Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы

kolodec1Заканчивается август, отмеченный тремя Спасами, подводящими итог урожайному году, в котором особое место занимает вода и колодцы. Первый Спас, Мокрый,  связан с чудотворным действием воды, Третий Спас – с временем очищения колодцев.

Ставить и освящать колодцы принято на  Первый Спас: август – самый жаркий месяц, когда вода достигает минимума, тогда и ставить, и очищать колодцы – самое время. Во всех религиях колодцы считались сакральным местом. В христианстве святые источники - места паломничества и особого обустройства, от них исходит чудодейственная и целебная сила.

Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:

kolodec2

«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».

А это - пример легенды: в словацком городе Тренчин есть замок, стоящий на высокой горе. В нем находится колодец, получивший название от бытующей здесь легенды. Однажды хозяин этого замка, одержав победу над турками, привез из похода много пленных и среди них - красавицу Фатиму. Через некоторое время в замок приехал жених красавицы и стал  просить хозяина замка освободить пленных и его возлюбленную, за что предлагал большой выкуп и обмен пленными.

Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».

kolodec3

В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.
Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.
(Иван Бунин, 1915 г. Поэту)

В древней Руси в день зимнего солнцестояния (на Рождество) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха  или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:

«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.

kolodec4Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это  источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.

В китайской Книге Перемен колодец - символ союза «Я» с подсознанием, в иудейской традиции - мудрость и сама Тора, в исламе - вся мусульманская  цивилизация берет начало от колодца Земзем, находящегося в Мекке. По преданию этот колодец возник волшебным образом от удара ноги Измаила, которого бросила на этом месте Агарь, изгнанная Авраамом и Саррой.

Воду из этого святого колодца  все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть  притча: чтобы построить  минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.

kolodec6Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает  будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом  у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,

и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.

kolodec

Я думал, как мне быть с душой
С моей, не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.

Колодец вырыт был давно,
Всё камнем выложено дно,
Но сруб осыпался и сгнил
И дно подёрнул вязкий ил.
Крапива выросла вокруг,
И самый вход заткал паук.
Сломав жилище паука,
Трухлявый сруб задев слегка,
Я опустил бадью туда,
Где тускло брезжила вода.
И зачерпнул - и был не рад:
Какой-то тлен, какой-то смрад.

kolodec7

У старожила я спросил:
- Зачем такой колодец сгнил?
- А как не сгнить ему, сынок,
Хоть он и к месту, и глубок,
Да из него который год
Уже не черпает народ.
Он доброй влагою налит,
Но жив, пока народ поит. -
И понял я, что верен он,
Великий жизненный закон:
Кто доброй влагою налит,
Тот жив, пока народ поит.

И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка.
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
(В.Солоухин. Колодец. Отрывок)

******kolodec5

Апрельской вербы серебро на прутьях красных.
Здесь гласных полное ведро, ведро согласных.
Распахнуто в подземный хлад окно колодца,
И там до слёз мне кто-то рад, - как сладко пьётся!..

Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады,
И трепет в каплющей струне, и капель взгляды,
Когда целуется ведро с нутром колодца
И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.

Душа колодца дышит мглой, она слезится,
Воды зеркален каждый слой, там льются лица.
В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь,
Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь...
(Юнна Мориц. Колодец)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged библейские истории, Библия, фольклор. Bookmark the permalink.

9 Responses to Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы

  1. nadilel says:

    …а последние ее стихи читаю в Интернете.
    ———————————————————
    Я тоже… В Фейсе есть у Юнны страничка, где ее периодически банят, очень она ЛИЧНОСТЬ.
    По поводу фразы, я нашла ее в словаре ( в инете нет) там она представлена так:
    Tac tehe chi parkel — делать все в своей выгоде; всегда иметь ввиду свою выгоду; быть очень расчетливым; без выгоды для себя, ничего не делать…
    Как правило это выражение употребляют в отношение к кому-то ( не к себе ;)))

  2. Да, читала о северной целесообразности строений, когда готовила пост «Русская изба». Очень было интересно! А вот про то, что постройки в один ряд, чтобы закрывать от ветра, не знала. Очень хочется вернуться к теме Северных зодчий. Много интересного о деревянных храмах на севере. Жаль, что многие из них не сохранились. И Никон поработал, запретив все русские храмы, как не соответствующие греческим, и время — тоже.
    _________________________________________________________
    Про колодец — очень интересно. Действительно, наверное, и цепь придумали с веретеном не просто так, а чтобы ведро не утонуло в колодце. Доставать — замучаешься. Но, наверное, и это имеет какую-то целесообразность.

  3. Оксана says:

    У нас в деревне именно такой колодец, с домиком. К нему каждый со своим ведром ходит, а к ручке дверцы привязана верёвка. На этой верёвке ведро опускается в колодец и вытаскивается вода. Частенько ведро упускается в колодец, на этот случай есть специальная палка с крюком, ею ведро достаётся. Воды иногда в колодце много, но рукой всё равно не достать. А иногда, когда дождей не было, а воду всю вычерпали, то воды на донце. У нас на участке свой колодец, но из него мы берём воду только для полива, потому что не очень хорошо колодец выкопали, и вода в нём мутная. Так в этот колодец мы опустили электронасос, и он качает воду сам через шланг, ведро там и не нужно. Включил в розетку, и вода пошла.
    ———————————————————————————————
    Да, русский север — это особая культура. Даже сам характер построек отличается от южнорусских. Вот, например, все дворы в деревне имеют примерно одинаковое строение: дом, и окружающие дом надворные постройки, все в один ряд, которые, на мой взгляд, только закрывают обзор. Я же хотела как: вышла из дома и чтобы вид на лес был. Начали сносить сараи и хлев, которые нам не нужны. И тогда до меня дошло, что эти постройки были не просто так, а закрывали дом и двор от ветра. Целесообразность. А ещё севернее — там вообще все постройки — и жилые, и хозяйственные — под одной крышей, чтобы зимой не выходя на улицу попасть к животным или в сарай.

  4. Вот на этот момент я даже не обратила внимание, хотя встречались картинки колодцев с журавлем, как, например, на третьей картинке (колодец вдалеке), но чаще всего с ручкой и валиком. А тот, который Вас заинтересовал — встречается очень редко. И непонятно, как оттуда черпать воду. Или вода там до самого края и каждый сам набирает воду своим ведром. Интересно, а как у Вас поставлен колодец? Такой, как на этой картинке? Тогда Вы ответите, как оттуда брать воду. Что касается крышки и домиков над колодцами, то они почти над всеми колодцами есть. Тверская губерния, те места, где у Вас дом, ближе к северу, а русский север — это вообще отдельная культура, и люди — другие. Там свои особые традиции, о которых наслышана, есть блоги и сайты, посвященные русскому северу. Вы как-то замечаете эти отличия?

  5. Очень интересные размышления. Я вчера готовила пост про поговорки о воде, а Вы еще одну подбросили. Правда, в Интернете ничего не нашла по Вашей поговорке, а жаль. У каждого народа — свои поговорки, иногда есть аналогичные в русском языке, но не всегда. Как, например, Ваша. А про дно — верное. Упасть можно в одно мгновение, а выкарабкаться со дна самостоятельно почти невозможно.
    ___________________________________________________________
    Про Юнну Мориц я однажды уже писала. Я тоже ее люблю. За стойкость тогда, при советской власти, и сейчас. Она не боится высказывать открыто свою позицию, хотя либералы ее уже заклевали: не так думает и не с теми, с кем должна быть. У меня есть книга с ее стихами еще советского периода, а последние ее стихи читаю в Интернете.

  6. nadilel says:

    Тема сложная, но очень заманчивая… Как всегда у вас все интересно, Тина, и за Юнну Мориц спасибо, очень она мне близка.
    Есть у нас выражение » На мокрое место не ляжет» ( тац теге паркого че ), это о человеке, который изворотлив до жульничества, скользкого и ненадежного, такой человек на дне не окажется. И вот я задумалась, с каким дном сравнивает человек свою нищую жизнь, или когда хочет скрыться от общества? Не дно же реки, или озера. Это дно колодца. Именно оно глубоко, скрытно и мокро. Оказаться на дне можно в одно мгновение, а вот выбраться — сложно, одному невозможно.
    Вот об этом я сегодня размышляла, а когда открыла почту увидела вашу тему и вспомнила свои размышлизмы :)

  7. Оксана says:

    Что интересно, в разных регионах разное оформление колодцев. Почти на всех картинках, которыми Вы оформили пост, колодцы примерно одинаковые — с ручкой, за которую надо крутить, и цепь наматывается на валик. А на предпоследней картинке колодец прикрыт таким домиком своеобразным. Именно такие колодцы ставят в Тверской области (наверное, и не только в Тверской). Мне сначала было непривычно видеть такой колодец, с дверкой, но в этом есть своя целесообразность: мусор не падает вовнутрь.

  8. Спасибо, Таша! Текст писался почему-то очень тяжело и закончила уже поздно вечером. «Батарейки» сели.

  9. Таша says:

    Как же я люблю заглядывать по утрам в почту и начинать день с чтения Ваших постов, Тина! День тогда освещается особым светом! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *