Елена Поленова пропадает в тени своего известного брата Василия Дмитриевича Поленова, первого русского импрессиониста. Только недавно имя Елены Дмитриевны Поленовой привлекло внимание специалистов: в 2012 году в Третьяковской галерее была организована ее персональная выставка, первая после 1902 года.
Выставка была приурочена к сто шестидесятилетию со дня рождения художницы. К этой дате была подготовлена и книга о ее жизни и творчестве. В 2015 году Елене Поленовой исполняется 165 лет (1850 г.) со дня рождения.
Любителям
Первый сбой произошел в двадцать семь лет, когда она решила выйти замуж по любви за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но родители оказались категорически против брака и сделали все, чтобы свадьба не состоялась.
Странная история, о которой упоминается вскользь, хотя эта трагедия выбила Елену Дмитриевну Поленову из жизни на долгих пять лет. Она стала замкнутой, нервной, раздражительной, налицо были все признаки психического заболевания.
Из этого тупика художницу вывел брат, уже известный к тому времени художник, пригласивший ее вместе с матерью к себе в Москву. Здесь Елена Поленова попала в новый для себя мир энтузиастов и подвижников всего русского, которых объединил Савва Мамонтов, купец и промышленник, искренне любивший театр, музыку и все русское.
Он собрал у себя в имении все лучшее, что было тогда в русском искусстве, построив в своем Абрамцево настоящий городок искусства. Здесь все кипело, здесь невозможно было не рисовать, не писать, не музицировать. Павел Флоренский писал:
«Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».
Вот в этот удивительный мир искусства и ввел Елену Дмитриевну ее знаменитый брат, чем спас, выведя из спячки и полураспада, из депрессии и болезни. Здесь Поленова подружилась с хозяйкой Абрамцево, женой Мамонтова.
Вместе они стали ездить по деревням, собирая все русское: бытовую утварь, расшитые узорами и орнаментами полотенца, скатерти, народные костюмы, которые Савва Мамонтов использовал в своих театральных постановках.
Так в Абрамцево был создан первый настоящий русский музей, душой и сердцем которого стала Елена Дмитриевна. Здесь была открыта столярная мастерская, где по эскизам Поленовой создавалась уникальная и поистине сказочная мебель.
Она и сейчас смотрится как сошедшая со страниц любимых сказок, а по ее эскизам продолжают делать мебель русские умельцы. А еще здесь бесплатно учили детей рисованию, грамоте и ремеслу, чтобы дети могли себе зарабатывать на хлеб.
Поленова с ее душевной добротой, нежностью, любовью к людям, скромностью и талантом обладала огромной работоспособностью, привлекая к себе всеми этими качествами. Елена Дмитриевна была человеком тонких душевных качеств и очень ранимой.
За недолгие годы жизни в искусстве она прошла путь от увлечения реализмом до национально-романтического русского модерна и символизма. Елена Поленова родилась в художественно-артистической среде: отец – государственный чиновник и ученый, мать – художница и детская писательница.
Дети не ходили в школу, но получили блестящее домашнее образование, о котором заботилась мать будущих художников - брата и сестры Поленовых. Детство прошло в основном на севере, в Корелии, откуда у Елены на всю жизнь осталась любовь к северной природе.
Юг она не любила. На лето дети уезжали к бабушке в Тамбовскую область. Бабушка, пока они ехали к ней в имение, рассказывала детям сказки, которые потом стали источником вдохновения Поленовой. Она первая увидела и поняла, что русские дети воспитываются на немецких и английских сказках, но не на русских, что ее очень удивило.
Тогда она начала рисовать иллюстрации к русским сказкам. Это потом были Билибин, Добужинский и Зворыкин, во многом повторяющие ее находки. Она иллюстрировала такие известные русские сказки, как «Морозко», «Кот и лиса», «Война грибов», «Белая уточка», «Волк и лиса», «Избушка на курьих ножках».
Русские сказки стали с ее легкой руки визитной карточкой неорусского стиля. В конце восьмидесятых годов она собрала русские сказки и поговорки со своими иллюстрациями в отдельную книжку.
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».
Но через тринадцать лет активной жизни случилось несчастье: в 1896 году она упала с пролетки, ударилась головой о рельсы конки, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. После этого трагического случая стиль Поленовой постепенно меняется.
Он становится более тонким и сверхчувственным, хотя и раньше Елена Дмитриевна любила таинственность, уединенность и мистику, больше соответствовавшие ее душевному настрою и ее пониманию русской души.
В необычных декоративных работах Поленовой последних лет перемешались сон и реальность, жизнь и мечта, красота и гармония, ставшие ее личным откровением и прорывом в неведомый мир своей души, который невозможно было передать напрямую в ярких и живописных формах, как раньше.
В ее последних работах все на полутонах, полунамеках, в полу-жесте и полуслове, примером тому могут служить ее эскизы для декоративного панно по мотивам сказки о Жар-птице. Они являются образцом ее нового мистического языка.
На эскизе чудо-птица выглядит совсем иначе, чем у
У нее Жар-птица – это существо, материализующееся из ночного мрака. Очертания мифической птицы размыты и сливаются с таинственным чудо-деревом, цветущим сказочными цветами. Сизые облака, ночной туман, яркие ночные звезды создают таинственно-сказочную атмосферу, в которой рождаются таинственные существа.
Жар-птица Поленовой – это воплощение мечты об иных мирах, тоска по высшей гармонии, стремление в сказочную страну, где все сбывается и добро побеждает зло. Сизо-серые полустертые цвета потустороннего мира – цвета пограничья, разделяющие фантастический мир и реальный и в то же время соединяющие их.
Образ ее Жар-птицы - это тонкий сон художника, в котором рождаются необыкновенные поэтические образы. Неслучайно она говорила о своих последних работах, что они все привиделись ей во сне, оставалось только успеть их зарисовать, пока они не улетучились и не забылись.
Это была жизнь на цыпочках, зыбкая и на грани миров, подобная той, что запечатлена в картине «Зверь (Змей)», написанной в последние годы. Сюжет картины сказочный, но в нем отразилась та реальность, в которой Елена Поленова жила: на грани между сказкой и былью, жизнью и смертью, зверем, стерегущем ее, и древом жизни, с которого она срывает плоды.
Она умерла от болезни мозга через два года после трагедии с пролеткой. Болезнь была следствием травмы. Ей не исполнилось и сорока восьми. В 2002 году на Ваганьковском кладбище на месте ее предполагаемой могилы установили новый резной крест. Место захоронения Елены Дмитриевны Поленовой удалось установить лишь по чудом сохранившейся резной ограде.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Женская сексуальность
- Свекровь и невестка. Притча
- Диана Арбус: инаковость
- Книжная новинка - женская поэзия
- Елена Казанцева. Куда девалось Ваше чувство?
- Эмили Джейн Бронте. Часть 2
- Воскресение Христово. Иконография
- Царица Савская: женщина против мужчины
- Женщина и природа
- Мирабо: История любви
К сожалению, не могу подсказать, я не москвичка. Наверное, Вам подскажут служители кладбища.
Скажите, пожалуйста, где магила Елены Дмитривны Поленовой на Ваганьковском кладбище. Хотелось посетить ее. Спасибо!
Очень интересная тема! Спасибо!
После знакомства с Поленовой, у меня остался горький осадок, что мы так мало знаем и еще менее ценим свое русское искусство, в котором есть такие художники как Елена Поленова. Почитайте о ней, узнайте о ней больше, она стоит этого.
Спасибо, Тина, за интересный рассказ о талантливой женщине и художнике! Очень понравились её работы. Захотелось узнать о судьбе этой женщины подробнее.
Хорошо, когда есть кому поддержать.Он ее действительно спас.
Спасибо Тина, за удивительное знакомство с тонким художником. Работы Поленовой мне встречались, но как это всегда бывает в жизни, скромность творца не кричит о своей фамилии…
Повезло Елене с братом, который потдержал ее и дал возможность раскрыться ее талантам.
Спасибо! Не знал о ней. Интересно. Посмотрю ещё её как-нибудь. А родителей за вмешательство сама жизнь наказала. Вообще вмешиваться нельзя.