Начало Великого Поста 2013

Начало Великого ПостаНачало Великого Поста 2013 - это не 18 марта, с которого начинается в этом году собственно Великий Пост, и не 24 февраля, когда в храмах читают

Евангельскую притчу о  мытаре и фарисее,

и чаще всего запускают отсчет подготовительного периода. Началом  Великого Поста 2013, пусть заметным только наиболее искушенным прихожанам и священникам, является 10 февраля. Именно с этого дня 2013 года православный мир вступил

в период подготовки  к Великому Посту.

В целом, если говорить о сути Великого Поста, то весь период, включая подготовку к нему и сам Великий Пост, - это большая поэма о душе человеческой: ее очищении и преображении через пост души и тела, поэма-воспоминание о падениях человека, мучительном искуплении греха и возрождении вновь к чистой светлой жизни.

Даже у тех верующих, кто регулярно посещает храм, исповедуется и причащается, все равно душа за год загрязняется, что-то мелкое не исповедано, о чем-то по забывчивости не покаялся и ушла из души Пасхальная радость. Душа вновь нуждается в генеральной уборке, чтобы с чистой душой встретить Пасху.

Великий пост – это такая генеральная уборка, в ходе которой человек проводит ревизию духовной жизни, отказывается от ненужного и наносного, очищается от грязи, застрявшей в потаенных уголках, и постепенно поднимается к Светлому празднику Христова Воскресения – Пасхе.

И хотя календарный новый год давно позади, но духовный новый год – Пасха – еще не наступил,  к нему надо ещё подготовиться.

Начало Великого Поста - 2013

Человек проходит на этом пути несколько этапов: сначала он признается самому себе, что ушел далеко от пути духовных поисков, что его соблазнили видимость, чувственные прелести и материальная жизнь, что он заблудился и пал.

Об этом напоминают, пока чуть слышно, Евангельские чтения о слепом нищем Вартимее, исцеленном Господом. Этот отрывок иносказательно говорит, что все мы зрячие только в видимом, и слепы к невидимому, для исцеления от этой духовной слепоты необходимо покаяние и обращение к Господу.

На пути исцеления грешника стоит тщеславие и гордыня, о которых напоминают Евангельские чтения следующей недели: о мытаре Закхее (17 февраля). Продолжается Евангельское чтение за три недели до Четверодесятницы притчей о мытаре и фарисее (24 февраля), которой начинается уже серьёзная подготовительная работа: Евангелие учит, как надо молиться, не кичиться и не гордиться собой, а в полном  смирении и с сокрушенным сердце просить:

"Боже, милостив буди мне грешному".

Возвращение блудного сына. РембрандтВ следующее воскресенье (3 марта) вспоминается рассказ о блудном сыне. Полная человеколюбия притча рассказывает, как грешник постепенно начинает искать выход из своих блужданий, страстей и водоворота чувственных желаний.

Но, не находя выхода, наконец, понимает, что своими силами ему не выбраться из греховной ямы, в которой оказался по своеволию, и обращается к Богу с покаянием и просьбой исцелить его. И Бог по Своему человеколюбию принимает  заблудшего, потому мы все Его дети.

Далее воспоминаниями о всех усопших во Вселенскую родительскую субботу (9 марта) мы молимся за души усопших, которые не получили таинства причастия перед смертью.

Наши молитвы  становятся заступниками за них на Страшном суде, о котором церковь вспоминает Евангельским чтением 10 марта. Пролог к Великому Посту заканчивается в воскресенье (17 марта), в последний день масленицы.

В этот день вспоминается грехопадение и изгнание Адама из рая и совершается во всех храмах и монастырях чин Прощёного воскресения. С понедельника (18 марта) человек встает на долгий, постепенный путь исцеления и восстания от греха, который заканчивается просветлением и Пасхальной радостью.

За три недели до Поста в храмах меняется строй богослужения, начинается чтение и песнопение Постной Триоди. С недели о блудном сыне поется умилительный 136 покаянный псалом «На реках Вавилонских», настраивающий душу на соответствующий лад, а с недели о страшном суде в храмах слышится чтение удивительной

великопостной молитвы Ефрема Сирина.

А.С.Пушкин посвятил этой молитве чудное стихотворение, как будто сам молясь перед уходом в мир иной. Через несколько месяцев поэта не станет.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

1836 г.

 Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, Великий Пост, православное богослужение. Bookmark the permalink.

2 Responses to Начало Великого Поста 2013

  1. Наталия! Большое спасибо, что зашли к нам на огонек и что Вам было интересно!

  2. С огромным удовольствием прочла статью и стихи. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *