Один из десяти самых известных и изученных философов Фридрих Ницше становился героем многих умов и исследователей XX века: Камю, Делёза, Фуко, Бодрийяра, Леотара, Деррида и других не менее великих и известных. Но интересен он не только великим, но и простым смертным, которые ищут в его философии ответы на свои вопросы.
Афористичность, поэтичность, образность философии Фридриха Ницше, лишенной рационально-научной систематизации, наподобие гегелевской или декартовской, привлекают уже одной этой, филологической, стороной, не говоря уже о глубине его мыслей.
Фридрих Ницше впервые в истории философии развернул познание от математической модели к филологической, определив направление развития всей западной философии в XX веке. До Ницше единственным философом, толковавшим Священное писание как филолог,
был
Однако, несмотря на филологическую основу философии Фридриха Ницше, основным в ней является все-таки не филология и не поэзия, а философия. Филология - только инструмент, "филологический молот" философии немецкого мыслителя, в центр которой он ставит философа и изменение его места в истории: от философа-в-маске (жреца, вещуна, священника, аскета) через философа-критика, несвоевременного философа, философа-врача, изобретателя новых возможностей жизни и до философа-законодателя:
«Подлинные же философы суть повелители и законодатели: они говорят: «так должно быть!», они-то и определяют «куда?» и «зачем?» человека… они простирают творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине есть воля к власти» ("По ту сторону добра и зла").
Философия Ницше прошла долгий период становления – с 1871 до великого 1888 года, пика его творчества, вслед за которым (в 1889г.) наступает безумие. В этом состоянии философ пребывал еще одиннадцать лет - до самой смерти в 1900 году.В 2015 году исполняется 115 лет со дня кончины этого великого человека и философа.
А начинал Фридрих Ницше действительно как филолог. В двадцать пять лет на основании филологических работ его утверждают в должности профессора филологии университета Базеля, что давало ему право принять швейцарское подданство. Ницше отказывается от прусского гражданства, открыто выразив презрение к Германии, Бисмарку и Пруссии.
Он возненавидел все немецкое и все немецкое в себе, выдумывая легенды о своем польском происхождении, хотя его немецкие корни уходят в глубину шестнадцатого века. В двадцать семь лет (1871 г.) появляется «Рождение трагедии», в которой философ противопоставляет два начала - аполлоническое и дионисическое, одно – сновидение, другое – опьянение, одно иллюзия, другое – жизнь.
Из столкновения и борьбы этих двух противоположных начал рождается трагедия, подобно тому, как из борьбы мужского и женского начал рождается новая жизнь:
«С… двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов – аполлоническим – и непластическим искусством музыки – искусством Диониса; эти два различных стремления действую радом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только по-видимому соединенных общим словом «искусство»; пока, наконец, чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут наконец столь же дионисическое, сколь и аполлонического произведения искусства – аттической трагедии» («Рождение трагедии»).
Это было рождение не только трагедии, но и оригинального способа философствования, в котором противоположные идеи сталкиваются как силы, испытывающие друг друга на прочность, а в столкновении рождается новое, обладающее качествами того и другого.
Драматизация идей на разных уровнях напряженности становится одним из самых характерных и важных приемов Ницше, к которому он постоянно прибегает, усиливая и подчеркивая разнополярность идей и сил, разворачивания их борьбу в истории.
Работа была принята холодно, Ницше ощущает свою несвоевременность и одиночество. Все больше он отходит от Вагнера и его окружения, в котором Дитрих варился в первый, профессорский, период своего творчества. Он идет дальше. В это время все больше начинает о себе знать его болезнь.
И это было главным, что происходило в его жизни, болезнь, собственно, и сделала его философом. Свою болезнь Ницше воспринимал как освобождение: в тридцать четыре года (1878 г.) усилиями самого верного его друга Овербека, он получает пенсию и начинается жизнь одинокого странника, кочующего между Италией, Швейцарией и Францией. В этом же году выходит произведение «Человеческое, слишком человеческое», открывающее новый период его жизни – годы льва.
В период льва его окончательно перестают понимать, и главное – болезнь. Головные боли, невозможность читать, писать – только урывками, говорить - с трудом, ощущение полного паралича… Но в болезни он находит опору своей философии: он научился менять точку взгляда - оценивать здоровье с точки зрения болезни и болезнь - с точки зрения здоровья.
Вот этот постоянный перевертыш, перемещение перспективы и точки взгляда с одной на другую, было главным открытием философа, с этих позиций он оценивал отрицание и утверждение, жизнь и смерть, Иисуса на Кресте и Диониса Воскресающего. В последних письмах философа вовсе не случайно появляется подпись «Распятый», который уравнивается в своей противоположности с Дионисом.
Пока Ницше мог менять перспективу взгляда и перемещать ее с одной противоположности на другую, он знал, что является в своей главной основе - вполне здоровым. По-настоящему больным он стал, когда утратил подвижность взгляда. Болезнь и здоровье были масками, одними из многих, которыми Ницше играл по своим правилам, меняя их одну на другую. И пока он мог играть, он был здоров.
Сила жизни и мысли – вот что было главным в его философии, жизнь, в любом ее качестве (страдание, болезнь, здоровье и пр., и пр.) – все достойно утверждения. С «Человеческого…» начинается второй - критический - период философии Ницше, в котором подвергается критике все до сих пор возникшие ценности. Появляются работы
«Странник и его тень», «Утренняя заря, «Веселая наука».
В 1881 году во время прогулки у озера Сильваплана на него нисходит озарение о Вечном Возвращении. В это время с ним случилась любовная история с Лу Саломе. Ницше хотел на ней жениться. Она показалась ему достойной ученицей и достойной любви.
Но девушка предпочитает его друга - Пауля Рэ. Возникает квартет, который постоянно ссорится и мирится. Тогда в жизнь Ницше вмешивается сестра Элизабет, которая добивается охлаждения между Саломе и Ницше. Они расстаются. Через год после истории с Лу возникает идея его главного труда «Так говорил Заратустра», которую он реализует в течение двух лет.
Здесь отрицание переходит в свою противоположность - утверждение и происходит преобразование ценностей, означающее превращение льва в ребенка. Начинается третий период философа – превращения льва в ребенка.
«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом – верблюд и, наконец, ребенком становится лев… Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе завоевать и господином быть в своей собственной пустыне…. Чешуйчатый зверь «ты должен»… лежит на его дороге, и на каждой чешуе его блестит …«ты должен». Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях.
Создавать новые ценности – этого не может еще лев: но создавать себе свободу для нового созидания – этого может достичь сила льва. Завоевать себе свободу и священное «нет» даже перед долгом: для этого, братья мои, нужно стать львом.
Почему хищной лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья ми, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит отрешившийся от него. » («Так говорил Заратустра»).
Кроме «Заратустры» появляются «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».Но он опять в одиночестве, болезнь усиливается, эйфория сменяется депрессиями, чередование которых ускоряется. Наступает 1888 год. Ему сорок четыре года и он – на пике своих творческих возможностей, одна за другой появляются
«Сумерки идолов», «Антихрист», «Казус Вагнер», «Ecce Homo».
После этого подъема неизбежно должно было наступить падение.И оно наступило: в конце года Ницше рассылает своим знакомым странные письма с подписями «Распятый», «Ницше-Цезарь», «Дионис», но эти письма все-таки принадлежат его творчеству, т.к. свидетельствуют о его болезни. Безумие Ницше называл клоунадой, шутовством и это была его последняя маска.
Третьего января следующего года в Турине наступил кризис. Овербек, опекавший своего друга всю жизнь, срочно выезжает в Турин и застает Ницше в крайнем возбуждении. Он уговоривает его отправиться в Базель, где Овербек поместил его в психиатрическую лечебницу для обследования.
Затем его отправляют в Йеман, где ставят диагноз «Сифилис». В этот же год мать перевозит сына к себе, а в конце года возвращается из Парагвая сестра, куда она уезжала вместе с мужем, антисемитом и националистом, где он и погибает. А болезнь Фридриха Ницше прогрессирует, вскоре наступает апатия, агония и смерть.
Одна из самых спорных работ Фридриха Ницше "Воляа к власти" не является его книгой. Она собрана из четырехсот разных заметок, которые были скомпонованы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше, которая, с одной стороны, многое сделала для распространения философии своего брата, а с другой, сделал все, чтобы поставить его философию на службу фашизма. И это последнее перечеркивает все ее первые усилия.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Омар Хайям. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
- Саранский отшельник
- Кьеркегор-4 Акт II. Регина Ольсен
- Кьеркегор-2. Акт I. Отец и сын
- Уильям Блейк - Художник
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- О любви. "Ожерелье голубки»
- Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание
- Мистики наоборот
- Антонен Арто. Безумный гений театра
Я видела картинку на этот фильм. Английский, насколько я поняла по актеру Соше.
Да, Вы правы, именно в незавершенности его образа и невозможности объять необъятное, сколько бы о не ни писали, он является неисчерпаемым источником мысли, вдохновения и толкования. Я его очень люблю, но не с университетской скамьи, где о нем все было читано по шаблону, а тогда, когда начала в девяностые читать его сначала, прочитала почти все, что тогда могла найти, все книги о нем у меня подчеркнуты, замаркированы желтым, розовым и прочими цветами. А сейчас села писать о нем. и тоже — как будто заново читаю, хотя многое помнится. Но вот только сейчас я смогла выстроить для себя более-менее ясную картину, по крайней мере схематично. И очень жалко, что не хватить времени все перечитать заново.
Спасибо, Тина. Столько прочитано о Ницше, а все равно читаю как внове — в этом гений человека во многом опережает человечество, так и оставаясь до конца не понятым ими… Как будто матушка Природа, собирая пазлы гениального разума, устает и оставляет незавершенным свой труд непрестанный, и эти пустоты — трагедии гениев…
Есть очень хороший фильм when_nietzsche_wept_[tfile.ru].avi