Притча о деревьях, а точнее, рассказ или басня - первая из числа тех, что встречается в Библии. Многие знают о
Впервые с народом заговорил притчей младший сын шестого ветхозаветного судьи Гедеона – Иофам. Заговорил в те времена, когда люди жили не по закону, а по понятиям (а мы – по законам?). Послушаем притчу, мимо которой когда-то прошла, изучая Ветхий Завет, а сегодня споткнулась об нее и удивилась, как же я могла пройти мимо?!.
В ней столько смыслов и столько параллелей с нашим временем, как и вообще с любым, какие бы времена ни были на дворе – сегодняшние, вчерашние, завтрашние. Каждый может истолковать притчу о деревьях по-своему, в том числе попытаюсь и я. Но сначала притча, как она изложена в книге Судей Ветхого Завета (глава девятая).
«Пошли некогда деревья помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали деревья смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали деревья виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все деревья терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревьям: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».
А разговору с народом притчей предшествовала довольно неприглядная история, которыми Книга Судей, больше, чем любая другая из книг Ветхого Завета, полна жестокости и убийств,
потому что каждый поступал так, как считал справедливым
Справедливость вообще очень странная штука, круто замешанная на мести, требующей, чтобы кто-то заплатил за все. Гедеон, победив врагов народа израильского, ушел к себе домой. Израильтяне просили его стать царем над ними, но жил он как восточный владыка: у него было все - много жен, от которых прижил семьдесят сыновей, богатство, уважение....
И зачем ему было взваливать на себя такую ношу – царствовать над народом. Он просто будет жить в свое удовольствие среди многочисленных жен и детей, ни в чем себе не отказывая. К власти он не стремится. А народ хотел правителя.
И был у Гедеона один сын, который произошел не от дома отца – Гедеона, а от дома матери - рабыни из языческого ханаанского племени, жившего в городе Сихеме. По тогдашним понятиям – паршивая овца.
И пришел этот сын по имени Авимелех в Сихем со словами, что он - брат их, поскольку мать его происходит из рода их, и просит поставить его над собой царем, а всех, не единокровных с ними детей Гедеона, убить. И народ соглашается на это.
Дает ему денег из своего языческого храма, чтобы он нанял убийц для истребления остальных семидесяти сыновей. Авимелех так и поступает: нанимает убийц, которые всех его братьев убивают. Кроме одного – Иофама. Бедный Иофам, увидев страшную резню, успел убежать и скрыться. Авимелех возвращается в Сихем с победой и народ торжественно поставляет его на царство.
Когда Иофам узнает, что народ Сихема помазал Авимелеха над собой царем, он приходит на священную гору Гаризим, с которой когда-то говорил Моисей о двух путях жизни. Он хочет отмщения за своих невинно убиенных братьев, жаждет справедливости и начинает громко кричать, чтобы его услышали. Он рассказывает ту самую притчу о деревьях, чтобы предупредить народ об их ответственности за сделанный выбор.
Притча о деревьях замечательная и главная мысль в ней та, что к власти стремятся лишь те, кто ничего из себя не представляют – тернии. Тернии, которых стала производить земля после грехопадения. Они годятся только на то, чтобы ими топить печь, потому что хорошо горят.
Тот, кто что-то из себя представляет: маслина, из которой люди производят масло; смоковница, приносящая людям сладкий и вкусный плод; виноградная лоза, дающая вино и веселящая душу человека – никто не соглашается променять свое место на другое, весьма сомнительное – властвовать над деревьями. Они все считают себя выше этого.
И только тот, кто ни на что другое не годен, соглашается начальствовать, хотя к нему деревья обращаются в самую последнюю очередь, потому что кому-то же надо царствовать! Презренный терновник, под которым Иофам недвусмысленно имеет в виду Авимелеха, не просто соглашается быть помазанником Божиим, т.к. считает, что это как раз и есть его место.
Он ставит деревьям условие: покоиться в его тени (!!!), иначе он грозит им бедой – огнем и пожаром, что было вовсе не голословной угрозой и скоро исполнится. Заканчивает свою речь Иофам укором народу за неблагодарность, поскольку его отец, Гедеон, спас их в свое время от врагов, и проклинает народ за сделанный выбор. Проклятие исполняется, но… не сразу.
Придя к власти, Авимелех устанавливает жестокий террор. Три года кровь его братьев оставалась неотмщенной, он правил сихемцами так, как считал нужным, подавляя несогласных мятежников огнем и мечом и приручая своих сподвижников деньгами и хлебными местами.
В конце третьего года народ начал войну против Авимелеха, потому что Авимелех поставил своих бандитов на самые «доходные» дороги, по которым шли богатые караваны с золотом и богатством. Они их грабили и обогащались. Скоро дороги оскудели, караваны перестали по них ходить и народ восстал.
Нашелся среди народа и тот, кто стал подбивать свергнуть царя. Авимелех узнал о готовящемся мятеже и всех, кто пытался выступить против него, уничтожил, чтобы и другим было неповадно выступать. И на том месте, где уничтожил первых мятежников, посыпал землю
Потом он увидел тех, кто не успел убежать и укрылся в башне. Авимелех поджег башню и все, кто в ней находился, тоже погибли. Так царь уверовал в свою безнаказанность и решил действовать уже открыто – жечь и убивать всех подряд.
Оставшийся народ укрылся в другой башне. Авимелех открыто подошел к ней, чтобы поджечь, как и предыдущую. Но тут одна женщина, находящаяся на верху башни, бросила на него сверху жернов и разбила ему череп.
Умереть на поле боя – трагедия, но умереть от руки женщины – позор. Чтобы этого не случилось, Авимелех подзывает к себе своего слугу и велит ему убить его кинжалом, что тот и исполняет.. Спасшийся народ тихо расходится по своим домам…
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Аз воздам». Итак, если враг твой голоден – накорми его; если жаждет – напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
Не сразу, и не все несправедливости и преступления получают по заслугам и раскрываются, но рано или поздно наступает время, когда кто-то платит за все. Авимелех получил позорную смерть от руки женщины, хотя рассчитывал властвовать долго и счастливо...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ревекка
- Притча о Страшном суде
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Семь дверей.
- Царица Савская: женщина против мужчины
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Праведность грешника. Притча о блудном сыне.
- Дебора и Барак
Вы действительно считает себя противным? Верится с трудом. Скорее поверю в обратное, что Вы — белый и пушистый — судя по комментариям…
Вы знаете, терновник имеет много смыслов, в том числе и тот, о котором Вы говорите. Я много смотрела материала по терновнику. Есть и положительный смысл, и отрицательный. Все зависит от контекста. В разных контекстах терновник выступает то как защита от врагов (ограда из тернового куста-Пр 15.19; Ос 2.6; Мих 7.4), то как жестокое орудие наказания (Суд 8.7,16). Терн, терние и волчцы являются в Библии символом испытаний, страданий, скудости, суеты (Быт 3.18; Пр 24.31; Ис 7.23-25; Иер 12.13; Ос 10.8; Мф 13.22). Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового куста (Исх 3.2; Деян 7.30) и из терновника же люди сделали венец для Иисуса (Мф 27.29; Мк 15.17; Ин 19.2). Так что нет однозначного смысла для терний, как нет однозначного смысла в Библии для соли.
А как же горящий терновый куст, что не сгорал, пока Моисей в «смятении» размышлял о своей миссии?
никого не надо бить…, ну нету их — врагов этих !!!….они в головах — злобных, слабых, неуверенных в себе людей…, мы их сами себе назначаем ( врагов ) и боремся…, с ними, а как оказывается с собой, в котором отражаются все наши гадости… Мы замечаем неправильности ( гадости ) в других, потому что сами их имеем…, и даже не понимая этого, хотим избавиться от них…, интуитивно и бессознательно…, отсюда и враги и агрессия против них…
Врагов — нет, все белые и пушистые…, а я — противный…:)
Одни учителя… Эт-точно, только не всегда их — особенно врагов — хочется признавать за учителей. «Любите врагов ваших» — гораздо лучше, чем «Бей их».
В нашем мире нет справедливости…, есть только функциональность и то, что работает или не работает…, и врагов — нет, одни учителя…, вы ведь в курсе…
Да, Захар. «Ждём Справедливости и…кормим врагов…» — Очень точно!!!
Юра, я рада, что Вы снова комментируете! не пропадайте. Без Вас, право, скучно! Без Ваших резких комментариев — тоже. В сегодняшнем моем послании Вы все поняли правильно, то, что я и хотела сказать. Во времена Судей тоже была демократия. Авимелеха выбрал народ.
В конце третьего года народ начал войну против Авимелеха, потому что Авимелех поставил своих бандитов на самые «доходные» дороги, по которым шли богатые караваны с золотом и богатством. Они их грабили и обогащались. Скоро дороги оскудели, караваны перестали по них ходить и народ восстал.
____________________________________________________________________________
Загадка…, догадайся с первого раза…, кто не догадался — тот истинный патриот…, остальные могут отдыхать…
Тина! Очень поучительная притча. Ждём Справедливости и…кормим врагов… Удачи!