Этот дом, как только во всей своей красе предстал перед москвичами на тихой, заброшенной московской улочке Якиманке, среди совсем непривлекательных деревянных домиков, сразу стал притчей во языцех: талантливый и амбициозный ярославский архитектор Николай Поздеев строил дом с размахом, как того и хотел богатый заказчик – «текстильный король» Н.Игумнов.
Московский терем обошелся русскому купцу в миллион рублей, но владелец золотых рудников, фабрик, заводов и пароходов денег не жалел, потому что еще неизвестно, что ему было важнее – яркая реклама и шумная известность в Москве или просто жилой дом в первопрестольной.
Жил-то купец в Ярославле, а Москва была для него скорее офисной площадкой для встреч с нужными людьми, заключения деловых сделок, приема гостей и иногда, в свободное от работы время, любовных утех. Но постройка этого диковинного дома Игумнова перевернула русскую поговорку:
«Ярославль-городок – Москвы уголок» на прямо противоположную: «Москва-городок – Ярославля уголок».
О доме говорили, его обсуждали, к нему приходили, чтобы поглазеть на сказочную красоту, о нем складывались легенды. Известный критик В. Стасов восхищался талантом Николая Поздеева и собирался писать о нем и о его доме, Чехов выбрал место жительство на Якиманке не в последнюю очередь из-за соседства с этим чудо-домом. Но в среде московских архитекторов-профессионалов дом вызывал только раздражение и возмущение.
Настоящей причиной неприятия были уязвленное самолюбие и черная зависть: никому неизвестный, провинциальный архитектор из «какого-то» Ярославля посмел, прямо у них под носом, построить неизвестно что. Но споры утихли, а дом и имя его создателя Николая Поздеева навсегда остались вписанными в архитектуру старой Москвы.
К сожалению, этим домом можно любоваться только снаружи, попасть внутрь удается редким счастливчикам. В доме с 1938 года располагалось посольство Франции, а недавно он стал резиденцией французского посла. Шедевр русской архитектуры содержится в достойном состоянии, о чем говорят многочисленные фотографии очевидцев.
Изобилие всего, начиная с внешнего убранства дома многочисленными декоративными деталями в древнерусском стиле (колонки-бочки, арки с гирьками, сочетание камня и кирпича, разноцветная керамика, высокие шатры кровли, разноуровневость здания) и кончая внутренним богатством интерьера в стиле Людовика XIV.
Все вместе это создает атмосферу русского средневековья с его мощью, роскошью, щедростью и праздничностью. Когда из Франции приехали для реставрации особняка архитекторы, их изумлению не было предела:
«Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всем противостоит нашим привычным представлениям: несмотря на это, такое, как оно есть, оно должно быть оценено по достоинству... и нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик».
Но реставрация была с успехом завершена, а французский шик и шарм сделали особняк настоящим произведением искусства. Но для создателя дома, тридцатитрехлетнего главного архитектора Ярославля, Николая Поздеева дом стал лебединой песней - последним его творением.
Изумительный по красоте и убранству терем, похожий на сказочную шкатулку, выстроен в русском стиле, вершиной которого по праву считается знаменитая усадьба Алексея Михайловича в
Преждевременная смерть молодого архитектора стала поводом для очередной легенды дома Игумнова: якобы, не выдержав критики со стороны московских коллег-архитекторов, Поздеев кончил жизнь самоубийством.
Но все было совсем не так и гораздо печальнее: спустя три года после начала строительства дома, он заболел туберкулезом и вынужден был оставить службу (отделку дома заканчивал его младший брат Иван). Еще через два года умерла от этой болезни любимая жена, а спустя полгода умер и сам талантливый зодчий. Тридцать семь лет - роковой возраст не только для поэтов.
А начиналась карьера Николая Ивановича Поздеева просто фантастически. В восемнадцать лет деревенский мальчик из села Березовка (Березайка) Калужской губернии становится студентом Московского училища ваяния и зодчества, которое оканчивает с серебряной медалью в звании архитектора, имеющего право построек, что было очень важно для молодого выпускника.
С таким дипломом он получил возможность практиковаться в Москве, а через пять лет поступил в Петербургскую Академию художеств, где стал одним из лучших студентов, неоднократно отмеченным серебряными и золотыми медалями за свои проекты храмов, административных зданий и замков-особняков. Его страстью уже тогда стал допетровский
По окончании Академии, как лучший выпускник, Николай Поздеев получает звание художник-архитектор первой степени, награждается серебряным знаком и заграничной поездкой в Европу за счет Академии. Тогда же проект молодого архитектора, выполненный совместно с Сусловым, выиграл конкурс на строительство
Поэтому естественно, что когда в ноябре 1883 года Ярославль объявил конкурс на замещение вакантной должности губернского архитектора, администрация города отдала предпочтение из двадцати претендентов молодому начинающему архитектору. Тогда ему не было даже тридцати лет.
И не ошиблись. За недолгое семилетнее время службы (с апреля 1884 г.) он сформировал архитектурный облик города, который и сегодня является его визитной карточкой. В конце жизни Николаю Ивановичу был присвоен чин коллежского секретаря с обращением к нему «Ваше благородие».
А на дворе стоял конец XIX века, Александр III, возвращение к корням, патриархальности, лозунг «Самодержавие, православие, народность». Казалось, что это и есть магистральный путь развития России. Появилась мода на патриотизм, русский стиль, архитекторы возвращались к
Увлечение молодого архитектора Николая Поздеева храмами, русским узорочьем и русскими теремами-усадьбами пришлось как нельзя кстати. Сначала молодой архитектор только реставрирует и перестраивает: городской театр, Спасские казармы (сейчас это военный госпиталь), Ионафановское училище (ныне – главный корпус университета), храм Петра и Павла за рекой Которосль, церковь Иоанна Богослова в кремле Ростова.
Собственное кредо как архитектора было воплощено позднее - в знаменитой городской часовне Александра Невского, построенной на месте старой разрушенной на пожертвования горожан в честь чудесного спасения императора Александра III и всей его семьи в железнодорожной катастрофе во время поездки на отдых в Крым в октябре 1888 года.
Тогда погибло двадцать человек. Император, спасая семью, держал крышу вагона на своих руках, пока не пришла помощь. Поэтому полное название часовни включает имена всех спасенных:
часовня во имя Святых Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Великомученика Георгия, Предводителя Небесного Воинства Архистратига Михаила, Преподобной Ксении и Княгини Ольги.
Часовня выполнена в классических традициях русского храмового зодчества XVII века по типу
Внутри, тоже по проекту Поздеева, выполнен резной иконостас. Все детали часовенки – колонки, кокошники, карнизы, наличники окон, маковки - все выполнено в лучших традициях зодчих XVII века и потому часовня органично вписалась в архитектуру города.
Часовня сделала имя ее автору и на него посыпались дорогие заказы от самых богатых купцов и промышленников города. Именно поэтому купец Игумнов сделал заказ не московским архитекторам, а своему, ярославскому, чьи творения услаждали глаз красотой и русской патриархальностью.
Миллионер Дунаев поручает Николаю Поздееву спроектировать и построить для него особняк, который сегодня известен в Ярославле как дом с атлантами. Потом купец предложил молодому архитектору реставрировать Сретенскую церковь, которая находилась недалеко от построенной часовни. Проект был выполнен, но строительство храма закончено только после смерти архитектора.
Так они и стоят рядышком две красавицы, две жемчужины Ярославля: часовня и Сретенский храм, чьи головки-маковки словно здороваются друг с другом. Потом Поздееву поступает заказ от миллионера Пастухова на строительство ему загородной резиденции на Волге, в которой сегодня располагается санаторий.
И только собственный особняк, который архитектор купил и перестроил на свой манер, не сохранился. Сначала там был обычный жилой дом, потом жильцов расселили и особняк долго пустовал. В нем поселились бомжи. В конце концов, дом Поздеева стал разваливаться, неоднократно горел и его снесли. Теперь на этом месте возводится особняк для нового русского, чье имя никто назвать не смог…
Нет в городе и улицы Николая Поздеева, но остались его красавицы храмы, особняки, память земляков и дом в Москве, о котором известно не только в России.
Тина Гай
Да…, вот это ДУША Человека! А ведь это только видимое и воплощенное, а что же еще глубинно прекрасного и Божественного содержалось внутри этого человека!!!
Да, с ужасом смотрю как разрушаются культурные памятники, но для тех, кто их разрушает, они всего лишь культовые сооружения чужеверцев. Если посмотреть вглубь истории христианства, то в первые века они занимались тем же самым: разрушали языческие (идольские) памятники. Жаль, но эта история повторяется каждый раз, когда начинают воевать с памятниками как с олицетворением врага.
Архитектура — это сказка в реальности, какой бы она не была… Великолепные сооружения выглядят как уникальные ювелирные украшения на теле любого города, в самых богом забытых уголках мира… можно конечно их уничтожить ( совсем недавно разбомбили Пальмиру), но спрятать или украсть — невозможно.
Очень рада, потому что и сама узнаю много нового, пока готовлю пост, а если это нравится другим и они, как Вы, узнают что-то для себя новое, интересное и вспоминают давнее, то это дополнительная мотивация для моей работы. Спасибо, что читаете и комментируете.
И это всего за семь лет!!!!
ТИНА! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ. С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ЧИТАЮ И ВСЕГДА ЖДУ ВАШИ СТАТЬИ. Я ЗА ЭТО ВРЕМЯ, ЧТО ПОДПИСАЛАСЬ НА ВАШУ РАССЫЛКУ, МНОГО УЗНАЛА, ВСПОМНИЛА, УТОЧНИЛА. С УВАЖЕНИЕМ НАТАЛЬЯ.
Да!!! Талантливейший Архитектор!!!След свой оставил на века!