Отстранение молодого художника от реставрации Кирилловского храма было сделано вполне изящно: Михаилу Врубелю оплатили поездку в Венецию под предлогом знакомства с техникой мозаики, необходимой для реализации проекта убранства строящегося Владимирского собора.
Венеция обогатила технику и колорит Врубеля, привнеся в нее особенности живописи Ренессанса. Под ее впечатлением Врубель написал четыре образа для иконостаса Кирилловского монастыря: святых отцов церкви Кирилла и Афанасия Александрийских, в честь которых и была построена обитель, а также иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».
Но уже в эскизах для Владимирского собора ситуация поменялась: произошла переработка и трансформация в едином оригинальном стиле трех разновременных техник: академической, иконописной и ренессансной. Художник наконец-то нашел стиль, созвучный новому времени и новой эпохе, сохранив при этом всё лучшее из прошлого.
На эскизах следует остановиться подробней, т.к. с них начинается новый Врубель. Встреча с древнерусской живописью и византийской мозаикой помогла ему понять символику цвета, света, найти свой колорит: сумеречные густые тона со сдвигом к холодным.
Кроме того, художник понял, что сияние фона византийской мозаики происходит не от внешнего источника, а от света, отражаемого поверхностью самой мозаики. Цвет в этом случае являлся всего лишь окрашенным светом и Михаил Врубель научился использовать этот эффект в своей живописи, превращая лист в светоотражающий экран.
Таким образом, в своих кристалллоподобных полотнах он соединил в единое целое цвет, свет, предмет, пространство и материал. Работа в храмах научила его и пониманию глубокого символизма древнерусской иконописи, в которой всё символично, начиная от цвета и света, и кончая конкретным сюжетом.
Так в изображении Пятидесятницы Михаила Врубеля присутствует не только сюжет, имевший реальное место в истории апостолов, но и то, как он изображен. Всё пространство здесь разделено на низ, середину и верх, что олицетворяет, соответственно, ад, земной мир и небесный. И совершенно не случайно Космос, который находится в аду, изображен художником гораздо крупнее обычного.
Это он, владыка Вселенной, противостоит Святому Духу и является прообразом Демона. Он низвергнут в ад, но также готов принять Святой Дух, на что указывают его открытые ладони. Эскизы к Владимирскому собору - синтез находок: символики, цвета, света, пространства, времени, воплотившиеся в таких шедеврах, как варианты «Надгробного плача», «Воскресения» и "Ангела с кадилом и свечой", подводящих итог киевским размышлениям и поискам.
Правда, в 1887 году его все-таки решили использовать на мелких работах, но эскизы так и остались только на бумаге. Трагическое по мироощущению и сложное по структуре творчество Михаила Врубеля оказалось созвучным нарождающемуся искусству модерна, авангарда, экспрессионизма и символизма,
но, осложненное разными техниками, многозначностью и символизмом оно не воспринималось современниками. Его картины называли то бездарной мазнёй, то мерзостью и редко кто – дивной симфонией гения. Только новое поколение художников (Петров-Водкин, Борисов-Мусатов и др.) отнеслось к поискам Врубеля с пониманием. Настоящая слава к художнику пришла после смерти.
Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный...Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого...
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого...Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное...
Он тихо таял,- он золотистей
Пылал душою вдохновенною...Цветов побольше на крышку гроба:
В гробу - венчанье!.. Отныне оба -
Мечта и кисть - в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии.
(Игорь-Северянин. Врубелю. Апрель 1910)
Уехал отец расстроенным. Потом, вернувшись в Казань, сильно заболел и слёг. Михаила вызвали телеграммой, но дома его всё раздражало. Порадовали только подарки - теплые вещи и деньги на обратную дорогу. Но денег хватило только до Москвы. Так, случайно попав в Москву, в которой и не думал оставаться, Михаил Врубель остался здесь навсегда.
Московский период для Михаила Александровича стал закреплением и расширением уже найденных в Киеве идей, техник, приемов и тем, но, в отличие от Киева, где его считали неудачником и отщепенцем, Москва приняла художника, хоть и не сразу. Помог случай.
Сначала он встретил на улице давнего приятеля Константина Коровина, у которого и поселился, а потом судьба свела его с магнатом Саввой Мамонтовым, обеспечившим ему жилье и питание. Савва Иванович не был в восторге от живописи Михаила Врубеля, но интуитивно чувствовал, что это гениально.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 1
- Избиение младенцев
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Второй Спас: на горе. Свет Невечерний
- Святая Екатерина-2. Имя. Житие. Иконография
- Иконография Богородицы и Симеоново проречение
- Троица Андрея Рублева
- Воскресение Христово. Иконография
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Владимир Фомин: авангардный лубок
Я рада, Надилель, что наши вкусы совпадают. Еще по Демона надо бы написать. Это будет заключительный текст. Тема очень сложная.
Работы Васнецова, конечно, тоже не соответствуют православным канонам. И многим не нравится ни его Богородица, ни другие лики святых. И я тоже не отношусь к их поклонникам. Но заказ был отдан Васнецову Праховым, сам понимаете, вовсе не потому что врубелевские эскизы не соответствовали православным канонам, который все-таки существует. Это был просто повод. Думаю, как и многие другие, что росиси Врубеля были бы и более впечатляющими, и более соответствующими убранству Владимирского собора, даже если они отходили от православного канона, но точно передают дух православной веры.
эскизы не соответствуют православным канонам. А работы Васнецова соответствуют? Тут дело не в каноне (которого нет. Не путаем стиль с каноном!)
Спасибо, Тина, очень люблю Врубеля, так пользоваться светом в живописи может только гений.
Демон у Врубеля, как мне представляется, — это страдающий Ангел, который, творя зло, всегда творит добро. «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте Фауст). Но об этом я буду рассказывать в последней части трилогии о Врубеле.
Но ведь Демон для Врубеля — это не злой дух, не демон в нашем понимании. Врубель понимал Демона как «душу» или «дух», от др.-греч. δαίμων — даймон, «дух, божество».
Да, продолжение следует. Версия, что Э.Прахова была злым демоном Врубеля, очень правдоподобна. С нее все началось и не закончилось с отъездом из Киева. Такая любовь бесследно не проходит. Врубель — художник мистический, я не могу долго смотреть на его Демона. Мне его становится очень жалко, точнее — я его понимаю и очень сочувствую.
Некоторые исследователи творчества Врубеля считают, между прочим, что именно Эмилия Прахова заложила «первый кирпич» безумия художника, поскольку он долго не мог забыть первую любовь, она против его воли воплощалась в его картинах, в том числе в набросках к первому «Демону», которые не сохранились. Это отмечал Константин Коровин, который близко дружил с Врубелем. Хотя, конечно, Врубель был очень влюбчивым, и потом, позже, женившись, создал множество портретов своей жены (думаю, Вы же ещё и об этом напишете?)