Михаил Врубель. Поиски  стиля

mihail_vrubel10(Начало здесь) Своего отношения к Эмилии Праховой Михаил Врубель не скрывал. И потому  вовсе не удивился, когда однажды ее муж, зайдя в Кирилловский храм и увидев, что со всех сторон на него смотрят глаза его собственной жены, вежливо предупредил молодого человека, что это компрометирует его жену, а кроме того, в православной иконописи существуют определенные каноны, исключающие подобное сходство с конкретным лицом.

Отстранение  молодого художника от реставрации Кирилловского храма было сделано  вполне изящно: Михаилу Врубелю оплатили поездку в Венецию под предлогом знакомства с техникой мозаики, необходимой для реализации проекта убранства строящегося Владимирского собора.

Венеция обогатила технику и колорит Врубеля, привнеся в нее особенности живописи Ренессанса. Под ее впечатлением Врубель написал четыре образа для иконостаса Кирилловского монастыря: святых отцов церкви Кирилла и Афанасия Александрийских, в честь которых и была построена обитель, а также иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

mihail_vrubel11У святых отцов Кирилла и Афанасия взгляд грозный, выполненный вполне в духе византийской иконографии, а лики Спасителя и Богоматери, по контрасту, кроткие и теплые - в духе древнерусской иконописи. В  кирилловских росписях художнику во многом пришлось преодолевать свои академические навыки, приобщаясь к древнерусской традиции, и потому в них еще присутствует конфликт стилей.

Но уже в эскизах для Владимирского собора ситуация поменялась: произошла переработка и трансформация в едином оригинальном стиле трех разновременных техник: академической, иконописной и ренессансной. Художник наконец-то нашел стиль, созвучный новому времени и новой эпохе, сохранив при этом всё лучшее из прошлого.

На эскизах следует остановиться подробней, т.к. с них начинается новый Врубель. Встреча с древнерусской живописью и византийской мозаикой помогла ему понять символику цвета, света, найти свой колорит: сумеречные густые тона со сдвигом к холодным.

mihail_vrubel12Изучение старинной византийской мозаики в Киеве, а потом - в Венеции, укрепило его в технике, привитой ему еще в Академии П.П.Чистяковым. Суть ее сводилась к расщеплению материала на отдельные мелкие атомы с  их последующей огранкой, что создавало эффект разрушения  формы и нейтрализации разнообразия материалов.

Кроме того, художник понял, что сияние фона византийской мозаики происходит не от внешнего источника,  а  от света, отражаемого поверхностью самой мозаики. Цвет в этом случае являлся всего лишь окрашенным светом и Михаил Врубель научился использовать этот эффект в своей живописи, превращая лист в светоотражающий экран.

Таким образом, в своих кристалллоподобных полотнах он соединил в единое целое цвет, свет, предмет, пространство и материал. Работа в храмах научила его и пониманию глубокого символизма древнерусской иконописи, в которой всё символично, начиная от цвета и света, и кончая конкретным сюжетом.

mihail_vrubel13Икона – это место встречи двух миров и двух языков – земного и небесного и это - не предмет эстетического наслаждения, а символическая структура, которую надо уметь читать. И это тоже было взято художником на вооружение. Картины Врубеля потому и сложны для понимания, что они указывают различными символами и знаками на иную, невидимую глазу, реальность.

Так в изображении Пятидесятницы Михаила Врубеля присутствует не только сюжет, имевший реальное место в истории апостолов, но и то, как он изображен. Всё пространство здесь разделено на низ, середину и верх, что олицетворяет, соответственно, ад, земной мир и небесный. И совершенно не случайно Космос, который находится в аду, изображен художником гораздо крупнее обычного.

Это он, владыка Вселенной, противостоит Святому Духу и является прообразом Демона. Он низвергнут в ад, но также готов принять Святой Дух, на что указывают его открытые ладони. Эскизы к Владимирскому собору - синтез находок: символики, цвета, света, пространства, времени, воплотившиеся в таких шедеврах, как  варианты «Надгробного плача», «Воскресения» и  "Ангела с кадилом и свечой", подводящих итог киевским размышлениям и поискам.

mihail_vrubel14Когда командировка закончилась, и художник вернулся в Киев, о возобновлении заказов на работу в монастыре и, как было обещано, на участие в росписях Владимирского собора, речь уже не шла. Михаил Врубель еще какое-то время боролся, показывая свои эскизы комиссии по строительству собора, но вердикт был однозначным и окончательным: эскизы не соответствуют православным канонам.

Правда, в 1887 году его все-таки решили использовать на мелких работах, но эскизы так и остались только на бумаге. Трагическое по мироощущению и сложное по структуре творчество Михаила Врубеля оказалось созвучным нарождающемуся искусству модерна, авангарда, экспрессионизма и символизма,

но, осложненное разными техниками, многозначностью и символизмом оно не воспринималось современниками.  Его картины называли то бездарной мазнёй, то мерзостью и редко кто – дивной симфонией гения. Только новое поколение художников (Петров-Водкин, Борисов-Мусатов и др.) отнеслось к поискам  Врубеля с пониманием.  Настоящая слава к художнику пришла после смерти.mihail_vrubel16

Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого...
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное...
Он тихо таял,- он золотистей
Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:
В гробу - венчанье!.. Отныне оба -
Мечта и кисть - в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии.
(Игорь-Северянин. Врубелю. Апрель 1910)

mihail_vrubel17Отставленный от дома Прахова и от работы, Михаил Врубель пытался найти хоть какие-то  источники заработка: учительствовал, репетиторствовал, делал случайные заказы, но все это было нелегально, т.к. никаких договоров с ним никто подписывать не хотел. И когда в 1886 году к сыну приехал отец, он удивился нищете, в которой жил его Миша.

Уехал отец расстроенным. Потом, вернувшись в Казань, сильно заболел и слёг. Михаила вызвали телеграммой, но дома его всё раздражало. Порадовали только подарки - теплые вещи и деньги на обратную дорогу. Но денег хватило только до Москвы. Так, случайно попав в Москву, в которой и не думал оставаться, Михаил Врубель остался здесь навсегда.

Московский период для Михаила Александровича стал закреплением и расширением уже найденных в Киеве идей, техник, приемов и тем, но, в отличие от Киева, где его считали неудачником и отщепенцем, Москва приняла художника, хоть и не сразу. Помог случай.

Сначала он встретил на улице  давнего приятеля Константина Коровина, у которого и поселился, а потом судьба свела его с магнатом Саввой Мамонтовым, обеспечившим ему жилье и питание. Савва Иванович не был в восторге от живописи Михаила Врубеля, но интуитивно чувствовал, что это гениально. mihail_vrubel19

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged богословие иконы, икона, русская культура, русские имена, русские художники, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

8 Responses to Михаил Врубель. Поиски  стиля

  1. Я рада, Надилель, что наши вкусы совпадают. Еще по Демона надо бы написать. Это будет заключительный текст. Тема очень сложная.

  2. Работы Васнецова, конечно, тоже не соответствуют православным канонам. И многим не нравится ни его Богородица, ни другие лики святых. И я тоже не отношусь к их поклонникам. Но заказ был отдан Васнецову Праховым, сам понимаете, вовсе не потому что врубелевские эскизы не соответствовали православным канонам, который все-таки существует. Это был просто повод. Думаю, как и многие другие, что росиси Врубеля были бы и более впечатляющими, и более соответствующими убранству Владимирского собора, даже если они отходили от православного канона, но точно передают дух православной веры.

  3. эскизы не соответствуют православным канонам. А работы Васнецова соответствуют? Тут дело не в каноне (которого нет. Не путаем стиль с каноном!)

  4. nadilel says:

    Спасибо, Тина, очень люблю Врубеля, так пользоваться светом в живописи может только гений.

  5. Демон у Врубеля, как мне представляется, — это страдающий Ангел, который, творя зло, всегда творит добро. «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте Фауст). Но об этом я буду рассказывать в последней части трилогии о Врубеле.

  6. Оксана says:

    Но ведь Демон для Врубеля — это не злой дух, не демон в нашем понимании. Врубель понимал Демона как «душу» или «дух», от др.-греч. δαίμων — даймон, «дух, божество».

  7. Да, продолжение следует. Версия, что Э.Прахова была злым демоном Врубеля, очень правдоподобна. С нее все началось и не закончилось с отъездом из Киева. Такая любовь бесследно не проходит. Врубель — художник мистический, я не могу долго смотреть на его Демона. Мне его становится очень жалко, точнее — я его понимаю и очень сочувствую.

  8. Оксана says:

    Некоторые исследователи творчества Врубеля считают, между прочим, что именно Эмилия Прахова заложила «первый кирпич» безумия художника, поскольку он долго не мог забыть первую любовь, она против его воли воплощалась в его картинах, в том числе в набросках к первому «Демону», которые не сохранились. Это отмечал Константин Коровин, который близко дружил с Врубелем. Хотя, конечно, Врубель был очень влюбчивым, и потом, позже, женившись, создал множество портретов своей жены (думаю, Вы же ещё и об этом напишете?)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *