До сих пор Николай Олейников - поэт малоизученный, остающийся на периферии внимания литературоведов. Да и у многих читателей, наверное, возникнет вопрос: «А кто такой Олейников?» Гораздо больший интерес вызывают у тех, и у других обэриуты:
Кондуктор чисел, дружбы злой насмешник,
О чем задумался? Иль вновь порочишь мир?
Гомер тебе пошляк, и Гёте глупый грешник,
Тобой осмеян Дант, лишь Бунин твой кумир.
(Д.Хармс, 1935)
Просуществовав всего два года, группа обэриутов распалась, образовав новое литературно-философское сообщество чинарей. В нее входила часть распавшейся группы с присоединившимися к ней новыми членами, в числе которых был Николай Олейников.
Николая Олейникова расстреляли по наговору его друга Д.Жукова первым - в 1937-м. Вместе с его арестом была разгромлена и
Пищит диванчик
Я с вами тут.
У нас романчик,
И вам капут.Вы так боялись
Любить меня,
Сопротивлялись
В теченье дня.
(Любовь, 1927)
В России первый сборник поэта появился в 1988-м, спустя более полувека после расстрела, последний - в 2015-м. В августе будущего, 2018, года исполняется сто двадцать лет со дня рождения (1898) этого выдающегося поэта, а в этом, 2017-м восемьдесят - со дня его расстрела.
При жизни Николая Олейникова было опубликовано всего пять «взрослых» его стихотворений и то не в Ленинграде, где он жил и работал, а в Москве, и не в толстом журнале, а на последней странице научно-общественного журнала в разделе «Юмор». Стихотворения тут же попали под град резкой критики и уже никогда при жизни не печатались.
Чиж-паралитик,
Чиж-сифилитик,
Чиж-маразматик,
Чиж-идиот
О поэте осталось очень немного воспоминаний. Те, что сохранились, все говорят о его резком и даже злом аналитическом уме. В своем кругу его звали математиком, т.к. он проявлял большой научный интерес к числам и к науке вообще. В этом, и не только, он являлся последователем
«Смех сквозь слёзы» - так можно охарактеризовать поэтику Николая Олейникова, продолжателя сатирическо-пародийной линии Козьмы Пруткова,
Таракан сидит в стакане.
Ножку рыжую сосет.
Он попался Он в капкане
И теперь он казни ждет
….Вот палач к нему подходит,
И, ощупав ему грудь,
Он под ребрами находит
То, что следует проткнутьИ, проткнувши, на бок валит
Таракана, как свинью
Громко ржет и зубы скалит,
Уподобленный коню
…От увечий и от ран
Помирает тараканОн внезапно холодеет,
Его веки не дрожат
Тут опомнились злодеи
И попятились назад.
…И стоит над ним лохматый
Вивисектор удалой,
Безобразный, волосатый,
Со щипцами и пилой.
(Таракан, 1934)
Николай Олейников органически не переносил красивость эстетствующего мещанина, который старался подражать дворянам, высшим социальным слоям, но сквозь словесную мишуру всегда были видны уши галантерейного человека с его стремлением захапать, нажраться, встать в очередь за очередным пайком. Насколько же актуально звучит сегодня его простое четверостишье:
Когда ему выдали сахар и мыло,
Он стал домогаться селедок с крупой.
...Типичная пошлость царила
В его голове небольшой.
(Неблагодарный пайщик, 1932)
Николай Олейников чувствует неадекватность красивых культурных слов их смыслам. Пародируя эстетство, поэт совмещает несовместимое, низкий стиль – с высоким. Он скрывается то за одной маской, то за другой, меняя их и играя ими. Но у него всегда есть точка, в которой смешное заканчивается, переходя в трагедию и тоску.
Жареная рыбка,
Дорогой карась,
Где ж ваша улыбка,
Что была вчерась?
…..Злые люди взяли
Рыбку из сетей,
На плиту послали
Просто, без затей.Ножиком вспороли,
Вырвали кишки,
Посолили солью,
Всыпали муки...
….Так шуми же, мутная
Невская вода.
Не поплыть карасику
Больше никуда.
(Карась, 1927)
Поэзия Николая Олейникова пропитана кафкианскими экзистенциальными мотивами одиночества, он – поэт трагический с трагическим мироощущением и судьба его так же трагична, как и его поэзия.
...Страшно жить на этом свете,
В нем отсутствует уют, -
Ветер воет на рассвете,
Волки зайчика грызут…
….Дико прыгает букашка
С беспредельной высоты,
Разбивает лоб бедняжка...
Разобьешь его и ты!
(Генриху Левину, 1932)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Серебряный век и революция
- Русская революция. Взгляд с другой стороны
- Белый террор
- Петроград глазами баронессы М.Д. Врангель
- Владимир Ленин в воспоминаниях...
- Семнадцатый год. "Народ на войне". Фрагменты.
- Андрей Платонов. Роман в письмах
- Неизвестная история
- Александр Тышлер. Родом из двадцатых
- Террор: красный, розовый, зеленый, белый
Всегда рада!
Спасибо за просвещение!
Я не совсем поняла Ваш комментарий, Людвиг. Кто при жизни может быть уверен, что он не нашел своей дороги? Об этом можно с уверенностью сказать только после смерти человека. Олейников, думается, свою дорогу нашел. Только она быстро привела его к трагическому концу.
Многие упоминают имя Олейникова рядом с именем капитана Лебядкина, в том числе и потому, что к «Таракану» он выбрал именно тот эпиграф из Достоевского, который Вы поместили вначале своего комментария. Таракан — это та тварь дрожащая, которая не смеет. Мне очень жалко олейниковского таракана, в отличие от тараканища Чуковского. М.б., потому что сама себя ощущаю таким тараканом, место которому в запечной щели. Капитан Лебядкин у Достоевского выбивается из числа всех персонажей «Бесов» (считаю, что это самое сильное произведение Достоевского), прежде всего, языком. Олейников в этом смысле тоже Лебядкин.
Про пермское Общество детей капитана Лебядкина слышу впервые. Очень интересно! Тема действительно требует отдельной статьи.
Владимир, я очень рада, что Вы читает мои тексты и находите в них для себя интересное. Я надеюсь, что Вы останетесь моим читателем надолго.
Почему-то возникают мрачные мысли: Если кто-то не нашел своей дороги, то он ее уже и не найдет :(((
Здравствуйте, Тина. Спасибо за Олейникова. Читая его, ну как не вспомнить Капитана Игнатия Лебядкина ( «Бесы» Достоевского):
* * *
Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан,
Полный мухоедства.
— Господи, что такое? — воскликнула Варвара Петровна.
— То есть когда летом, — заторопился капитан, ужасно махая
руками, с раздражительным нетерпением автора, которому мешают
читать, — когда летом в стакан налезут мухи, то происходит
мухоедство, всякий дурак поймет, не перебивайте, не перебивайте,
вы увидите, вы увидите… (Он всё махал руками).
Место занял таракан,
Мухи возроптали.
«Полон очень наш стакан», —
К Юпитеру закричали
Но пока у них шёл крик,
Подошёл Никифор,
Бла-го-роднейший старик.
Тут у меня ещё не докончено, но всё равно, словами! —
трещал капитан……………………
Стихотворение Игната Лебядкина, о духовном родстве с которым часто заявлял и сам Олейников.
В Перми (февраль 1991) возникло объединение ОДЕКАЛ ( Общество детей капитана Лебядкина)
«…Название взято в честь Игнатия Лебядкина чей бессмертный образ запечатлел в свое время Достоевский. А затем он облагораживал одним своим именем страницы Нарбута, Ходасевича, Олейникова, Архангельского, Ахматовой, Заболоцкого, Блока и проч. В монументальном труде о русском футуризме Владимир Марков правда называл его «более желанным в начале двадцатого века». В последнее время появился взгляд на Капитана как на отца отечественного сюрреализма. Террорист и поэт, военный и философ. Эстетствующий графоман….»( выдержка из инета).
Но это тема отдельной статьи. Надеемся на её скорое появление.
Тина, давно хотел Вас поблагодарить за такие замечательные материалы!
Интересно, познавательно-полезно и образовательно!
Преогромное спасибо и всяческих успехов на благо нас!
Доброе утро! Благодарю за знакомство с этим удивительным поэтом!
Тина, с Добрым Утром! Мне Олейников совсем не был известен, теперь знаю!
Спасибо!