Михаил Врубель, загадочный русский художник, отношение к которому сильно менялось: от настороженно-негативного при жизни до восторженно-мистического – после смерти. О нём ходило и ходит много легенд, мифов и небылиц, для чего есть немало оснований: Михаил Врубель любил эпатировать публику (как и многие другие художник того времени), реализуя свое представление о жизни как о мифе и легенде.
Тайну его глубоко-символической и мистериальной живописи пытаются разгадать вот уже более ста пятидесяти лет (в 2016 году исполнилось ровно 160 лет со дня рождения гениального художника), но интерес к нему со временем только увеличивается. Он по-прежнему волнует и тревожит, особенно молодых.
По влиянию на русское искусство вообще, а не только на живопись, Михаила Врубеля можно сравнить разве что с Сезанном. Он первым угадал путь, по которому будет развиваться живопись двадцатого века. Символизм и мифотоврчество Врубеля нашли отклик не только у художников, но и у поэтов-символистов – Блока, Белого, Вяч. Иванова и других
Художник родился в середине девятнадцатого века и был старше всех русских поэтов-символистов: Брюсова - почти на двадцать лет, Мережковского, Бальмонта и Вячеслава Иванова – почти на десять, Блока и Белого - и вовсе на четверть века, но своим он стал не для старшего поколения символистов, а для младшего, рожденного в восьмидесятые годы и вступившего во взрослую жизнь на трагическом изломе веков.
Настоящий гений чувствует будущее по едва уловимым сигналам и едва ощутимым толчкам. Михаил Врубель уловил грядущую трагедию двадцатого века, создав миф о страдающем Демоне, падшем ангеле, жестоком и мятущемся, который стал символом грядущей катастрофы наступающего столетия.
Учиться всерьез живописи Михаил Врубель стал довольно поздно, только в двадцать четыре года. Интерес к рисованию у него проявился еще в детстве: художник рос в благополучной семье и, хотя у него рано умерла мать, а отец вскоре женился второй раз, мачеха приняла его как родного, поощряя интерес и к живописи, и к музыке, и к литературе.
Ко времени поступления в Академию художеств Петербурга, художник уже имел университетский диплом юриста и отбыл воинскую повинность. С петербургским учителем живописи Михаилу Александровичу очень повезло. Павел Петрович Чистяков, хотя и не был выдающимся художником, но обладал особым педагогическим даром и разработал собственную методику обучения.
Он заставлял своих студентов рисовать не контурами, а формой, выстраивая ее линиями в пространстве. Благодаря этому, Михаил Врубель так настроил свой глаз, что через некоторое время мог различать сотни граней не только в сложных предметах, но и в самых простых. Он изучал строение снежинок, морозных узоров на окне, снега, лепестков цветов, тканей, бумаги и т.д.
Примером такого внимания к деталям является картина "Натурщица в обстановке Ренессанса" (1883). Михаил Врубель словно ювелир, ощупывал и шлифовал грани любой поверхности. Так постепенно формировался неповторимый мозаичный врубелевский стиль. Павел Чистяков сразу выделил вдумчивого и чрезвычайно работоспособного юношу из числа других.
Не отличавшийся прилежанием в учебе на юридическом факультете, Врубель разительно преобразился, поступив в Академию. Он работал по 10-12 часов и терпеть не мог, когда его отвлекали. В результате, когда давний друг Чистякова, профессор Прахов Адриан Викторович, обратился к нему с просьбой порекомендовать кого-нибудь из своих учеников для участия в реставрации старинного храма XII века в Кирилловом монастыре Киева, Павел Петрович, не раздумывая, назвал имя Михаила Врубеля.
Это стало поворотным моментом в судьбе художника. Киевский период - самый значимый, как с точки зрения становления стиля молодого, никому тогда неизвестного художника, так и с точки зрения появлении ключевой темы его мифотворчества – темы Демона. В Киеве Михаил Врубель работал на реставрационных работах всего полгода – с мая по ноябрь 1884.
За это время он написал образы Архангела Гавриила из сцены Благовещения, праздничные иконы Входа Господня в Иерусалим, Сошествия Святого Духа, Оплакивание, а также Ангелов с лабарами, поясные фигуры Спасителя, Моисея и Соломона, а главное - он научился писать Тишину, говорящее Молчание, почувствовав византийское храмовое искусство изнутри.
Работа требовала от художника больших усилий по вхождению в религиозную православную среду, в русскую традицию, в дух византийской иконописи с ее сакральными смыслами, многозначностью цвета и света, с глубоким символизмом. Это было очень важно для Михаила Врубеля с его нелюбовью к музеям и считавшего, что произведение должно органично вписываться в контекст окружающей среды.
Икона не может жить нигде, кроме как в храмовом пространстве. И потому все росписи, иконы и эскизы Врубеля киевского периода рассчитаны на то, что они вписываются в сакральное пространство православного храма с его жесткими установками и законами. Но главное - Михаил Александрович смог по-новому прочитать византийское наследие и глубоко прочувствовать его мистику.
Также как, когда-то Андрей Рублев, он смог «очеловечить» византийский холод русской душевностью и теплотой. Глядя на врубелевского «Пана», не могу отделаться от чувства, что это лик святого Петра из Успенского собора Владимира, расписанного рукой великого русского иконописца. Те же добрые глаза и та же русская душевность, в которых нет византийской строгости и жёсткости Феофана Грека. Через три столетия Михаил Врубель принял рублёвскую эстафету, наполнив иконопись человечностью и добротой.
Параллельно работе в жизни молодого Врубеля разворачивалась трагическая история его первой серьезной любви, породившей в конечном итоге тему Демона. Он влюбился в весьма эксцентричную светскую даму, имевшую французское подданство, пианистку, бравшую уроки у самого Листа, содержавшая в Киеве свой салон. Его посещали оформители Владимирского собора Киева, для которого Михаил Врубель готовил эскизы, чтобы тоже участвовать в его росписи.
Но так случилось, что, к несчастью, она была женой работодателя Врубеля - Адриана Прахова. Эмилия Львовна была старше Михаила на семь лет, но любовь не спрашивает про возраст. Чувства не были взаимными: светская львица предпочитала опытных кавалеров, даривших ей дорогие украшения и возивших ее на загородные пикники.
А бедный художник, неискушенный в любовных играх, мог только посвящать своей возлюбленной сонеты, дарить цветы и акварели, что у светской красавицы вызывало лишь усмешку. Единственное, что он мог делать от безысходности и любовных мук - писать бесконечное количество раз лицо роковой красавицы.
И само собой получалось, что лики всех Ангелов, Богородицы и даже Демона оказывались похожими на нее. Отец Михаила Врубеля, впервые увидев наброски к «Демону сидящему», напишет: «Мишин «Демон» очень похож на злую, пожилую даму». Да и сам художник видел, что его Демон всё больше обретает черты Эмилии Праховой. «Господи, как же мне избавиться от нее?!», - мучительно думал Михаил Врубель и не находил выхода.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Очень любопытно!!! Я в Киеве была только раз, в 1986, но тогда я так была далека и от религии, и от храма, что не пошла смотреть даже Владимирский собор, не говоря уже о Кирилловском. А иконы Врубеля — просто чудо!!!
Что интересно, Тина, я как раз на днях закончила читать книгу «Мемуары» Феликса Юсупова, так там (помимо множества интересных вещей) вдруг всплыла личность Адриана Прахова. Лет 20 спустя после того, как он был работодателем Врубеля, в 1902 году он сопровождал 15-летнего Феликса Юсупова в путешествии по Италии. Днём они ходили по музеям, а вечером Прахов ложился рано спать, а Юсупов оставался предоставленным сам себе. И вот однажды Юсупов улизнул вечером от задремавшего Прахова погулять по городу, и забрёл в публичный дом. Каково же было его удивление, когда через несколько минут туда же вошёл и Прахов! Оба были удивлены и смущены, но в следующий раз пошли в заведение уже вдвоём))).
————————————————————
Что же касается Богоматери с младенцем (Эмилия Прахова с дочерью), то эта замечательная икона и сейчас украшает Кирилловскую церковь Киева, как и другие иконы иконостаса.
Из другого, из другого. Это точно.
Очень любопытно!!! Я в Киеве была только раз, в 1986, но тогда я так была далека и от религии, и от храма, что не пошла смотреть даже Владимирский собор, не говоря уже о Кирилловском. А иконы Врубеля — просто чудо!!!
Действительно загадочный! Если не сказать: из другого мира!
Что интересно, Тина, я как раз на днях закончила читать книгу «Мемуары» Феликса Юсупова, так там (помимо множества интересных вещей) вдруг всплыла личность Адриана Прахова. Лет 20 спустя после того, как он был работодателем Врубеля, в 1902 году он сопровождал 15-летнего Феликса Юсупова в путешествии по Италии. Днём они ходили по музеям, а вечером Прахов ложился рано спать, а Юсупов оставался предоставленным сам себе. И вот однажды Юсупов улизнул вечером от задремавшего Прахова погулять по городу, и забрёл в публичный дом. Каково же было его удивление, когда через несколько минут туда же вошёл и Прахов! Оба были удивлены и смущены, но в следующий раз пошли в заведение уже вдвоём))).
————————————————————
Что же касается Богоматери с младенцем (Эмилия Прахова с дочерью), то эта замечательная икона и сейчас украшает Кирилловскую церковь Киева, как и другие иконы иконостаса.