Интеллигенция, художники, музыканты, философы, ученые и богословы уезжали кто куда - кто в ближнее, кто в дальнее зарубежье: во Францию, Югославию, Аргентину, Китай, Америку.
Георгий Иванович Круг был еще подростком, когда произошла революция, но она определила и его будущее, и его веру.
История иконописца отца Григория Круга – это история о том, как личными усилиями, ценой преодоления трагедий и депрессий русская эмиграция смогла сохранить все лучшее, что было в России.
И не просто сохранить, а возродить и приумножить традицию русской школы, оказав влияние и на зарубежную иконопись. Отец Григорий стал связующим звеном между русской иконописной традицией и открытием
Но оторванность от Родины, вынужденное существование в окружении инославном наложило печать на его творчество. В его иконах присутствует та ностальгически-романтическая нотка, которая присуща вообще всему
Родился будущий иконописец о. Григорий в Санкт-Петербурге в 1906 году в семье промышленника, шведа по национальности. Мать – русская, в девичестве Суздальцева, с прекрасным консерваторским образованием.
От отца мальчик получил веру: его крестили в лютеранство и воспитали в лютеранских традициях, от матери - абсолютный слух и музыкальные способности. Начинал Георгий учиться в Санкт-Петербурге в одной из лучших частных немецких школ – гимназии Карла Мая, девизом которой было
«Сперва любить — потом учить».
Педагоги гимназии подбирались по соответствующим лозунгу качествам. В гимназии учились Рерихи,
Более тридцати её выпускников стали членами Академии наук, не говоря уже о писателях, художниках, писателях и поэтах. Но после революции семья вскоре уехала в Эстонию, которая была свободна от большевизма, и школу мальчик заканчивал в Таллине. Да и гимназию Карла Мая в 1918 году национализировали и превратили в обычную.
В шестнадцать лет юноша начал учиться рисованию, сначала в Таллине, потом - в Тарту. Здесь пришел интерес к религии, а в двадцать лет под влиянием встреч со священником Псково-Печерского монастыря он принял православие.
В двадцать пять лет Георгий Иванович уезжает в
Здесь он знакомится с русскими авангардистами Ларионовым и Гончаровой, но главное – с Леонидом Успенским, иконописцем и богословом, оказавшим на него решающее влияние. С ним он дружил до конца своих дней и вместе они расписывали не один храм.
Через два года Георгий Круг вступает в братство святого Фотия, которым руководил блестящий богослов, приверженец и продолжатель мистической византийско-православной школы Владимир Николаевич Лосский, сын русского философа Николая Лосского, тоже уехавшего после революции в Париж.
Во многом благодаря этому братству, а позднее - Свято-Сергиевскому православному богословскому институту, созданному митрополитом Евлогием Георгиевским, сохранилось и возродилось русское богословие, которым и сегодня питается русская православная церковь.
Основной целью и братства, и института стало распространение православия за рубежом. Георгий Круг становится участником этого русского богословского движения. Он вступает в Парижское общество «Икона», в которое вошли все лучшие русские иконописцы и иконоведы, оказавшиеся тогда в Париже.
Вместе с Леонидом Успенским Георгий Иванович участвует в росписи своей первой церкви. Через несколько лет он расписывает, тоже совместно с Успенским, Покровскую часовню. Фашистская оккупация Парижа и война сильно повлияли на душевное и психическое здоровье Георгия Круга. Его госпитализируют с диагнозом «депрессиия». Из нее он выходит медленно и долго.
После войны он поселяется предместье Ванв при церкви Святой Троицы, где служит певчим и уставщиком, выполняя небольшие заказы для частных лиц. Какое-то время он работал в мастерской Леонида Успенского, а в 1948 году в возрасте 42 лет принимает монашество с именем Григорий и поселяется в Свято-Духовском скиту недалеко от
Здесь уже монах о. Григорий продолжал нести послушание певчего и псаломщика, но самое главное – заниматься иконописью. В скиту он проживет без малого двадцать лет, здесь в 1969 году его отпоют и похоронят – у алтаря храма, расписанного его руками. Эти последние годы монашеской аскезы будут годами расцвета его иконописного таланта.
Иконопись стала для него всем: молитвой, монашеским подвигом, смыслом и содержанием жизни. Отец Григорий Круг сегодня считается одним из лучших
Вместе с Леонидом Успенским он много сделал не только для возрождения русской иконописи, но и для создания богословия православной иконы. На протяжении многих лет отец Григорий делал заметки по иконописи, которые составили после его смерти книгу «Мысли об иконописи».
Свой духовный опыт и иконопись о.Григорий строил на основе исихазма
Все его богословие видно по выразительным глазам образов его святых. В них нежность, грусть, теплота и тишина молчания, лишенные всякой сентиментальности, они погружены в глубину своей внутренней жизни. Но вместе с тем в иконах чувствуются ностальгические нотки, в них нет пасхальной радости, которая присутствует в русских иконах XV-XVI веков.
Но в иконах нет страха и строгости, характерных для византийской иконы, но есть глубина сердечной молитвы и приверженность сердечной традиции
Глядя на эту икону понимаешь, что такое стяжать дух мирен и что значит быть преображенным фаворским светом. После отца Григория Круга осталось более пятисот икон, росписей и фресок в разных странах мира: Франции, Англии, США, Голландии…
В России тоже есть несколько его икон, но очень мало, не более десяти. Лучшими и наиболее значительными работами иконописца являются росписи храма Святого Духа в его скиту, которые художник делал, переделывал и совершенствовал практически до конца жизни.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дорога к храму. Париж-13
- Pussy Riot и не только или Церковная жизнь.
- Преображение Господне
- Начало Великого Поста 2013
- Василий Кандинский. В поисках духовности
- Джон Донн. Простимся. Ибо мы - одно. Часть 2
- Вирсавия
- Блёз Паскаль и его философия
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь
Спасибо Тина, очень интересно, познавательно и наслаждательно.