С тех пор европейские, а точнее, католические, рождественско-новогодние традиции подготовки и празднования Рождества постоянно расширяют свои временные границы. Если Петр Великий высочайшим указом повелел готовиться к празднованию наступающего
Нового года с пятнадцатого декабря и праздновать его фейерверками, пушками и кострами только семь дней (с первого по седьмое января), то сегодня время подготовки распространилось уже на весь декабрь и даже ноябрь, открывающий новогоднюю торговлю рождественскими украшениями. Глобализация в действии.
Раньше в России понятия не имели, что такое Адвент, в переводе с латинского означающий «пришествие, приход». Он устанавливает день, с которого начинается обратный отсчет времени до наступления
А сегодня в моду входит не только слово, но и изготовление адвент-календарей, отсчитывающих дни до наступления Рождества и являющихся первым рождественским украшением домов, особенно там, где есть дети. Собственно для них эти календари и делаются.
В адвент-календарях на каждый день рождественского подготовительного периода, начиная с четвертого воскресенья до наступления Рождества, делают кармашки, в которые кладут для ребенка сладости или записочки с пожеланиями, а в верующих семьях – с цитатами из Священного Писания.
Существуют разные виды адвент-календарей, не обязательно с кармашками, часто их заменяют ярко-красными шнурками с развешенными на них детскими рукавичками, носочками, чулочками, шапочками, ведерочками.... В них тоже кладут записочки с пожеланиями и сладостями.
Традиция создания Рождественских календарей немецкого происхождения, как и Рождественская елка. Так период, отсчитывающий дни до праздника, становится радостным временем ожидания чудес и желаний, которые обязательно исполнятся в Рождественскую ночь.
Новый год в Европе ни по значимости, ни по волшебству, ни по долгожданности не является равным Рождеству. Он просто обозначает календарную границу окончания одного года и начала другого. В России же - все наоборот:
И потому к православному Рождеству отношение многих довольно равнодушное в отличие от отношения к католическому, привлекающего атмосферой радости, тепла, ожидания подарков, яркой и очаровательной праздничностью.
В рождественских украшениях наблюдается та же тенденция: все больше и чаще в Россию приходят традиционные европейские украшения. Сначала из Германии к нам пришли Рождественские елочки, потом из Италии - рождественские вертепы с Богомладенцем, позднее - Санта-Клаус, родом уже из Америки, и, наконец, Рождественские адвент-календари, впервые напечатанные тоже в Германии.
Может быть, исторически все было и не в том порядке, но это неважно, главное, что запад все активнее покоряет восточные пространства своими яркими традициями, внешней привлекательностью и атмосферой ожидания чего-то необыкновенно-волшебного.
Меняется в соответствие с европейской модой цвет Рождества: с традиционного зеленого, символа торжества жизни, на ярко-красный, символ сердца и Вифлеемской звезды. Появились Рождественские красные башмачки, ярко-красные свечи, Рождественские сани и, конечно, Рождественские венки, которыми в Европе украшают дома внутри и снаружи.
Венок – символ вечности, завершение одного и начало другого, круговорота в природе и возвращения одного и того же: один год сменяется следующим, одно Рождество - другим, зима сменяет осень, а весна - зиму. Рождественский венок украшается четырьмя свечами, зажигаемых поочередно в каждое следующее воскресенье Адвента.
Рождественские венки делаются из веток вечно зеленых растений сосны, ели, можжевельника, пихты или кипариса, украшаются еловыми шишками, раскрашенными традиционным золотым цветом, ярко-красными бантами или лентами, золотыми колокольчиками, грецкими орехами, яблоками, красными ягодами калины, шиповника, рябины.
В прошлом году и я решила обзавестись таким венком, правда, повесить его на дверь рука не поднялась, но в качестве украшения Рождественского праздничного стола он подошел в самый раз. И глазу приятно, и гостям – подарок. Ну, и конечно, огни: камины, свечи, яркие подсвечники, гирлянды, без которых не мыслимо Рождество.
Каждый год дарю своим друзьям подсвечники самых разных форм и еще парочка остается до следующего Рождества. А вот елку ставить перестала. Есть маленькая, искусственная с маленькими игрушечками и огоньками, неизменно украшающая праздничный стол.
Вообще с годами рождественско-новогодних украшений становится все меньше и сегодня они совсем не такие, как двадцать лет назад. Тогда дом украшала живая пахучая елка с традиционным Дедом Морозом, Снегурочкой подарками под елкой, стеклянными сосульками, снежинками и бусами. Но это было так давно, что кажется вообще история из другой жизни.
В этом году я еще даже не приступала к рождественским хлопотам, хотя завтра наступит последнее воскресенье адвента и в Рождественском венке зажгут последнюю свечу, а еще через несколько дней в Европе наступит Сочельник и во всех европейских домах зажгутся огни рождественских елок и наступит долгожданное
Они будут радовать глаз еще двенадцать дней и ночей, а на Богоявление – убраны в кладовку до следующего
В этом году смотрю на город, и ничего в нем не говорит ни о Новом годе, ни тем более – о Рождестве. Только в магазинах – буйство рождественских украшений, подарков и сувениров, все больше по-европейски ярких, но радости от них почему-то нет. И вспомнилась мне "Рождественская песнь" Киплинга, тоже не очень веселая.
Спаситель наш, кому хвалу
Поет и люд, и скот,
На смену летнему теплу
Ветра и стужу шлет.
Ветра и стужу, добрый сэр,
До самых вешних дней:
Их посылает наш Господь,
А Господу видней.Когда с болот не сходит лед
Морозною порой,
И разрываются сердца
У яблонь под корой, —
Мы тоже мерзнем, добрый сэр,
В разгар январских дней:
Уж так нам повелел Господь,
А Господу видней.Но если яблоня мертва, —
По милости Творца
Она годится на дрова
И греет нам сердца
В мороз и стужу, добрый сэр,
До самых вешних дней:
Не так ли повелел Господь?
А Господу видней.Храни Христос наш мирный кров
И всех, кто здесь живет,
И берег наш — от чужаков,
И край наш — от невзгод.
И наши души — от вранья,
Чтоб до скончанья дней
Греха не знали вы да я.
А Господу видней.
(Перевод — Бородицкая М.)
Да… Все смешалось: католичество с православием, христианство с язычеством, запад с востоком и где проходит между ними граница - уже никто и не скажет.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Католическое Рождество
- Два мира - две Азбуки
- Икона "Рождество Христово"
- И.Бродский. Новый год.
- Джон Милтон. На Утро Рождества Христова
- Бегство в Египет
- Новогодняя елка. Картинки детства
- Щедруха. Окончание
- Бефана и Праздник трех Королей
- Рождественский пост и Новый год
А у нас в городе нет католических храмов, вообще. Зато как грибы растут мечети и национализм уже зашкаливает, о чем свидетельствует вопрос журналистки из Татарии. И главное, все прикрываются народом, а народ, между прочим, против такого расклада, когда во власти одни татары. Что касается — «срываются с катушек и пьют», то это не везде. Но Новый год и Рождество — это совершенно разные праздники. В России, к сожалению, традиции празднования Рождества практически утеряны, но прихожане храмов отмечают этот день и ходят на ночные службы, что мне удивительно. Я всегда встречаю этот день с друзьями, и никогда последние лет пятнадцать не отмечаю Новый год. Как-то так сложилось само собой. А заграница стала теперь совсем рядом, благодаря связи: скайп, сотовые… Все теперь близко.
Да, смешалось. Я чаще захожу в католические храмы, нежели свои. Они все старые, намоленные, с большими историями. Что касается праздников, то особо не люблю шум, толпы, ночной гул под Новый год. Наш народ как с цепи срывается, и пьет так, будто живет последний день. Новый год — домашний спокойный праздник, да и что нужно двум пенсионерам. Поздравить детей, родственников, знакомых, и получить от них то же, выраженное в звонках, электронной почте и скайпе. Все родственники живут за границей далеко и близко, но за пределами видимости и частых встреч.