Елизавета Федоровна жила в те времена, когда невест в царственный дом Романовых выбирали уже не из числа русских красавиц, и им не
Со времен Великого Петра их выбирали из немецких. Екатерина I, Екатерина II,
Исключение в этом ряду - только жена Александра III, датских, а не немецких кровей. Почему? Не могу объяснить. Может быть, потому что воспитывались они в вере,
покорности, аккуратности, преданности семье и мужу и, как правило, обладали сильным и волевым характером. Немкой была и Елизавета Федоровна.
Жена Сергея Романова, брата Александра III, она причислена к лику святых великомучениц, прославленная в соборе новомучеников Российских.
Ее память (восемнадцатого июля) отмечается на следующий день после памяти святых
Елизавета Федоровна была старшей сестрой императрицы, жены последнего русского царя, являлась по матери внучкой королевы Англии Виктории. Поэтому ее статуя одной из первых появилась среди десяти мучеников XX века (рядом с
По английской линии принц Эдинбургский Филипп, муж ныне здравствующей королевы Великобритании, приходится внучатым племянником нашей Елизавете Федоровне Романовой. К сожалению, когда читаешь описание истории жизни этой преподобной святой, то не видишь за ним живого человека.
Она представляется какой-то елейно-сладкой, послушной, милой красавицей. Такой портрет великой княгини, уверена, не соответствует действительности. Факты из ее жизни говорят об обратном. Например, она не появлялась в доме своей сестры, возмущаясь присутствием там Григория Распутина, ненавидя его всей душой.
Если бы она была нежной и мягкой, как ее описывают, вряд ли бы она своими руками стала собирать с окровавленного снега останки разорванного в клочья тела мужа, убитого почти на ее глазах. Если бы это было так, вряд ли бы она посмела ослушаться отца, решив, несмотря на его несогласие и сопротивление, принять православие, фактически предав веру своих предков.
И не пошла бы она в тюрьму к убийце мужа, чтобы просить его покаяться, надеясь на перемену его настроения, а потом - просить Николая II его помиловать. Наконец, сколько нужно было иметь мужества и веры, чтобы остаться в России после октябрьской катастрофы, когда все уже было ясно – никакого снисхождения к ней безбожной власти не будет: ей реально угрожала опасность.
Но она упорно не хотела уезжать, хотя гонения на церковь усиливались, расстреливались сотни священников, храмы уничтожались и осквернялись. Царь с семьей уже был выслан - сначала в Тобольск, потом - в Екатеринбург. Очередь была за ней. Уже наведывались в обитель Марфы и Марии большевики, обвиняя настоятельницу в шпионаже в пользу немцев.
А между тем у нее была возможность уехать из России. Германское правительство добилось разрешения о выезде великой княгини на Родину. К ней с этим предложением специально приходил всего за несколько месяцев до ее мученической смерти немецкий посол граф Мирбах, зная, что ей большевики не простят ни ее немецкого происхождения, ни церковного служения, ни родства с царским домом. Но она отказалась его принимать.
И сколько надо было иметь мужества, чтобы, уже сброшенной в колодец, помогать и поддерживать других, разделивших с ней ее судьбу. Нет, кисейная и мягкая барышня вряд ли была способна на такие подвиги и такую стойкость.
И хотя Елизавета Федоровна действительно чувствовала себя как ученица перед школьным учителем перед мужем, благоговея и даже побаиваясь его, но после его убийства ни минуты не раздумывала, как ей жить дальше. Она словно уже давно вынашивала свой план.
Благотворительность стала делом ее жизни, которому она посвятила последние тринадцать лет жизни. Так же когда-то поступила жена Павла I, Мария Федоровна (тоже немка), после убийства мужа заговорщиками.
Детей у Елизаветы Федоровны не было, хотя она очень хотели их иметь, светская жизнь ее мало привлекала, а после убийства мужа она и вовсе потеряла к ней интерес. Великая княгиня перебирается из дворца в двухкомнатную маленькую квартирку на Ордынке, продает свои украшения и покупает землю с четырьмя зданиями и садом.
Там она создает свою обитель, в которой могли получить помощь все нуждающиеся. Елизавета Федоровна не приняла монашества и Марфо-Мариинская обитель не была монастырем. Она стала центром помощи обездоленным, бедным, больным, сиротам и страждущим. Такой обитель остается и по сей день. Десятого февраля девятого года она собрала сестер и сказала:
«Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
Обитель получала в год до двенадцати тысяч прошений о помощи. Просили обо всем: об ухаживании за больными, об отправке на учебу за границу, присмотреть за детьми и т.д. Красота богослужений, внимание к нуждам прихожан, благоухающий сад, привлекали многих. И сюда стекалось тысячи прихожан.
Здесь работала школа для сирот, библиотека, больница, где операции делались бесплатно, аптека раздавала лекарства бедным тоже бесплатно. Здесь работала школа для фабричных работниц и самих сестер матушка учила медицине, грамоте и рукоделию. Помимо своей обители, Елизавета Федоровна создавала дома призрения, пристраивая туда бездомных детей. Казалось, ее энергия неистощима.
Ее взяли после Пасхи восемнадцатого года на третий день. Она успела только проститься с сестрами. Вместе с ней поехали келейницы – Варвара и Екатерина. Их вывезли в Екатеринбург, город в котором должна была собраться вся царственная семья, а потом в Алапаевск. Вместе с Елизаветой Федоровной, помимо келейницы Варвары, которой удалось уговорить, чтобы их не разлучали, были ВК Сергей Михайлович, три сына ВК Константина Константиновича и князь Палей.
Восемнадцатого июля всех семерых сбросили в заброшенную шахту рудника и забросали гранатами. Когда в город вошел Колчак, останки великой княгини и Варвары были вывезены сначала в Пекин, а потом, в 1921 году, в Иерусалим, где их прах упокоился в усыпальнице храма Марии Магдалины, который строил еще Сергей Александрович, муж Елизаветы Федоровны.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Посмертное "Новогоднее"
- Дебора и Барак
- Любимые певицы. Лара Фабиан
- Роберт Шуман: любовь и судьба
- Качели жизни
- Книжная новинка - женская поэзия
- Воскресение Христово. Иконография
- Китайское девушки Се Чую
- Майя Борисова. Есть ценности...
- Ида
Наверное, Вы правы, что она скрывала свою доброту и любовь за образом Снежной королевы. Не у всех хватает сил на всё, как у Серафима Соровского, который лучился радостью и добротой для каждого приходящего к нему и вообще к любому человеку. Мне этот образ ближе. Хотя, святость и там и там, это — без комментариев. Святая Елизавета, моли Бога о нас!!!
Сама очень интересуюсь династией Романовых и в каждом источнике они всё больше и больше открываются.
«Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.»
Свою тонкую, ранимую душу, способную к состраданию, любви и открытости Елизавета Федоровна вынуждена была спрятать за толстой оболочкой образа «Снежной королевы» для защиты и выживания, чтобы сохранить это «ядро» для тех кто в этом нуждался.
Жизненные испытания, которые готовили её к вечности по человеческим меркам выпали ей очень суровые. Каждое,описанное в этой статье, и в житие, и в других источниках могло породить ненависть и злобу, месть и коварство, уныние и безразличие.
.Но не такой была Элла.Все что туда вложил Господь только приумножилось и возросло «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет.»(притча о талантах)
Она много получила при рождении, все это укрепилось воспитанием,положением; приумножилось и употребилось на пользу себе и другим и переросло в вечные небесные радости.
Святая Елизавета, моли Бога о нас!!!
Абсолютно с Вами согласна — Снежная королева! И действительно Вы точно подметили — с Сергием Радоженским и Войно-Ясенецким такого ощущения не возникает. От них веет теплом, любовью и милосердием. А от Е.Ф. веет холодом. Немецкий дух просвечивает через все ее дела, даже добрые. Спасибо, что Вы меня поняли!
Прочитала Вашу статью и комментарии. Во многом согласна с Вами. Умом я ее (Е.Ф.) принимаю, а сердцем нет. После статьи поняла — я тоже не вижу человека, не чувствую земного. Хотя о Сергие Радонежском значительно меньше сведений и жил 7 веков назад, а он мне ближе. Чувствую человека в В.Ф. Войно-Ясенецком, преклоняюсь. А здесь сплошная святость, достоинство, самоотверженность, жертва… А мне представляется Снежная Королева.
Лара, я не обижаюсь, я согласна с Вами и удивляюсь, что Вы заметили эту сухость моего текста. Это действительно так. И почему — я объяснила.
Вот эта книга была бы желательной. Постараюсь ее найти, если она есть в Интернете. Я нашла эту книгу. Буду читать. И, возможно, еще раз попытаюсь написать. Сведения, которые Вы сообщаете (ранняя смерть матери, смерть брата на ее глазах, женитьба отца после смерти матери и воспитание у бабушки, посещение Каляева в тюрьме и т.д.)…), я знаю. Но это факты, а мне хочется — реакции на эти факты Е.Ф.. А они такие бледные в описаниях. Я сама осталась недовольна своим текстом. Хотела действительно написать о Елизавете Федоровне побольше, но все, что мне попадалось, меня не устраивало. Вот так и получилось. И я вспоминаю Гефсиманское моление Иисуса Христа. Он не хотел умирать и молил до кровавого пота, чтобы Бог пронес мимо эту чашу. Неужели Е.Ф. не мучилась так, как Иисус?! Не поверю. Но все ее мучения проходит стороной в житийных писаниях о ней. Человек естественно не хочет умирать, инстинкт самосохранения — большая сила. И так — о многом. Все только плюсы, но так не бывает в жизни. Так бывает только в Житиях. Поэтому и сравнила описания ее жизни с этим жанром. Человек, пока жив, радуется, любит, переживает, мучается, словом, живет как человек, а не как бестелесный ангел.
И спасибо, Тина за ваши статьи. Я на самом деле очень часто посещаю Ваш блог и делаю для себя открытия. Но не всегда правда оставляю комментарии.
Спасибо, Тина за пояснения. И благодарю, что Вы не обиделись. Думаю, что Вы пока в настоящее время не можете ее понять, поскольку действительно по-другому смотрите на людей… Я читала о Святой мученице княгине Елизавете в книге, которая не написана как житие в каноническом аспекте, наоборот составлена из воспоминаний непосредственно тех людей, кто ее знал лично и долгое время. Книга называется «Золотой святыни свет..» Она и сейчас бывает в продаже. Потеряв рано мать, маленьких братьев и сестер от тяжкой болезни, а также трагическая гибель и смерть на ее руках трехлетнего братика все это просто не могло не сказаться на душе. Как о ней рассказывают, именно после таких потерь, и особенно потери матери в юношестве привело к осознанию, что жизнь это крестные страдания на пути к вечности, а не радостное провождение времени…И ведь к православию, к истинной вере Господь готовил ее постепенно, как впрочем и каждого из нас готовит…И она действительно просто ангел во плоти, поэтому и смогла очень многое перенести в жизни и само мученичество. Таких людей единицы, как Серафим Саровский, поэтому не все могут их понять.Вы же знаете, что мученичество за Христа и ближних — это самый высший венец святости. Но ведь те, люди, в том числе и клеветники, кто хоть раз с ней соприкасался лично, были потрясены ее любовью и состраданием к человеку. Ведь даже Каляев в тюрьме говорил ей, что не хотел ее убивать вместе с мужем, поэтому несколько раз откладывал задуманное и выжидал… Что касается страстей, то думаю, что у каждого они свои внутренние и у Святых они тоже у каждого свои и все для борьбы и спасения души.
Вы знаете, я прочитала о Елизавете Федоровне много текстов. Но все они написаны как под копирку. Писать еще одну, очередную, как две капли похожую на другие, не хотела, а ничего человеческого о ней не нашла и, как могла, постаралась написать не совсем похожее, хотя все равно получилось как у всех. Я не вижу в ее описаниях живого человека. Мне этого не хватает. Вижу, что все пишут ее житие, но житие — не мой жанр. Я хочу увидеть ее живую: любившую, ненавидевшую, страдающую, мечтающую, а не лакированную куклу. Все слухи, которые распространялись про ее мужа, как-то не хотелось включать, а другого не нашла. Например, когда писала про Марию Федоровну, жену Павла I, которая тоже много занималась благотворительностью и много сделала хорошего, я ее понимала. А Елизавету Федоровну я, честно говоря, не понимаю, ее внутреннюю суть, ее трагизм. Отсюда и сухость. Вера верой, а человек — человеком. Если бы было не так, она бы была ангелом во плоти. Но все мы — люди и делать нас бесплотными и лишенными страстей такая же ересь, как и арианство. Даже Иисус Христос был все-таки Богочеловеком со всеми присущими нам желаниями и страстями, кроме греха. Две природы, а не одна, часто об этом забывая.
Здравствуйте, Тина. Прочитав эту статью, не скрою огорчилась некоторой сухостью содержания. Не знаю, что именно Вы читали о ее жизни, но я когда впервые много лет назад прочитала о ее земном жизненном пути, я рыдала буквально над каждой страницей прочитанного. Тогда я открыла для себя настоящее сокровище, великую Святую. Из воспоминаний лично знавших ее людей все как один отмечали столько милосердия, любви, сострадания, настоящую христианскую жизнь со всеми ее проявлениями. Она при жизни уже была Святой. И никогда не была кисейной барышней, да и не могла быть, поскольку с самого детства воспитывалась не как принцесса по происхождению, а скорее как сестра милосердия. И уж конечно она никого не навидела, просто не вмещалась ненависть в ее сердце, поскольку там была лишь любовь и желание идти за Христом и помогать людям. И сестру Александру с императором очень любила. Предать веру просто невозможно, если она не истинная, но ее вел Сам Господь и к Вере православной она пришла по Великой благодати Божией. Но очень при этом переживала причинить боль отцу. Это удивительной души человек. И еще один момент. С мужем они жили как брат и сестра, дав обет целомудрия перед Богом еще даже до венчания. Просто эти люди были настолько высоко духовно и душевно одаренными, что для них вера была все равно что дышать…
Очень точные строчки, особенно в ситуации со всеми убитыми Романовыми. Спасибо!
Вспомнила строки Гумилева,» …и умру я, не в своей постели, при нотариусе и враче, а в какой-нибудь дикой щели, утонувшей в густом плюще. Чтоб войти не во всем открытый, протестанский прибранный рай, а туда, где разбойник и мытарь, и блудница мне крикнут: «Вставай!»…