Филипп писателем не стал, но его мечта сбылась: он создал уникальную галерею психологически точных портретов - художников, писателей, музыкантов, артистов и политиков, ставших для многих откровениями. Мастер учился у писателй умению в небольших деталях передавать характер героев. Однажды он сказал:
«Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое из них пытается ускользнуть и лишь иногда, мимолетно, приоткрывает тайну своего хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни».
Наоборот, Филипп Халсман хотел максимально отстраниться от реальности; внести в нее как больше смыслов, своего видения и своего понимания. Он много экспериментирует, определяя сам, что или кто будет перед его фотокамерой, не полагаясь на случай. Все его знания о фотографии – это результат бесконечных проб и тысяч ошибок.
В этом причина того, что некоторые критики вообще не ставят Халсмана в один ряд с серьезными
«Будьте проще и незатейливей. Это всегда создаёт сильную фотографию.… Как ни странно, но наш мозг часто не замечает самых простых решений».
«Часто объект фотографии бывает ординарным и неинтересным… Мы не можем изменить объект, но мы можем как угодно менять способ фотографирования. Необычный свет, ракурс, экспозиция, движение фотоаппарата, фильтры, объективы, фон или передний план. Искажение, изменение перспективы, необычная композиция. Необычная обработка снимка при печати… текстуры, наложение кадров и т.д. и т.д.»
«Сочетая две и более идеи, которых по-отдельности недостаточно, развивая и комбинируя их, часто получается удовлетворительный результат…»
«Иногда идеи и решения появляются спонтанно из подсознания, как будто они сидели там и ждали своего рождения. К ним нельзя прийти логически».
«Корни большинства наших идей растут из огромного резервуара нашей памяти. Каждая прочитанная книга, увиденный спектакль или фильм, каждая услышанная симфония, каждая изученная нами фотография или картина обогащают нас как художников и разумных существ».
В своей автобиографии мастер ничего не рассказывает о случившейся с ним трагедии, но об этом достаточно много написано у других, хотя история по-прежнему остается тёмной. В 22 года молодой студент Дрезденского университета отправился вместе с отцом, успешным и богатым дантистом, в Австрийские Альпы. Они шли по краю пропасти один за другим, отец чуть сзади.
Вдруг Филипп услышал ужасный крик. Оглянувшись, он увидел отца лежащим внизу пропасти: он сорвался с огромной высоты. Отец был еще жив, когда Филипп подбежал к нему, а потом бросился искать помощи. Но вернувшись, он увидел, что отец мёртв причем со следами насильственной смерти.
В конечном итоге десятилетний срок заменили четырехлетним, но обвинение в убийстве не сняли, только теперь оно квалифицировалось как непредумышленное. Не смирившись и с этим приговором, родственники продолжили борьбу, подключив к делу многих известных людей: Эйнштейна, Манна, Фрейда и других.
Наконец, президент Австрии помиловал юношу, но с условием, что он навсегда покинет Австрию. Так он и сделал, уехав в октябре 1930-го года в Париж. Поскольку у Филиппа не было никакой профессии, а единственное, что он умел делать, это фотографировать, то молодой человек решил открыть свое фотоателье, а параллельно начал учиться в Сорбонне на филологическом факультете.
Но сам мастер не любил, когда ему специально позировали, добиваясь от своих героев естественности. Для этого мастер старался шутками, вопросами и различными уловками спровоцировать их на нормальную человеческую реакцию.
Приход фашистов к власти, заставил семью Филиппа Халсмана (с тремя дочерями) уехать: в 1940-м году они эмигрировали в Америку. Смелые идеи, самые известные фотоальбомы, книги сделали его знаменитым сначала в Америке, а потом и во всём мире. Лучшими его моделями стали Монро, Хепбёрн и Дали, с которым Халсман дружил с 1941 года на протяжении тридцати лет.
Прославился Халсман и своей знаменитой серией «Прыжки», которая началось с фотосессии семейства Генри Форда. Нужной естественности никак не удавалось добиться, пока Филипп не попросил почтенную миссис Эдсел подпрыгнуть.
Хозяйка согласилась и получилось то, чего фотомастер добивался: искусственная маска слетела и явилось нормальное человеческое лицо. Серию продолжили около двухсот знаменитостей: Никсон, Хепбёрн, Монро, Оппенгеймер и многие-многие другие. Через семь лет все эти фотографии будут собраны в книге Прыжков, в предисловии к которой Филипп Халсман напишет:
«Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появлятся его истинное лицо».
В 1958-м году его назовут в числе десяти лучших фотографов мира. Умер мастер в 73 года в Нью-Йорке, прославленным и богатым. К столетию Филиппа Халсмана в его родной Риге (почти наш соотечественник!), напротив дома, в котором он когда-то жил, был установлен памятник – первый и пока единственный памятник фотографу.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Йозеф Судек: И музыка играет...
- Анри Картье-Брессон - Глаза XX века
- Эллиот Эрвитт
- Книга. Превращение
- Советский плакат. Право на эксперимент
- Ирвин Пенн – живописец моды
- Ман Рэй. Живопись света
- Ночной Париж Брассаи
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Александр Родченко. Магия перспективы
Спасибо, Елена!
Да, это великолепная десятка фотографов XX века. Спасибо, Олеся, что заглядываете ко мне и что неравнодушны к фотографии. Я совсем недавно стала ею интересоваться, но это меня завлекает всё больше и дальше.
Великолепное дополнение к моим впечатлениям от Ирвина Пенна!
Это та самая «десятка»?
Кто следующий?
Спасибо!
Благодарю автора за прекрасные статьи.
Спасибо, Игорь, что регулярно читаете мои тексты и радуете ими своих знакомых.
Тина, с Добрым Утром! И снова новое для меня! Порадую своих!