Однако со временем, когда стало ясно, что намерения Киреевского более чем серьезны, всё собранное Пушкиным (пятьдесят песен) было передано в руки молодого подвижника, который к тому времени окончательно определился со своим призванием – создать максимально полное собрание русских народных песен, легенд и сказаний.
Вообще первая треть XIX века в России была временем пробудившегося интереса ко всему народному, мыслившемуся не столько как литературное, сколько как важнейшее национальное дело, имеющее огромное историко-философское значение с точки зрения национального самоопределения и развития общественной жизни.
Тогда сбором
Он смог создать своего рода собирательный центр, в который начали стекаться
В отличие от Ивана, своего брата, и его друзей по кружку любомудров (
Он настолько ненавидел Петра I и всё, что было с ним связано, что ненавидел даже свое имя. Но Петр Киреевский вовсе не был реакционером или выразителем официальной доктрины народничества, он был искренне уверен, что будущее России надо искать в прошлом, в народных традициях, в преданиях народной старины, а не на западе и новомодных западных веяниях, внесенных в русское общество Петром.
Свои воззрения Петр Киреевский всегда противопоставлял западникам, в частности, Чаадаеву, которого считал идейным врагом. Это же вызвало его страстную отповедь Погодину, написавшему статью о параллелях русской истории с западной, в которой утверждал, что вся истории запада – это история завоеваний, вражды и насилия, а русская история – это добровольное подчинение пришельцам, основанное на принципе покорности и смирения.
Отличие только в том, что на западе завоевание происходило насильно и быстро, а в России – медленно. Киреевского возмутили даже не столько эти утверждения, сколько то, как Погодин это доказывал. Он увидел в статье неуважение и презрение к
«Народ, который подчиняется спокойно первому пришедшему, который принимает чуждых господ без всякого сопротивления, которого отличительный характер составляет безусловная покорность и равнодушие и который даже отрекается от своей веры по одному приказанию чуждых господ, — не может внушить большой симпатии. Это был бы народ, лишенный всякой духовной силы, всякого человеческого достоинства, отверженный Богом; из его среды никогда не могло бы выйти ничего великого».
Сам Киреевский считал, что благодаря усердию этого семейства, его собрание стало пользоваться известностью, а собранное ими составило существенную часть собрания песен Петра Васильевича. Помимо братьев Языковых, активными участниками и сотрудниками фольклорного проекта Киреевского стали Пушкин, Гоголь, Даль,
И сам Петр Васильевич осуществил несколько этнографических экспедиций - на Север, в Подмосковье и в окрестности Орловской губернии, где находилась его усадьба. Чаще всего он писал песни с голоса и другим рекомендовал делать именно так: когда народ поет, он поет так, как делает всегда. Уже через год, по словам А.П.Елагиной, сын готовит к изданию 800 духовных стихов (легенд), но по какой-то причине они так и остались неизданными.
К концу сороковых, когда выходит первый и единственный сборник русских
Его гораздо больше увлекала сама работа по собирательству, сверке разных вариантов одной и той же
Всё им тщательно документировалось, указывалось, откуда взято то или иное слово или выражение. Последнюю этнографическую экспедицию Петр Васильевич совершил в 26 лет. Потом началась суетливая полоса раздела имущества, помощь Языкову и поездка с ним, почти обездвиженным, на лечение за границу.
И только в тридцать один год и все последующие семнадцать лет, до конца жизни, он посвящает систематизации и выверке собранного материала, безвылазно живя в своем поместье в Киреевской Слободе, доставшемся ему после раздела имущества. Но это огромное богатство так и осталось ненапечатанным, хотя издания ждали многие, с иронией отзываясь, что может быть, когда-нибудь, они его и дождутся.
И если бы оно вышло в том виде, каким задумывалось, то ему не было бы равных. К сожалению, этого не случилось. После смерти, многое из собранного было потеряно, кто-то брал читать и не вернул, кто-то был охотником за автографами знаменитостей. Например, исчезла тетрадь
Оставшееся после смерти собирателя хранилось в специально изготовленном для этого собрания шкафу, задвинутом в Румянцевском музее так далеко, что его едва отыскали. Посмертные издания П.В. Киреевского предпринимались, начиная с шестидесятых годов девятнадцатого века, а закончились уже при советской власти, но полного издания собранных им
Тина Гай
Что ни фамилия, то история России. Жаль утерянного.
Да, это наше, только жаль, что мы не умеем хранить своё сокровище, и даже вспоминать о нём.
Горят, еще как горят…
Тина, спасибо! Это наше, русское!
А ещё говорят рукописи не горят…:(