Григорий Круг

grigorij_krugГригорий Круг, будущий иконописец православной церкви за рубежом, из числа первой волны эмигрантов.  Октябрьская революция буквально вымывала все лучшее, что было в России.

Интеллигенция, художники, музыканты, философы, ученые и богословы уезжали кто куда - кто в ближнее, кто  в дальнее зарубежье: во Францию, Югославию, Аргентину, Китай, Америку.

Георгий Иванович Круг был еще подростком, когда произошла революция, но она определила и его будущее, и его веру.

История иконописца отца Григория Круга – это история о том, как личными усилиями, ценой преодоления трагедий и депрессий русская эмиграция смогла сохранить все лучшее, что было в России.

И не просто сохранить, а возродить и приумножить традицию русской школы, оказав влияние и на зарубежную иконопись. Отец Григорий стал связующим звеном между русской иконописной традицией и открытием православной иконы Западом. И это происходило тогда, когда в самой России религиозная жизнь умирала, не говоря уже о богословии и иконописи.

Но оторванность от Родины, вынужденное существование в окружении инославном наложило печать на его творчество. В его иконах присутствует та ностальгически-романтическая нотка, которая присуща вообще всему православию за рубежом. Некоторые в его иконах усматривают даже отзвуки декаденса.

Родился будущий иконописец о. Григорий в Санкт-Петербурге в 1906 году в семье промышленника, шведа по национальности. Мать – русская, в девичестве Суздальцева, с прекрасным консерваторским образованием.

От отца мальчик получил веру: его крестили в лютеранство и воспитали в лютеранских традициях, от матери -  абсолютный слух и музыкальные способности. Начинал Георгий учиться в Санкт-Петербурге в одной из лучших частных немецких школ – гимназии Карла Мая, девизом которой было

«Сперва любить — потом учить».

grigorij_krug2

Икона "Спас в силах"

Педагоги гимназии подбирались по соответствующим лозунгу качествам. В гимназии учились   Рерихи, Бенуа, Римские-Корсаковы, Семеновы-Тян-Шанские. Здесь получили образование Д. Хармс, Д. Философов, Лев Успенский, Д.Лихачёв  и многие другие известные и прославленные русские люди.

Более тридцати её выпускников стали членами Академии наук, не говоря уже о писателях, художниках, писателях и поэтах. Но после революции семья вскоре уехала в Эстонию, которая была свободна от большевизма, и школу мальчик заканчивал в Таллине. Да и гимназию Карла Мая в 1918 году национализировали и превратили в обычную.

В шестнадцать лет юноша начал учиться рисованию, сначала в Таллине, потом - в Тарту. Здесь пришел интерес к религии, а в двадцать лет под влиянием встреч со священником Псково-Печерского монастыря он принял православие.

В двадцать пять лет Георгий Иванович  уезжает в  Париж, чтобы продолжать художественное образование. Тогда в Париже уже собралась большая группа  студентов, учившихся в  русской академии художеств, к которой примкнул и начинающий художник.

grigorij_krug3

Знамение

Здесь он знакомится с русскими авангардистами Ларионовым и Гончаровой, но главное – с Леонидом Успенским, иконописцем и богословом, оказавшим на него решающее влияние. С ним он дружил до конца своих дней и вместе они расписывали не один храм.

Через два года Георгий Круг вступает в братство святого Фотия, которым руководил блестящий богослов, приверженец и продолжатель мистической византийско-православной школы Владимир Николаевич Лосский, сын русского философа Николая Лосского, тоже уехавшего после революции в Париж.

Во многом благодаря этому братству, а позднее - Свято-Сергиевскому православному богословскому институту, созданному митрополитом Евлогием Георгиевским, сохранилось и возродилось русское богословие, которым и сегодня питается русская православная церковь.

Основной целью и братства, и института стало распространение православия за рубежом. Георгий Круг становится участником этого русского богословского движения. Он вступает в  Парижское общество «Икона», в которое вошли все лучшие русские иконописцы и иконоведы, оказавшиеся тогда в Париже.

grigorij_krug8

Икона "Святая Троица"

Вместе с Леонидом Успенским Георгий Иванович участвует в росписи своей первой церкви. Через несколько лет он расписывает, тоже совместно с Успенским, Покровскую часовню. Фашистская оккупация Парижа и война сильно повлияли на душевное и психическое здоровье Георгия Круга. Его госпитализируют с диагнозом «депрессиия». Из нее он выходит медленно и долго.

После войны он поселяется предместье Ванв при церкви Святой Троицы, где служит певчим и уставщиком, выполняя небольшие заказы для частных лиц. Какое-то время он работал в мастерской Леонида Успенского, а в 1948 году в возрасте 42 лет принимает монашество с именем Григорий  и поселяется в Свято-Духовском скиту недалеко от Версаля.

grigorij_krug5

Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени близ Версаля, в котором подвязался последние годы о.Григорий Круг

Здесь уже монах о. Григорий продолжал нести послушание певчего и псаломщика, но самое главное – заниматься иконописью. В скиту он проживет без малого двадцать лет, здесь в 1969 году его отпоют и похоронят – у алтаря храма, расписанного его руками. Эти последние годы монашеской аскезы будут годами расцвета его иконописного таланта.

Иконопись стала для него всем: молитвой, монашеским подвигом, смыслом и содержанием жизни. Отец Григорий Круг сегодня считается одним из лучших православных иконописцев XX века, искусство которого коренится в византийско-русской иконографической традиции.

Вместе с Леонидом Успенским он много сделал не только для  возрождения русской иконописи, но и для создания богословия православной иконы. На  протяжении многих лет отец Григорий делал заметки по иконописи, которые составили после его смерти книгу «Мысли об иконописи».

grigorij_krug7

Икона "Преображение Господне"

Свой духовный опыт и иконопись о.Григорий строил на основе исихазма Григория Паламы и его учения о фаворском свете Преображения. Стиль Григория Круга очень индивидуальный. Он сочетает традицию с современным языком живописи, в его иконах угадывается огненность Феофана Грека, а самое главное - личный опыт переживания трагических событий, свидетелем и участником которых иконописец был.

Все его богословие видно по  выразительным глазам образов его святых. В них нежность, грусть, теплота и тишина молчания, лишенные всякой сентиментальности, они погружены в глубину своей внутренней жизни. Но вместе с тем в иконах чувствуются ностальгические нотки, в них нет пасхальной радости, которая присутствует в русских иконах XV-XVI веков.

Но в иконах нет страха и строгости, характерных для византийской иконы, но есть глубина сердечной молитвы и приверженность сердечной традиции русской школы богословия. Одним из лучших образцов его иконописи является светлый образ Серафима Саровского, предстоящего в молитве Богу.

grigorij_krug1

Икона "Святой преподобный Серафим Саровский"

Глядя на эту икону понимаешь, что такое стяжать дух мирен и что значит быть преображенным фаворским светом. После  отца Григория Круга  осталось более пятисот икон, росписей и фресок в разных странах мира: Франции, Англии, США, Голландии…

В России тоже есть несколько его икон, но очень мало, не более десяти. Лучшими и наиболее значительными работами иконописца являются росписи храма Святого Духа в его скиту, которые художник делал, переделывал и совершенствовал практически до конца жизни.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, Иконописцы, художники. Bookmark the permalink.

One Response to Григорий Круг

  1. nadilel says:

    Спасибо Тина, очень интересно, познавательно и наслаждательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *