, потому что для меня она существует в иной логике и в иной модальности.
Yuriy Sudakovich Оп па…, оказывается ваша духовность связывается, исключительно: с нищетой, уродливостью, со всякими исключичениями от норм и гармонии в мире…Очень интересно, но ведь наша жизнь построена согласно правил золотого сечения, числового ряда фибоначчи, ид.ит. Но вот безобразное в эти пределы не входит, то есть не входит в првила гармонии мира? Теперь о духовности…, когда — то я просил вас определить духовность ( хотя бы в нескольких строчках ) ? Вы выносите данную категорию за скобки любого определения… Но можно ли оперировать подобными словами, без всякого намека на их истинное содержание?! да будет вам известно, что проявленное и непроявленное ( духовность и форма) — есть целое, из которого вам хочется изъять одну часть… Дело в том, что не ваша, а настоящая духовность может проявиться только в нашей форме ( и не важно будет ли это кукла барби или квазимодо!) Без формы нет никакой духовности, иначе для чего было бы творению воплощать все вокруг себя в простые и сложные формы…. В этом то и весь кайф, что мы — не люди обладающие духовностью, а духовность окружающая нашу форму, мы как тело — форма, находимся внутри духовности! так что все очень даже рифмуется!
Фильм не смотрела, но найду и посмотрю.
________________________________________________________________________________________
««Благовоспитанное» бурж.общество 30-х годов — сейчас выглядит не менее дико.
________________________________________________________________________________________
Вот этого я не зала, но нашла об этом статью, в которой пишется, что «зоопарки, в которых показывали негров, в Европе начали закрывать лишь перед Второй мировой войной. Последнего африканца выпустили из клетки «человеческого зверинца» в Европе лишь в 1936 году». В начале девяностых, говорят, и у нас богатенькие устраивали у себя нечто подобное: люди в клетках как звери. «Бремя белых» — колонизировать и нести «культуру и свет» в «дикие» страны. И Россию хотели колонизировать, а сегодняшняя «оппозиция» недавно на своей сходке так и объявила, что когда придет к власти, то добровольно отдаст Россию в колонию западу, чтобы «исправить» мораль «ватников».
_______________________________________________________________________________________________________________________
В свете последних событий перестала смотреть Евроньюс и все, что связано с официальной Европой, воспринимаю очень критически. Патология? Что есть патология? Норма меняется и соответственно, как Вы говорите, то, что считалось раньше патологией, сегодня вполне укладывается в норму. В связи с этим всегда вспоминаю Ницше, посвятившего морали и нравственности не одну книгу.
Буду ждать!
Тина, хороших дней Вам!
Прочла Ваше…вчерашнее…
Не забуду….при первой же возможности пришлю!
Фотографии замечательные.
Но в сегодняшнем мире, где патология ( sorry! — инаковость) становится нормой, их острота уже не та. Само «Благовоспитанное» бурж.общество 30-х годов — сейчас выглядит не менее дико.
( Европа. Австрия, до 39-го года(?) в зоопарке был вольер с неграми — представителями африканской фауны. Очень не любят о том вспоминать сегодняшние «ревнители»…….).
Хорошо ли, плохо ли…просто Природа виртуозно, немыслимыми способами восстанавливает свои балансы, разрушаемые цивилизацией.
Гримасничает и импровизирует.
— Вот где не устаём удивляться!
P.S. Еще раз пересмотрю фото.
( в тему: фильм А.Кайдановского «Жена керосинщика». )
Родченко очень люблю, писала о нем, Вы, наверное, помните. Фотография, оказывается, это так увлекательно и интересно! Раньше и не предполагала, что когда-нибудь у меня появится к ней интерес, а сейчас думаю, что это такой же необъятный мир, как и живопись и в ней столько же интересных личностей.
Лилли,большое спасибо за приглашение, очень рада, что Вы готовы меня принять, но я так давно уже никуда не выезжала, что любая поездка для меня будет стрессом. И дело даже не в финансах, как я писала, а именно в страхе. Я боюсь мира, я — затворница, веду монашеский образ жизни, к которому давно привыкла. Но если вдруг преодолею свой страх, то непременно приеду. Буду иметь в виду, что меня ждут где-то в Прибалтике.
Я помню, Вы обещали сделать фотографию с могилы Игоря Северянина. Пришлите ее по почте, пжл, я ее размещу в блоге. Пишите и присылайте на емейл. Жду!
А кто сказал, что они сочетаются? Духовность с прекрасными формами и вообще с формами не рифмуется.
Yuriy Sudakovich отвечает:
Тина, а можно ли увидеть человечность в кукле — барби? Я думаю, подобная задача не из простых! Если духовность и прекрасные формы — сочетаются? Попробуйте, в качестве домашнего задания…
Юра, каждый видит то, что ему ближе, на что откликается его сердце, ум и душа. Конечно, Диана — это мой герой, Вы правы. Ее взгляд на мир и на себя мне импонируют. А фотографируя своих уродцев, она показывала как раз то, о чем Вы говорите — многообразие жизни, что жизнь гораздо сложнее, чем то, что показывают в журналах мод, чем она занималась долгое время с мужем ради денег: штамповала гламурных красавиц. Жизнь многообразнее, сложнее, интереснее и привлекательнее. И показуха, реклама и желание выдать жизнь за этакую смазливую Барби — ей ни к лицу. Она в этом просто не нуждается.
Yuriy Sudakovich пишет:
Да Тина ! это все ваше…, надломленность, инаковость, депрессия… Только — инаковость мне кажется интересной…, да о чем это я…, вы же в курсе… Внешняя уродливость — не есть сущность человека, есть много уродливых негодяев и совсем наоборот… Вопрос отнюдь не в морали…, нужно смотреть внутрь и сквозь — все там… Многие работы построены как эпатаж…, жаль, что она не увидела — «сущее» и во внеше красивом, как нашла его во внеше — отвратительном.. Жизнь намного более многогранна…, в ней есть все (как часто низость благородна и злы невинные уста…) Интересно было бы ее решение в относительно приличной внешности найти то, что она искала во внешнем — уродливом, тогда была бы полная картина!
Да, Вы правы. Диана, например, очень обижалась, когда говорили, что она фотографировала уродцев. Сама она говорила, что строила композиции.
Очень понравились слова о душевном уродстве, к которым присоединяюсь от всей души: «Жаль только, что уродство душ расплодилось до критических размеров, вот это по-настоящему страшно…». Ме и Диана, и все ее герои очень близки, хоть меня один мой постоянный читатель (Юрий) упрекает в моей склонности к и приверженности ко всякого рода ненормальностям. Да, именно они мне интересны, они дают мне пищу для ума и сердца. Я люблю именно таких людей, испытавшие жизнь на все 100% и даже больше во всех ее прелестях. а не только в радости. Диана была неравнодушна к таким людям, потому что сама чувствовала в себе странности и болезни. У меня тоже был период, когда я просто физически чувствовала, как теряю рассудок. Мне было очень страшно. Я всегда помню об этом и знаю, что это состояние может снова ко мне вернуться.
Да, я поправила то, что не работало, не дождавшись помощи от админа. Вот так всегда: когда уже нет никакой надежды, начнет сам себя вытаскивать за волосы.
Да, кстати, наконец-то сайт стал нормально функционировать в части комментариев, надеюсь это надолго…И это радует…
А мне понравились фотографии. Даже порадовали, тем, что есть (были рождены на земле) настолько неравнодушные люди, как Диана Арбус, глубоко, искренне болеющие своей душой за немножко иных людей. Я не вижу здесь настоящего уродства — уродства души в человеке ( когда, например, лицо гламурной красавицы искажено уродством гордыни, брезгливости .. или других «нормальных», также уродствующих себя и все вокруге своей). Да, есть в людях на фотографиях физические и духовные болезни, переданные по наследству или по промыслу Божьему, но глаза, души этих людей совершенно настоящие, чуткие, какие-то даже сверхчувствительные в восприятии окружающего их и отражающего «нормальных» людей. Очень понравилась фотография с «солнечными» девушками. Фонтан искренней радости и открытости. Умиляет. Жаль только, что уродство душ расплодилось до критических размеров, вот это по-настоящему страшно… И здесь фотографируй хоть каждого второго, большая беда от этого…
Благодарна Вам, Тина, за добрые слова!
У нас проходит сейчас выставка Leica 100 — так на ней я неожиданно для себя увидела некоторые фотоработы Александра Родченко.
И…скоро буду в Таллинне, обязательно сделаю для Вас свежее фото последнего пристанища Короля Поэтов….я ведь обещала…а если вдруг надумаете, милости прошу, пока я в Эстонии…могу помочь и визу оформить…
Вам хороших теплых дней!
Есть художники, работы которых смотришь долго-долго… потом понимаешь почему художник.
Потрясающе!!! Спасибо!
А как Вам фотографии Тины Модотти?
http://redbullblog.com/fotograf-tina-modotti-tina-modotti/
Лилли, честно говоря, в статьях по фотографии я ориентируюсь на Вас. Когда пишу, всегда вспоминаю Вас и не хочется подводить Вас, поэтому выбираю только лучшее, а Диана Арбус — фотограф уникальный, необычный не только выбором своих моделей, но главное — своим взглядом на жизнь, отсутствием всякого пиара и показухи. Она была настоящей. И снимала по-настоящему и настоящую жизнь.
Замечательная яркая звезда — эта женщина!
«В её жизни, её фотографиях,в её смерти не было ничего не существенного или банального» Ричард Аведон
Жаль, сорвалась она…
И она и Сутин, согласна с Вами, Тина, оставляют в памяти следы…
Здорово, что появилась еще одна Ваша интересная «фоторабота»..
Спасибо!
Вы правы. Реакция большинства, которые впервые видят ее фотографии — именно такая. Многие вообще после 2-3 фотографий уходили с выставки. Но лично мне они напоминают чудаков Хаима Сутина, глядя на которые я всегда улыбаюсь. Потому что и она, и он их любили и писали и фотографировали их портреты с любовью. Мне ее герои напоминают Фофанова, о котором в»приличном обществе» всегда говорили с брезгливостью как об идиоте. Все настоящее, в том числе и жизнь, происходит на периферии.
Жутковатые фотографии.