Мстислав Добужинский. Поэзия городов русских

dobuginskij

Автопортрет

В 2015 году Мстислав Валерианович Добужинский отметил бы сто сорок лет со дня рождения (1875), и потому этот текст - запоздалое посвящение одному из лучших русских художников Серебряного века, принадлежавшего  младшему поколению мирискусников, эстетике модернизма которых остался верен до конца.

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным  графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.

Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник  жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов  он закончил.

dobuginskij1

Город. 1904

Основная тема  Добужинского – большие столичные города - Петербург, Москва,  Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага - и города  малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…

Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными  той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.

Художника интересует не только и не столько  городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько  городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.

dobuginskij2

Фабрика газов. 1914

Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы,  рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.

Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны  на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают  жить  своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.

В его картинах присутствует тайная  жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.

dobuginskij4

Дьявол (образ города-тюрьмы)

Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека  до тех пор, пока не напитается его кровью.

Особенно страшен город ночью: молчаливый  и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени "человек", который ютится в  своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов.  Однажды я тоже ощутила такой же страх, когда увидела строящийся дом, в котором были возведены стены, но пока не было окон.

Эти пустые глазницы действительно были похожи на труп мертвого человека. Так выглядят разрушенные войной города и, наверное, такой образ всплыл из подвалов моего подсознания. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются,  по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.

dobuginskij3

Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга 1905-1906 (образ городского человека)

В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных:  спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового  столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.

Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то  провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем  и стариной.

Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь - ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное  и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.

dobuginskij5

Провинция 1830-х годов. 1907

В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.

В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает  много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..

Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» - вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.

dobuginskij6

Чернигов. Фотография. 1912

Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.

Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке.  Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:

«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».

dobuginskij7

Воронеж. Ворота. 1912

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

26 Responses to Мстислав Добужинский. Поэзия городов русских

  1. Добужинский к концу жизни тоже сдал, он очень не любил Америку, где он жил последние годы, и старался при всяком удобном случае уехать в Европу. Так и скитался меду тем и этим.

  2. Людвиг says:

    Отличный вариант: оптимист>реалист> оптимист. Это, можно сказать, — «несгибаемый оптимист», а применительно к пессимисту будет «все прошедший пессимист» :))

  3. nadilel says:

    СогласнаЯ :) …я бы добавила и такой расклад: оптимист>реалист> оптимист, то же самое и с пессимистом, тем более, что на смертном одре оказываются все в равной степени ;)))))

  4. Людвиг says:

    Конечно, все относительно — кто-то больше, кто-то меньше. Но мне кажется, что, если взять во времени, то для каждого естественно такое изменение оптимист > реалист > пессимист :)) Вариации могут быть разные — и на смертном одре можно быть оптимистом :))

  5. Не думаю: реалисты они же отметают крайности и чаще других обвиняют пессимистов, что те видят все в черном свете, а оптимистов — в том, что не видят чего-то, что видят реалисты. Реальность у каждого своя, а реалисты претендуют на то, что только их реальность имеет право на жизнь и на истину в последней инстанции.

  6. nadilel says:

    Я думаю, что реалистами могут быть в равной степени как оптимисты, так и пессимисты…

  7. Это точно!!!

  8. Людвиг says:

    Маргиналам, конечно, легче — они уперты в своих понятиях!

  9. Да, это верно. Реалистам приходится хуже всех, потому что ни те, ни эти, и ни то, и не другое. Словом, ни рыба, ни мясо.

  10. Ну, то, что я законченный интроверт, мне сказали еще тридцать лет назад. И чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в этом. Но все ли интроверты пессимисты? Если и не все, то, наверное, большинство.

  11. nadilel says:

    Сомневаюсь… Вы любите всех о ком пишете здесь, какой же вы пессимист, Тина?… Вы законченный интроверт :)

  12. Людвиг says:

    Извините, что вмешиваюсь, но деление на оптимистов и пессимистов неполное — есть еще реалисты, которых не принимают ни первые, ни вторые :))

  13. Та я тоже — со дна, хотя мне простительно — я пессимист.

  14. nadilel says:

    А-ха, Тина… я оптимист, но вещаю со дна :)))))))

  15. Как говорится, мастерство не пропьешь. Если что-то однажды учил или чему-то учился, то стоит об этом напомнить, старые навыки и знания возвращаются. Так что никто не забыт и ничто не забыто. Просто оно ушло на дно и в любой момент может появиться

  16. nadilel says:

    Тина, вы мне льстите… я не раз говорила, что все благополучно забыла, а общение с вами не только пополняет мой просвещенья дух, но и вселяет надежду, что кое что еще помню 😉

  17. Жаль, что молодое поколение не так образовано, как Вы. Да и я стала просвещаться в этом отношении совсем недавно, в отличие от Вас. Завидую, что не училась в художке.

  18. nadilel says:

    Добужинский, как и Сомов, знакомы мне еще с советских времен, когда училась в художке, а так как у меня русское образование, то и источники образования были соответствующие

  19. Спасибо! Ждала Вашего комментария. Оказывается, Добужинского мало кто знает, хотя я была уверена, что он не настолько забытый, например, по сравнению с Сомовым.

  20. nadilel says:

    Спасибо, Тина…. всегда узнаю что-то новое из вашей волшебной шкатулки

  21. Искусствоведы пишут, но не так много и не так часто. О всех художниках, которых я перечислила, так или иначе писала. Можете поискать их по метке «художники» .

  22. Людвиг says:

    С нами — обывателями все понятно :) , а искусствоведы? не могли их вытащить на свет божий?
    Интересный список, спасибо за подробный ответ!

  23. Дело в том, как мне кажется, что все мирискусники, хоть и перестали быть запрещенными, но за время, пока они были у нас в стране под запретом, выросло не одно поколение, которое ничего о них не слышало. Эту судьбу разделили Бакст, Сомов, Анненков, Ларионов, Экстер, Челищев, Анисфельд, Пуни, Пожидаев, Ремизов, Григорьев и многие-многие другие, менее известные, чем названные. Только единицы остались на слуху от того времени: Шагал, Бенуа, Гончарова, Серебрякова да еще парочку имен. И все. Да и то не уверена, что кроме Шагала еще кто-то известен современному поколению. Добужинский оказался в числе забытых имен. Хотя его иллюстрации «Трех толстяков» и «Бармалея» хорошо известны, но скорее визуально, и тем, кто покупал детские книги в советское время. В прошлом, 2015 году, переиздали «Бармалея» с замечательными иллюстрациями Добужинского. Моя следующая статья будет посвящена его книжным иллюстрациям. Он очень много работал над иллюстрациями русских классиков: Достоевского, Пушкина, Лескова и других.

  24. Людвиг says:

    Я весьма поверхностно знаком с миром художеств, поэтому, возможно, Добужинский мне был неизвестен. Или же все-таки он недооценен в этом мире — ведь запреты уже довольно давно сняты?

  25. Во многом это объясняется тем, что он принадлежал к «Миру искусства» негласно запрещенному после двадцатых годов, когда большинство членов этого сообщества уехало за границу, в том числе и Добужинский.

  26. Людвиг says:

    Почему так получается, что такой великолепный художник нам совсем неизвестен? Спасибо Тина, что Вы открываете такие страницы искусства!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *