Алексей Федорович Мерзляков известен как автор песни «Чернобровый, черноокий…», ставшей визитной карточкой хора им. Пятницкого. Ему, лучшему русскому переводчику поэтов античности начала XIX века, литературному критику, поэту и ученому принадлежит авторство и другой, может быть, даже более известной, песни «Среди долины ровныя…».
«
Оба поэта сделали очень много для того, чтобы русская песня стала любимым жанром не только в народе, но и среди дворян, городской интеллигенции и мещан. Но, в отличие от
Эти песни стали предшественниками русского авторского
Он перестал следить за новинками, стал писать тяжеловесные оды к различным торжествам, подражая Державину. Когда-то поэт над ними смеялся, а теперь вынужден был это делать, т.к. семья росла, ее надо было кормить. Последние годы профессор жил в откровенной бедности.
После смерти Мерзлякова
Университет был единственным местом служения Алексея Федоровича: он отдал ему более четверти века, пройдя все ступени преподавательской карьеры от бакалавра, магистра, профессора, заведующего кафедрой русской словесности до декана факультета.
Еще резче о Мерзлякове высказывался Кюхельбекер, назвав стареющего профессора отставшим от современной мысли лет на двадцать, а молодой Вяземский с аристократическим снобизмом буквально третировал профессора как «школьного учителя» с гордостью разночинца.
Впрочем, этому удивляться не приходится, если учесть, что дворяне достаточно снисходительно и даже с презрением относились к разночинцам, никогда не опускаясь до профессиональных служителей науки и искусства. Подтверждением этому служит то, что Карамзин в 1802 году называл событием исключительной важности, когда университетскую кафедру впервые занял профессор-дворянин.
И понятна досада родственников Греча, переводчика «Илиады», узнавших, что он избрал путь учителя, несовместимый с дворянским званием; понятно и осуждение графа Ф.П.Толстого, решившего посвятить себя живописи вопреки тому, что это считалось унизительным не только для него, но и для всего дворянского сословия.
Алексей Федорович Мерзляков был чужаком в дворянской среде и всегда чувствовал себя не в своей тарелке, когда приходилось бывать в светском обществе. Он был интеллигентом-разночинцем, водившим дружбу с такими же, как он, профессионалами: художниками, музыкантами, актерами, скульпторами, преподавателями.
О Мерзлякове как авторе русских песен восторженно отзывался фольклорист Максимович, сравнивавший его народность с народностью басен Крылова, а Белинский писал, что песни Мерзлякова выше песен Дельвига, хотя и не дотягивают до песен Кольцова:
«Это был талант мощный, энергический: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях!…это не подделки под народный такт — нет: это живое, естественное излияние чувства, где все безыскусственно и естественно!»
Выходец из пермской купеческой семьи, тринадцатилетний подросток совершенно случайно попадает в Москву: написал «Оду..." по поводу заключения мира со шведами». Она дошла до Екатерины II. Императрица потребовала, чтобы юный талант был определен на казенный счет в московскую гимназию при университете.
Далее его путь был прямым как дорога: от студента до декана МГУ. Наверное, поэтому многие исследователи видят в нем больше чиновника от образования, чем поэта, создавшего такие шедевры, как «Черноглазый-черноокий…» и «Среди длины ровныя…».
Среди долины ровныя
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!Взойдет ли красно солнышко —
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка —
Кто будет защищать?Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!Есть много сребра, золота —
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей —
Но с кем их разделить?Встречаюсь ли с знакомыми —
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими —
Поклон — да пара слов.Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд.
(Песня, 1810)
Чаще всего называют трех композиторов: Д.Н.Кашина, крепостного композитора, с которым Алексей Федорович дружил и сотрудничал, С.И.Давыдова, приятеля Мерзлякова, и О.А.Козловского, профессионального дирижера и композитора, но еще чаще музыку называют народной.
История этой песни связана с тем периодом жизни Марзлякова, когда он был страстно влюблен в свою ученицу Анисью Федоровну Вельяминову-Зернову. Он преподавал ей словесность и постоянно ездил из Москвы в имение ее отца Жодочи. Девушка была на десять лет моложе учителя и хороша собой, но сословные различия между ними были непреодолимой преградой.
К профессору все относились с любовью, ценили его душевность и простоту, но несчастная любовь, одиночество, безнадежность и грусть не оставляли его. И в один из таких грустных вечеров он взял мелок и на зеленом сукне карточного стола написал двенадцать строф о своем одиночестве.
Кто-то подал ему лист бумаги, и он переписал стихотворение на чистовик. Песня получилась очень душевной, об одиночестве человека, рядом с которым никого нет - ни милой, ни друзей. В печали героя слышится и понимание трагедии жизни, и тоска по неразделенной любви, и щемящее чувство безграничной любви к Родине. Некоторые считают известную песню Ивана Сурикова «Рябина» («Что стоишь, качаясь…») парафразом на песню Мерзлякова.
Вторую жизнь песня обрела после появления картины И.И.Шишкина с одноименным названием. Она написана в 1883 году в связи с трагической смертью второй жены художника, его лучшей ученицей, с которой он прожил всего год. В одиночестве дуба художник увидел собственную судьбу…
Период русских народных песен у Алексея Федоровича длился недолго, всего четыре года - с 1803 по 1807, но именно они оказались самыми плодотворными и самыми значимыми в его биографии. Кроме песни «Среди долины…» им написаны и другие замечательные песни, легко запоминавшиеся еще и потому, что, как правило, он указывал и мелодию, на которую следует петь его стихи.
Это правило воспринято им из практики церковных песнопений, где в
«Тошно девице ждать мила друга», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Вылетала бедна пташка на долину…», «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь…», «Малютка, шлем нося, просил…» и любимая мной «Черноокий, чернобровый молодец удалый…».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иван Никитин. Ехал из ярмарки ухарь-купец
- Очаровательные глазки…
- Народный праздник музыки. Париж-14
- Очи черные
- Есть на Волге утёс. Русская марсельеза
- Русский романс: Алексей Апухтин
- Русская песня Н.Г. Цыганова
- Двойники: Рихтер - Гульд. Окончание
- Песнопения Преображения Господня
- Чюрлёнис. Философия жизни
Песня действительно замечательная. неожиданно — про Нигерию и хор спецов. Я тоже пела, только в храме. Там тоже очень много душевных песнопений. Очень люблю церковное пение.
Тина, был в Нигерии на авторском надзоре мет. завода год! Без семьи.
И пел в хоре одиноких советских спецов. С упоением пели «Среди длины ровныя». Слёзы накатывали. И сейчас пою для себя! Раньше и не знал автора.
Спасибо!
Спасибо за такой пространный комментарий. Обычно Вы комментируете очень кратко. Значит, задело. Со многим я соглашусь: семья действительно требует — и денег, и внимания, и существенно ограничивает в свободе. Что касается «сопляков» и их высокомерия, так действительно бывает. Молодые еще и не битые. Александр Сергеевич бывал резок, это так и не только по отношению к Мерзлякову, но и к другим. Вспомним его едкие эпиграммы. Мерзляков писал не только стихи, но главным образом делал переводы, преподавал в университете. Но после 1812 года жизнь резко изменилась, и он действительно как-то потерялся в новой ситуации. Что касается «дворянской и пр. интеллигенции», то он ведь тоже относился к числу интеллигенции, правда недворянской. А между дворянской и недворянской поэзией шла негласная борьба. Да и мы больше знаем дворянскую поэзию.
Спасибо, Тина! Я даже прослушал оба ролика, что редко делаю. Статья или воспоминание мне понравились, так как я Алексея Фёдоровича и его творчество не знаю, а интересно. И вот что отметил для себя или то, что подтверждает мои мысли:
1) вынужден был это делать, т.к. семья росла, ее надо было кормить — семья «тормоз» для таланта, не признаваемого в «денежном эквиваленте»
2) талантливые «сопляки» всегда резки в своём отношении к старшим, так как расталкивают локтями, продираются наверх сквозь толпу, но в толпе кроме бесталанных, есть заслуженные и талантливые люди. Это неуважение молодых присуще всем и всегда, особенно в Российской империи всех поколений.
После смерти Мерзлякова Александр Сергеевич Пушкин напишет очень несправедливые слова,
Еще резче о Мерзлякове высказывался Кюхельбекер
3) в 34 года «исписался» только из-за денег — не верю. Здесь происки и всей этой своры талантливой, посредственной, дворянской и пр. интеллигенции ну и чинодралов всех мастей. Всё это в сфере культуры и искусства творится ежедневно (я не говорю о производстве, науке, спорте и вообще жизни).
Виноват за резкость, но так устал когда-то от этой толпы, что до сих пор не отошёл и не люблю особо общение с двуногими в большом объёме
Большое спасибо!!! Заходите чаще, подписывайтесь и оставляйте комментарии. Всегда рада общению со своими читателями.
КЛАССНЫЙ ПОСТ, ДУША ОТДЫХАЕТ !!! БЛАГОДАРЮ.