Слишком эмоциональный и чувствительный к внешним факторам, чутко реагирующий на настроения публики и критику, на концертах он чувствовал себя жертвой, которую привели на заклание.
Поэтому задолго до окончания своей концертной деятельности, в одном из интервью он сказал, что закончит выступать, как только окрепнет материально настолько, чтобы позволить себе не концертировать.
Так и случилось - десять лет спустя, хотя и на два года позже отмеренного себе самому концертного срока – не в 30 лет, а в 32. Но он не умер, не стал отшельником, не затворился в слоновой башне, как пишут некоторые, а выбрал уединение, как наиболее комфортный для себя способ существования.
В результате освобождения личностной энергии, которая сковывалась публичными выступлениями на концертных подмостках, он стал во второй половине жизни тем, кем хотел стать: свободным человеком, оригинальным музыкантом, эпохой в исполнительском искусстве, мыслителем и философом со своим оригинальным видением мира музыкального и окружающего.
Интеллектуальная кабинетная деятельность его привлекала значительно больше, чем публичная, в любых ее формах. Она всегда у него связывалась с соперничеством, к которому он никогда не стремился и избегал. Во второй половине жизни Гленн Гульд предстает совершенно живым, свободным и абсолютно современным, уже не боящимся высказываться и действовать так, как считал нужным.
Ему не хватало свободы, не хватало воздуха, он не был свободным человеком. Это чувствуется в его фигуре, монолитности, близкой к монументальности, в жестах и мимике. Но он принял это как судьбу, как данность, не пытаясь ничего менять во вне.
Прослушав и прочитав записи его исполнений, его интервью и статьи о нем (которых, кстати, у нас не так много) комментарии, Гленн Гульд у меня меньше всего ассоциируется с социальным анахоретом и закрытостью.
Это абсолютно живой, открытый человек, свободно высказывающий свои мысли и не только о музыке: он шутит, смеется, забавляется и играет по своим правилам. Он – человек играющий, в прямом и переносном смысле. А кто и вызывает ассоциацию с затворником и закрытостью – так это Рихтер.
Рихтер никогда не подходил к произведению аналитически, более того, он выступал против всякого изучения и анализа. Рихтер всматривался в произведение, Гульд – вслушивался, Рихтер включал сердце, Гульд – ум.
Рихтер считал исполнителя зеркалом композитора, Гульд – экспериментировал и импровизировал, исполняя одно и то же произведение по-разному: то быстро, то медленно, сознательно отклоняясь от текста и шаблонного традиционного исполнения, не признавая середины. Гульд Гленн - экстремист. Он часто использовал монтаж записи, добиваясь наилучшего звучания, Рихтер – никогда: он любил живые концерты.
Гленн Гульд в результате скрупулезной работы над собой выработал в себе многие качества, которых у него в первых выступлениях не было: устойчивость темпоритма, единую пульсацию звуков и фраз, отказ от традиционной легатности и педальности, взяв под контроль каждый звук и каждую фразу.
Он оседлал свои недостатки, превратив их в достоинства. То была школа собственного выстраивания и преодоления, попытка найти равновесие между эмоциональным и рациональным. Но чтобы достичь такого равновесия, он от много отказался. Например, он не любил, в силу особенностей своего характера и психологического строя, общения с людьми, потому что оно требовало слишком больших затрат энергии, утомляло и выводило из равновесия. Любое общение требовало потом, как он сам говорил, восполнения энным числом одиночества и уединения. Существенным числом.
Пианист боялся обсуждений своей частной жизни и потому вел ночной образ жизни, выезжая из гостиницы, где жил, только по ночам.
Гленн был ипохондриком, боялся заразиться или простыть, всегда носил перчатки, даже в бассейне. У него была своя манера исполнения, начиная со стула, который был на 20 см ниже обычного, сделанный его отцом еще в детстве. Ему он ни разу не изменял. Это позволяло пианисту видеть клавиатуру вблизи и контролировать игру.
В ходе исполнения он сам себе дирижировал и напевал, что происходило, по его словам, автоматически, но очень мешало в процессе записи. Гульд любил в музыке переходные фигуры, стоявшие между эпохами.
И не любил исполнять произведения, специально написанные для фортепиано, чаще исполняя те, что были написаны для других клавишных инструментов: клавесина, органа, клавикорда. Гленн Гульд был гидом в мире музыки всех эпох, некоторые даже считают, что в нем жила просветительская жилка.
Это было очень органично для него и его психологического типа: тишина, уединенность, исполнение в условиях, не травмирующих психику, отсутствие соперничества не только с другими, но и с самим собой, давали совершенно иной результат.
Звукозапись давала возможность импровизации и достижения того качества звука, которого невозможно было добиться в концертном исполнении. В студии можно было уйти от одноразовости и ошибок, неизбежных при живом исполнении, можно было найти лучший вариант интерпретации при монтаже.
Так он мог реализовать идею единства композитора, исполнителя и слушателя, которое было утрачено, по его мнению, в начале XVIII века, и еще многое другое. Можно сказать, что Гульд стал предтечей и первопроходцем в использовании возможностей технического прогресса на максимальном уровне.
Сегодня это уже Интернет, который, как определил его дьякон Андрей Кураев, является абсолютно монашеским занятием, уединение и возможность спокойного размышления и самореализации. Нет сомнения, что для Гленна Гульда Интернет стал бы очередным прорывом.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Вечерний звон
- Хуторок. Старинный романс по выходным
- Хазрат Инайят Хан. Мысли Суфия
- Дельвиг. Русские песни
- Чюрлёнис. Философия жизни
- Игорь Стравинский: интересные факты
- Очаровательные глазки…
- Петр Вяземский. Я - записная книжка
- Песнопения Преображения Господня
- Игорь Стравинский. Русский период
Мне кажется, что в принципе они могли бы встретится, но не уверена, что встреча состоялась на самом деле. По крайней мере, ни в каких статьях и источниках об обоих исполнителях ничего об этом нет. Думаю, что они, как гении, безусловно друг друга слушали, хотя они и были очень разными, как по исполнительской манере, так и по личностным особенностям.
Здравствуйте. Спасибо за статью,прочитал с интересом,что вообще редко делаю, я больше слушаю,но вот решил что-то узнать о тех,кого слушаю,мне стало интересно,а встречались они при жизни? выскочила ссылка на ,Вашу статью. у меня очень тормозной интернет,и всякая»добыча»информации занимает уйму времени и нервов((
Глен Гульд неповторим, а его исполнение действительно завораживающее.
Когда слушаю Glenn Gould кажется что где то в небесах спят на облаках нимфы и им снится сон о брызгах молочных рек, о карамельных радугах и разноцветных джунглях. Релакс? Транс? Это все отдыхает, господа!
Спасибо Вам. Мне самой они открылись по-новому.
Спасибо за статьи о 2х уникальных пианистах.
Да, Галина. Музыкальное монашество. Это Вы точно сказали.
такое музыкальное монашество..
Спасибо большое за комментарий! Да, Вольдемар, они были одиноки, но если Гленн Гульд стремился к уединению, то Святослав Рихтер скорее страдал от одиночества. Так мне видится. Что касается дружеских привязанностей, то у Гленна Гульда была единственная — женская — привязанность, которая длилась пять лет, но после расставания с ней, он с облегчением вздохнул, сказав единственное — «Это было полезно для здоровья». У Рихтера было больше и друзей, и поклонников, и жена у него была замечательная: тонкая, интеллигентная и все понимающая.
Очень интересно! Особенно сравнительный привычек анализ 2-х гениев от музыки. Привычки — это ведь что то незыблемое, а совокупность их — это уже характер. Жаль, что в биографии обоих немного маловато о дружеских привязанностях. Или скорее всего они оба были одиноки в своей жизни.