Пересечение таких разных линий - русской эмиграции (среди которой немало людей далеко не бедных) и еврейской (где, согласно «Книге Руфь», в чужую и враждебную Израилю землю бежит один из уважаемых и богатых судей) происходит в точке великих испытаний народа.
Во все времена молочных рек и кисельных берегов ищут вовсе не самые бедные. И в
Именно о таком времени и рассказывает «Книга Руфь», включённая в
Образованный, богатый и почитаемый в народе судья из Вифлеема Елимелех (в переводе «Бог мой царь») решил перебраться в землю, на которой проживал враждебный евреям народ. С собой он берёт жену по имени Ноеминь, что в переводе означает «счастливая», и двух сыновей Махлона и Хилеона, что в переводе означает «болезнь» и «истощение» - очень говорящие имена.
Но пожить Елимелеху в новой стране не пришлось: вскоре он умер. Его сыновья решили обратно не возвращаться, а обосноваться здесь: они берут в жёны дочерей царя моавитян: старший - Руфь, младший - ее сестру Орфу. Но прожили они так всего десять лет, не обзаведясь ни детьми, ни особым богатством. И обоих через десять лет Господь прибрал к Себе.
В народе говорят: «Не исповедимы пути Господни», и какими бы трагическими ни были события, в них всегда присутствует семя добра. Закрывается одна дверь и обязательно открывается другая. Об этом рассказывает история Моисея, которого мать положила в корзину, и он должен был погибнуть, но его спасла дочь фараона.
Об этом – история Иосифа, который должен был погибнуть, когда его продали в рабство, но он выжил, став приближённым к фараону и спасшим своих братьев от голодной смерти. И история Руфи рассказывает, как предательство одного из лучших сынов Израиля, превратилось в благо для народа и стало началом созидания рода Давидова.
Все великие падали и совершали тяжкие грехи: Давид соблазнил
Обе они были чисты и праведны, обе обручены престарелым мужьям, обе обладали качествами, редкими в Израиле: милосердием, скромностью и смирением. В книге Руфь нет ни слова о том, что запрещено, а что разрешено, что чистое, а что нечистое, но это одна из самых лучших книг, в которой рассказывается о неписанных законах добра.
Когда Руфь пришла в страну евреев, у Израиля эти качества были в большом дефиците, т.к. они долго жили в такие времена, когда им было не до благородства и не до милосердия: каждый был сам за себя. Руфь происходила из языческого рода моавитян, ведущего свой род от кровосмесительной связи Лота, племянника Авраама, со своими дочерьми.
Казалось бы, чему могут язычники научить избранный народ? Но здесь действует так называемый закон уступки Сатане. Человек – не ангел, он постоянно борется в себе со злом, присутствующим в нем изначально. За человеком Бог оставляет право выбора и вознаграждается тот, кто, победив зло, делает выбор в пользу добра. Если бы существовало только добро, то выбор был бы исключён и тогда за что человека вознаграждать? Вознаграждается сдерживание себя от соблазнов, от запрещенного.
В психологии известны, например, такие приёмы, как самообман - когда обещаешь себе отдохнуть, решив какую-то сложную задачу, или съесть конфету - после часа упорных упражнений и т.д.. Этот прием часто помогает справиться с соблазнами, а тактика борьбы со злом сводится к правилу – два шага вперёд, один назад.
Тот, кто уверен, что легко победит своего врага, тому наносится сокрушительное поражение, потому что зло обладает огромной силой. Невозможно достичь чего-то стоящего, не преодолевая в мучительной борьбе свои слабости и страсти. И на этом пути Сатану нужно периодически задабривать: выбирая прямой путь, мы обрекаем себя на поражение.
В истории Лота и Руфи, его наследницы по прямой, есть глубокий смысл. Он заключается в том, что мир не чёрно-белый, в нём добро и зло существуют всегда рядом, невозможно отделить одно от другого. В зле всегда присутствует частичка добра и задача человека высвободить это зерно добра из оболочки зла.
И Руфь смогла это сделать, она высвободила это зерно силой своей чистоты, милосердия и преданности. Она отделила чистое от нечистого, зерно истины от плевел лжи. Пути Господни неисповедимы, сложны и извилисты. Это пути всех великих и достойных, прокладывающих свои тропы среди соблазнов и зла, добывая из-под груды наносного частички добра, всегда в ней присутствующие.
Эта частичка добра присутствовала и в Лоте, но высвободить ее удалось только Руфи. Семь поколений моавитян должно было смениться, прежде чем семя добра, которое нёс в себе Лот, смогло высвободиться и засиять в образе Давида.
Руфь принадлежала народу, который не мог жить среди евреев, но мудрость свекрови и смирение невестки преодолели этот запрет, удерживающий евреев и моавитян от смешения. Вооз, родственник Ноемини, нашел закон, согласно которому женщина-моавитянка может стать женой еврея, т.к. запрет распространялся только на мужчин-моавитян.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ревекка
- Вирсавия
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Поговорки о воде
- Семь дверей.
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Два образа любви. Рахиль.
- Дебора и Барак
- Авессалом, Авессалом
- Притча: логика жизни
Это верно. Я тоже, когда берусь за очередной текст по Библии, долго ищу хороший материал. И чаще всего нахожу его в еврейских толкованиях. Там много интересного, того, что в толковании наших святых отцов упускается, как, например, в данном случае — смерти Вооза. Вот здесь можно узнать очень подробно об истории Елимелеха, Ноемини, Руфь и Вооза. Очень интересное толкование.https://toldot.ru/cycles/cycles_225.html
Я Вам дам ссылку на текстhttps://toldot.ru/audio/lessons/lessons_13500.html . Из него вы узнаете, кто такой был Елимелех, и как толкует еврейская мудрость встречу Вооза с Рут, и когда умер Вооз. А эта ссылка https://toldot.ru/cycles/cycles_225.html — полный текст толкования на книгу Руфь.
Спасибо Тина,
Значит из толкования еврейских мудрецов на книгу «Руфь»
Слава Богу! Новое для себя узнала…хороших толкований на старый завет трудно найти
Ув. Тина Не могла найти толкования еврейских мудрецов о смерти Воза. У кого Вы это прочитали? Всегда читаю и перечитываю святые книги. Очень мудро , что Вы не обходите эти темы. РS Eлимелех не смотря на пышное имя был просто крестьянин и его жизнь зависела только от урожая
Спасибо, Надилель! Мне всегда было жаль жену Лота. Потому что так естественно для человека возвращаться хотя бы взглядом на родное пепелище. Но в вере всё по-другому (в данном случае — речь как раз об этом): если принял решение следовать за призывом Бога, то возвращение — смерти подобно, потому что возвращаешься на блевотину свою. Грубо, но так говорится в Евангелии. А по-русски: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Я Ахматову понимаю, но, если сравнивать ее с Цветаевой, то Цветаева — из Нового Завета, а Ахматова — из Ветхого. И понятно, почему она многие вещи воспринимает так, как в этом замечательном стихотворении.
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Анна Ахматова *Лотова жена* (1924)
Спасибо за дополнение.
Из толкования еврейских мудрецов на книгу «Руфь». Я этими толкованиями обязательно пользуюсь, когда пишу о библейских историях. Хотя и толкованиями наших святых отцов — тоже. В данном случае я взяла факт о смерти Вооза после брачной ночи из еврейского толкования. Об этом написано только у них. Цитирую: «Боазу (Воозу) удалось со своей женой прожить лишь одну ночь, на следующий день он умер»
Спасибо Тина.
Мне очень понравилось ваше толкование на книгу «Руфь»
Скажите, из какового источника известно, что » престарелый Вооз на другой день умрёт, исполнив свою миссию…» ?
Прекрасный рассказ о чудесной женщине! Во времена судей ,когда начался жуткий голод в землях Израйля семья уходит в соседнюю страну(в мире есть царь, этот царь беспощадный. Голод названья ему -Некрасов) глава семьи умирает. Молодым сыновьям нужны женщины. Они женятся на местных девушках Господь детей им не дал. Сыновья умирают. Из мать убита горем : не называйте меня больше Найоминь /приятная,сладкая/ Я Мароль /горькая/. И уходя к своим родным предлагает снохам оставаться ,искать мужей и рожать детей, как за заповедовав Господь. Видимо была хорошая свекровь, что не часто бывает. Руфь — прозелитка, она при кипела всем сердцем к свекрови и Богу И уходит с ней и поддерживает ее. И т.д. Наш творец уготавливает нам дороги. Кому прямые, а кому извилистые. Слушайте внимательно голос Божий . Перечитывайте святую Книгу! Не ищи пылинку в чужом глазу
Тема не из простых, поэтому особая благодарность за комментарий.
Спасибо, Тиночка!!!