Стихи не часто становятся песнями и романсами, даже стихи очень хороших поэтов, а стихи третьестепенных авторов и того подавно, но часто бывает, что именно их стихи, вдруг, неожиданно и помимо их намерений, становятся народными, авторство которых забывается именно потому, что они уходят в народ, как, например, случилось с песней «Лучина».
То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит;
Извела меня кручина, Подколодная змея! Догорай, моя лучина, Догорю с тобой и я!..
Не житье мне здесь без милой. С кем теперь идти к венцу? Знать, судил мне рок с могилой Обручиться, молодцу.
Расступись, земля сырая, Дай мне, молодцу, покой, Приюти меня, родная, В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая, Съела грусть меня, тоска... Скоро, скоро ль гробовая Скроет грудь мою доска? (С.Стромилов, 1840)
Последний куплет песни почти никем не поется, вместо него повторяется первый. Об авторе стихов этой песни ничего достоверно неизвестно, кроме разве что имени, которое тоже далеко не все указывают точно: иногда - Семён Иванович Стромилов (что правильно), иногда - Семён Николаевич Стромилов. Сам поэт печатался под псевдонимом «С.С.», что, наверное, и внесло невнятность в его имя.
Поэт разделил участь неизвестных авторов самых известных песен: «Однозвучно гремит колокольчик», легендарного «Варяга», "Гори, гори..." и других, хотя печатался он в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки» и «Московитянин», находившемся под покровительством самого графа С.С.Уварова.
«Лучина» стала одной из самых известных и популярных русских песен во многом благодаря вкусу и таланту Александра Варламова. В 2016 году этому замечательному композитору исполнилось 215 лет со дня рождения. Прожил он очень мало - всего 47 лет, мучительно умирая в нищете и одиночестве от рака горла.
Поддерживали его только самые близкие друзья: в память о нем Даргомыжский написал трогательную пьесу «Песня без слов», которая помогла собрать деньги для выпуска благотворительного музыкального сборника, продажа которого поддержала вдову и детей композитора.
Конечно, о композиторе нужно говорить отдельно и более подробно, но это как-нибудь в другой раз. Сейчас же хочется отметить, что расцвет творчества Александра Варламова пришелся, когда он уехал из Петербурга, самого западного города, смотревшего через окно в Европу, уехал в первопрестольную. И именно Москва патриархальная сделала его горячим поклонником русской народной песни.
Пятнадцать лет, что композитор провел в Москве, стали расцветом его творчества. Он удивительно точно почувствовал атмосферу и нерв той эпохи, именно поэтому его песни и романсы («Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные», «На заре ты ее не буди») пели и в русской избе, и в дворянских усадьбах.
Задушевность, теплота и нежность отличает большинство песен и романсов Варламова. Без его музыки стихи Семёна Стромилова никогда бы не стали популярными, и так и остались бы никому неизвестными. Варламов писал музыку и к другим стихам Стромилова («Ожидание» и «К птичке»).
Зачем сидишь ты до полночи У растворенного окна И вдаль глядят печально очи? Туманом даль заслонена!
Кого ты ждешь? По ком, тоскуя, Заветных песен не поешь? И ноет грудь без поцелуя, И ты так горько слезы льешь?
Зачем ты позднею порою Одна выходишь на крыльцо? Зачем горячею слезою Ты моешь тусклое кольцо?
Не жди его: в стране далекой В кровавой сече он сражен. Там он чужими, одинокий, В чужую землю схоронен. (С.Стромилов. Ожидание, 1839)
Благовестница природы! Спой для праздника весны Песню горней стороны, И веселья, и свободы!
Расскажи мне, как на воле, Ты, беспечная, живешь? С кем знакомства ты ведешь; Что поешь в лазурном поле?
Птичка, птичка! Как, откуда Ты взяла такой наряд? Как роскошен, как богат! Что за прелесть, что за чудо!
Расскажи мне - в час ненастья Есть ли где тебе приют? Кто с тобою делит труд, Есть ли в ком к тебе участье? (С.Стромилов. К птичке. Отрывок. 40-е годы)
Но ни та, ни другая песня не превзошли популярность «Лучины», которую поют уже почти сто пятьдесят лет оперные певцы, исполнители авторских и русских песен, многочисленные хоры и фольклорные ансамбли. О поэте очень мало написано, а если написано, то очень неточно, а иногда и просто уничижительно. Вот, например, что сказано о нем в советском сборнике о песнях русских поэтов (1965):
«С. И. Стромилов - третьестепенный поэт 1830-1840-х годов. Сведения о его жизни малодостоверны». А это – слова составителя сборника русской любовной лирики XIX-XX века (1988) С.М. Магидсона: «Стромилов Семен Николаевич — поэт, фольклорист, знаток поэзии. Профессор И.Н. Розанов, просматривая ноты композитора Варламова, установил авторство песни «То не ветер ветку клонит». Она принадлежит перу Стромилова».
Евгений Евтушенко, однако, включил Семёна Стромилова в свою антологию русской поэзии, исключительно и только благодаря песне «Лучина», обессмертившей имя поэта. Несмотря на скудость информации, все-таки кое-какие сведения о поэте есть. Родился он в 1810 году и, судя по тому, что учился в Благородном пансионе при Московском университете, был дворянского происхождения.
Выпустился из пансиона в 1829 году. В том же учебном заведении, только курсом ниже, учился М.Ю.Лермонтов и оба они входили в кружок любителей отечественной словесности, организованный Семёном Егоровичем Раичем, замечательным педагогом, поэтом и родным братом известного митрополита Филарета Амфитеатрова, из-за которого Семён Егорович сменил свою фамилию.
«...под моим руководством, - писал в «Автобиографии» С.Раич, - вступили на литературное поприще некоторые из юношей, как-то: г. Лермонтов, Стромилов, Колачевский, Якубович. В. М. Строев. Соображаясь с письменным уставом В.А. Жуковского, открыл я для воспитанников Благородного пансиона Общество любителей отечественной словесности; каждую неделю, по субботам, собирались они в одном из куполов, служивших моею комнатою и пансионскою библиотекою».
С 1831 года Семён Стромилов начал служить чиновником в ведомстве военного генерал-губернатора Москвы. К народным песням поэт пришел не сразу. Начинал он с кавказской темы, очень популярной в тридцатые-сороковые годы позапрошлого века.
Я статней, ровней платана, Гибче, тоньше, чем лоза. Легче во сто раз тумана И прозрачней, чем слеза. Я в движеньях — ветер горный, Голос мой звучней струны, Мой наряд такой узорный — Облит золотом луны… (С.Стромилов «Черкешенка»)
Но постепенно стихи Стромилова становились тише, проще и душевней, что и привлекло к ним таких композиторов, как Александр Варламов и Александр Алябьев. Ну, а его «Лучину» и сейчас можно назвать хитом, особенно, если вспомнить замечательный фильм «Судьба», где Зинаида Кириенко и Ольга Остроумова трогательно до слез поют эту песню.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Я очень рада, что Вам понравился этот пост. Он мне тоже нравится, работала над ним два дня. Наскребала по сусекам информацию. Почти ничего нет, особенно о Стромилове. О Варламове все-таки больше, хотя тоже не густо.
Русские романсы — это, бесспорно, свет души и голос сердца всех восточных славян, и многие произведения этого музыкального жанра, к нашему огорчению, не имеют точного авторства. Тем приятнее узнать подробности из жизни Стромилова и Варламова, имена которых не слишком обласканы нашим слухом. Спасибо Вам, Тина! Вы большая умница))
Да, Оксана. Такая вот странная закономерность. Казалось бы стихи — это сама музыка, но, оказывается, не любой стих ложится на музыку. Требуется, наверное, совпадение настроения поэты и композитора, их слияние в гармоничном единстве. Для поэтов второго и третьего ряда, как их называют специалисты, получается, гораздо проще написать музыку, потому что они прозрачней и, согласна с Вами, проще. И наверное, душевней. Вот Кольцов — очень хороший поэт, но на его стихи не так много песен, которые были бы такими же популярными как песни на стихи Цыганова. Цыганов шел от народа, а Кольцов? Вроде тоже, но что-то не сложилось. И то же самое с Блоком, Брюсовым и Маяковским. И не только с ними.
Странно, но романсами, близкими к народным песням, становились чаще всего именно произведения «второстепенных» и «третьестепенных» поэтов. Наверное, потому, что стихи их проще, темы понятнее простым людям, а если и мелодия написана напевная, простая, которую можно петь и без музыкального сопровождения, то такой песне суждено стать народной. Ведь на стихи. к примеру, замечательных поэтов Блока, Брюсова, Маяковского, многих других написано совсем немного песен. Наверное, не случайно.
Я очень рада, что Вам понравился этот пост. Он мне тоже нравится, работала над ним два дня. Наскребала по сусекам информацию. Почти ничего нет, особенно о Стромилове. О Варламове все-таки больше, хотя тоже не густо.
Русские романсы — это, бесспорно, свет души и голос сердца всех восточных славян, и многие произведения этого музыкального жанра, к нашему огорчению, не имеют точного авторства. Тем приятнее узнать подробности из жизни Стромилова и Варламова, имена которых не слишком обласканы нашим слухом. Спасибо Вам, Тина! Вы большая умница))
Да, Оксана. Такая вот странная закономерность. Казалось бы стихи — это сама музыка, но, оказывается, не любой стих ложится на музыку. Требуется, наверное, совпадение настроения поэты и композитора, их слияние в гармоничном единстве. Для поэтов второго и третьего ряда, как их называют специалисты, получается, гораздо проще написать музыку, потому что они прозрачней и, согласна с Вами, проще. И наверное, душевней. Вот Кольцов — очень хороший поэт, но на его стихи не так много песен, которые были бы такими же популярными как песни на стихи Цыганова. Цыганов шел от народа, а Кольцов? Вроде тоже, но что-то не сложилось. И то же самое с Блоком, Брюсовым и Маяковским. И не только с ними.
Странно, но романсами, близкими к народным песням, становились чаще всего именно произведения «второстепенных» и «третьестепенных» поэтов. Наверное, потому, что стихи их проще, темы понятнее простым людям, а если и мелодия написана напевная, простая, которую можно петь и без музыкального сопровождения, то такой песне суждено стать народной. Ведь на стихи. к примеру, замечательных поэтов Блока, Брюсова, Маяковского, многих других написано совсем немного песен. Наверное, не случайно.