Не всякая дорога к Храму ведет к Богу, даже если каждый день физически идешь по этой дороге к своему маленькому храму или идешь к Храму Гроба Господня в граде Иерусалим. Слово в устах человека, опытно не пережившего его внутренний смысл, является просто носителем информации, превращаясь в набор пустых звуков.
От частого и бессмысленного употребления от слова остается только оболочка, иногда очень красивая, так что иной не преминет воспользоваться ею для украшения своей речи или придания себе большего веса. Слово оживает не от частого его употребления, а от наполнения его переживаниями и собственным опытом.
Сегодня вошло в моду паломничество на Святую Землю, стоит путевка относительно недорого, проблем – никаких, разве что только финансовые. Но эта лёгкость путешествия на Святую Землю (назвать это паломничеством язык не поворачивается) оборачивается скорее негативом, чем пользой.
В нашем мире сегодня всё на продажу, даже святость. И начинаешь понимать, почему монахи уходили подальше от людных мест, почему делали кельи в недоступных местах, почему старались максимально затруднить путь к себе, делая дорогу бездорожьем. В России проблема с дорогами в том числе – и по этой причине.
Люди паломничали по Святой Руси, не ища легких путей: шли пешком в Оптину, в Сергиев Посад, в Новый Иерусалим, на Валаам и Соловки. Не случайно отец Антонин, начальник духовной миссии Иерусалима во второй половине девятнадцатого века, глядя на русских паломников, хотел бы спрятать их в далёкий чулан и не показывать никому.
Фотографии русских паломников тех лет – лица простых крестьян, простых женщин и мужчин, готовых преодолеть всё ради приобщения к тысячелетней традиции христианства. Наши предки совершали паломничество на Святую Землю не для того, чтобы посмотреть налево и направо, следуя указке экскурсовода, а чтобы помолиться, покаяться, укрепиться и обновиться духовно.
Паломничество – не турпоездка и не экскурсия, и паломник – не турист. Дорога к Храму требует подготовки, прежде всего, духовной. Настоящий паломник с благоговением прикоснётся к земле, родившей Спасителя, к камням, на которых остались его следы.
Дорога на Святую Землю в те времена была не безопасна в прямом и переносном смысле, без образов, молитв и смирения преодолеть этот нелёгкий путь было невозможно. И никто не дерзал отправляться туда только ради любопытства. Представить себе тогдашних паломников без знания Священного Писания и Евангельской истории невозможно, как невозможно представить их без Библии, молитвослова и складней икон.
Понять сегодня то, что ощущал тогда паломник, прикасающийся к святыням Израиля, олицетворяющих двухтысячелетнюю христианскую традицию, тоже невозможно. Паломники шли готовые даже к тому, что по дороге они могут сгинуть навсегда, попасть в руки разбойников или нечистоплотных людей.
Но шли, меньше всего думая о пище и ночлеге: как Бог даст и на всё воля Божья. С этими словами и уходили. И шли не на неделю и не на месяц, а как минимум на год. Шли на Одессу, добирались до Яффы, а потом шли пешком по земле, где начиналась Священная история. Добравшись до Иерусалима, многие оставались там надолго: Синоду пришлось даже издавать постановление, которое советовало больше года не оставаться на Святой Земле.
Написать об этом решила после того, как получила от одной моей читательницы очень печальную зарисовку о современных русских «паломниках». Написано с юмором, но смех – сквозь слёзы. Вспомнила и о подготовке к Великому Посту: наступившая неделя – о блудном сыне, в которой всё – о каждом из нас. О наших блужданиях и о возвращении на ту самую дорогу к Храму, которая ведёт к Богу…
«Скажите, пожалуйста, наша экскурсия включает посещение Храма Гроба Господня?» - «Конечно. Зачем нужна экскурсия, которая не ведёт к Храму?» - «Заходим, друзья мои, заходим, не толпимся на входе. Кто зашёл, сразу направо, на Голгофу. Молодой человек, вас это тоже касается. Выключайте свой телефон – и на Голгофу».
«Смотрите сюда. Здеся Иисуса распнули, поклали на доску и обмыли. Потом понесли тудой захоранивать». – «Кудой понесли?» - «Я же вам русским языком показываю – тудой!» - «Галя! Галя! Где Галя? Потерялась Галя!» - «Галя фотографируется на Голгофе». – «Сколько можно? Её же все ждут, нам ехать надо». – «Снимите Галю с Голгофы!»
"Бум! Бум! Бум"”, - раздаются глухие удары посоха по каменным плитам. «Патриарх, идёт, патриарх идёт», - зашелестела толпа. – «Расступитесь, дайте дорогу патриарху», - служители Храма оттесняют туристов к стене. – «А шо за патриарх?» - «Греческий, говорят» - «Солидный мужчина. На моего шурина похож. А чё так медленно идёт? С таким темпом мы ещё часа два тут в очереди простоим».
«Да, форменное хамство (прости, Господи). Он же живёт тут, может каждый день в Храм ходить. А мы раз в жизни в отпуск на Святую землю выбрались, и в очереди должны стоять». – «Ванечка, не балуйся и не прыгай по ступенькам. По ним сам боженька ходил», - мамаша стаскивает ребёнка с лестницы, построенной в позапрошлом году.
«Attention, please! Ахтунг-Ахтунг! Проше, пани…» - «Где очередь к Гробу начинается?» - «Тут, за нами занимайте. А мы за теми чукчами» - «Это не чукчи, это корейские паломники» - «Да один чёрт, нехристи нерусские. Прости, Господи». – «Великое искушение было на этом месте, и великий грех тут случился. В прошлом году у одного нашего запорожского батюшки в Храме камеру цифровую украли». «Свят, свят, свят», - и все перекрестились.
«Что вы делаете сегодня вечером? В свободное, так сказать, от Храма время?», - интересуется у шведской туристки армянский монах, похожий на молодого Аль Пачино. «С какой целью интересуетесь? Вы же, вроде, того...монах...», - недоумевает туристка. – «Это я днём монах, а вечером после службы я Аль Пачино»
«Пока мы стоим в очереди в эту, как вы её назвали? Кувуклию? Может быть, мы с вами рассчитаемся за экскурсию? Вы предпочитаете доллары, евро или, может быть, шекели?» - «Евро, если вас не затруднит». – «Гриша, зайди в Интернет, посмотри, какой сейчас курс евро. Подержите, пожалуйста, свечки, я кошелёк достану». – «Спасибо. Я вам сейчас квитанцию выпишу. Только что-нибудь твёрдое подложу. Ах-да, у меня же Евангелие есть».
«Альтарик! Слиха! Queridos amigos!» - «Где Галя? Она всё ещё на Голгофе?! Весь автобус её ждёт!» Туристическая полиция: «Предъявите, пожалуйста, ваше удостоверение экскурсовода». – « А я не экскурсовод. Я просто родственникам из России святые места показываю». – «Все эти 68 бабушек в платочках – ваши родственники?» - «Да, у нас большая дружная семья» - «У вас все в семье общаются при помощи микрофона?»
«Здесь ставим свечки за здравие, там за упокой. Ещё раз – здесь здравие, там - упокой! Больше повторять не буду». – «Готовим деньги для свечек:– десять долларов за пучок». – «Но на улице они стоят пять долларов». - "Как вам не стыдно торговаться! Вы же в Храме! Ладно, давайте по восемь, но, чтобы без сдачи».
«А я уже свечки купила вон у того негра в капюшоне. За шесть долларов сторговались. Взяла оптом 26 пучков». – «Это не “негр в капюшоне”, это коптский монах». – «Алё! Да! Я стою в очереди к гробу, не могу говорить. Что? 680 тысяч? Хорошо, подписывайте. Только 20 процентов предоплаты не забудьте, и банковскую гарантию. Всё, выйду из гроба – перезвоню».
«Тайны Храма, места, закрытые для туристов, подземелья, катакомбы, крыши. Только для вас – сто долларов, - шёпотом, по-английски предлагает араб в турецкой феске». – «Спасибо, брат, не нужно, - отвечает турист на иврите, - у меня сын тут три года служил. Он нам все подземелья бесплатно показал». – «Местные», - разочарованно на иврите констатирует араб в турецкой феске.
«Бум, Бум», - опять застучал посох. «Всем расступиться! Освободите проход! Патриарх идёт!» - Опять патриарх?? Он что-то забыл в гробу и вернулся?» - «Нет, на этот раз армянский патриарх». – «Знаете, что? Ещё пару патриархов, и мы не успеем на ужин».
«Господи, прости и сохрани. Будь милосердным к нам. За какие грехи наказываешь ты нас, Владыка небесный? Чем провинились мы, рабы твои?» - «Тем, что вы, мамаша, уже полчаса на этом камне лежите, другим подойти не даёте».
«Снимите уже Галю с Голгофы!!» Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город. Торговцы, подсчитав выручку, зачехлили свечи и спрятали в сундуки красные ниточки. Священнослужители слили ладан. Еврейские пограничники поставили автоматы на предохранители и пошли ужинать в арабские рестораны.
Арабские водители включили двигатели немецких автобусов, чтобы вернуть китайских туристов в первый еврейский мегаполис. В Храме Гроба Господня закончился очередной рабочий день.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
У Водолазкина очень много библейских аллюзий и параллелей с Житиями святых. Чувствуется прекрасное знание церковно-славянского языка и вообще истории России. Удивительно даже, что эта книга получила премию «Большая книга», т.к. чтобы понимать ее, необходимо знание Библии, Жития святых, церковно-славянского языка и Истории России. Это не для обычного читателя. Очень русская книга. В Шмелёва не углублялась. Люблю его «Лето Господне» и «Богомолье». «Солнце мертвых» не читала, хотя слышала.
«Лавр» Водолазкина давно собираюсь прочитать, после того, наверное, как на одном дыхании был прочитан его роман «Авиатор». А у Шмелева еще очень люблю «Солнце мертвых», такое страшное время, и способность автора-повествователя не потерять человечность по отношениям к людям, животным.
Да, Вы правы. Прошло сто лет, а как сильно изменилась жизнь! Да что сто лет. Двадцать пять лет, что прошли с начала перестройки, изменили до неузнаваемости нашу прежнюю жизнь, другими стали люди, другие взгляды и другие ценности отделили моё послевоенное поколение от поколения наших детей и, тем более, внуков. Поэтому сравниваешь и сравнение не в пользу нашего времени. А Шмелев действительно великолепен в своих описаниях жизни наших предков. Из современных писателей люблю Водолазкина («Лавр»), который тоже описывает паломничество на Святую Землю в те стародавние времена.
Настроение, паломников, богомольцев, состояние их души так прекрасно передано в романе «Лето Господне» И. Шмелева! Невольно задумаешься, как изменились мы за эти десятилетия. В наше время, когда мы вечно торопимся, оправдываем себя в том, что не успеваем попасть в храм, выстоять всю службу, невольно задумаешься, что недалеко ушли от атеистов…
Да, было на кого. Но ведь и далеко не вся Россия шла. А в местные храмы всегда шли пешком, и я, когда могла, тоже ходила в храм, что за пять км от моего дома. Очень много пользы получала от этого.
К сожалению, я так и не смогла установить имя автора, т.к. этот текст кочует из одного сайта в другой, а ссылок на автора нет. Кто-то только упомянул, что это зарисовка одного местного экскурсовода
Спасибо, Александр!
Любопытная статья, прочитал на одном дыхании, тематика актуальная во все времена.
У Водолазкина очень много библейских аллюзий и параллелей с Житиями святых. Чувствуется прекрасное знание церковно-славянского языка и вообще истории России. Удивительно даже, что эта книга получила премию «Большая книга», т.к. чтобы понимать ее, необходимо знание Библии, Жития святых, церковно-славянского языка и Истории России. Это не для обычного читателя. Очень русская книга. В Шмелёва не углублялась. Люблю его «Лето Господне» и «Богомолье». «Солнце мертвых» не читала, хотя слышала.
«Лавр» Водолазкина давно собираюсь прочитать, после того, наверное, как на одном дыхании был прочитан его роман «Авиатор». А у Шмелева еще очень люблю «Солнце мертвых», такое страшное время, и способность автора-повествователя не потерять человечность по отношениям к людям, животным.
Да, Вы правы. Прошло сто лет, а как сильно изменилась жизнь! Да что сто лет. Двадцать пять лет, что прошли с начала перестройки, изменили до неузнаваемости нашу прежнюю жизнь, другими стали люди, другие взгляды и другие ценности отделили моё послевоенное поколение от поколения наших детей и, тем более, внуков. Поэтому сравниваешь и сравнение не в пользу нашего времени. А Шмелев действительно великолепен в своих описаниях жизни наших предков. Из современных писателей люблю Водолазкина («Лавр»), который тоже описывает паломничество на Святую Землю в те стародавние времена.
Настроение, паломников, богомольцев, состояние их души так прекрасно передано в романе «Лето Господне» И. Шмелева! Невольно задумаешься, как изменились мы за эти десятилетия. В наше время, когда мы вечно торопимся, оправдываем себя в том, что не успеваем попасть в храм, выстоять всю службу, невольно задумаешься, что недалеко ушли от атеистов…
Да, было на кого. Но ведь и далеко не вся Россия шла. А в местные храмы всегда шли пешком, и я, когда могла, тоже ходила в храм, что за пять км от моего дома. Очень много пользы получала от этого.
Пожалуйста
К сожалению, я так и не смогла установить имя автора, т.к. этот текст кочует из одного сайта в другой, а ссылок на автора нет. Кто-то только упомянул, что это зарисовка одного местного экскурсовода
Раз шли, значит было на кого оставить скот, детей, землю и хватало здоровья.
Доброе утро. Спасибо!
Здравствуйте, Тина! Имя автора зарисовки можно ли узнать?