Художник Шульженко известен больше в Америке, где его работы ценят, любят и покупают.
В России его почти не знают: его не выставляют в Москве, как выставляют Шилова и Церетели, его больше ругают и относят к числу русофобов, нежели к патриотам и русофилам.
А если и относят, то к таким, какими были Чаадаев, Достоевский, Владимир Печёрин, Салтыков-Щедрин и Герцен.
Я отношу себя к числу поклонников Василия Шульженко, к числу почитателей его философии, очень точному и тонкому понимания России. Тем, кто впервые увидит его картины, это может показаться даже кощунственным.
Художник Василий Шульженко напоминает миллионам россиян, откуда они и я родом, ЧТО во мне главное: о моей матери, голодном детстве, искорёженных судьбах людей, окружавших меня в детстве,
шестую.
О пьянках, папиросах, холоде и голоде, о том, что старательно прячу в подсознании, тщательно забрасывая интеллигентской мишурой, благовоспитанностью, образованностью и социальными приличиями. На что закрываю глаза, чтобы не помнить, забыть, чтобы не было больно от сознания, в каком на самом деле я и мы состоянии.
Но бегство в подсознание не помогает: стоит хотя бы мимоходом увидеть знакомые с детства лица и картины, будь то Балабановский «Груз-200», или стихи
И я вспоминаю в себе ту маленькую девочку, которая смотрит на меня с картины «Продавцы картофеля», а рядом - не лукаво улыбающийся безногий отец, а мать с такой же пьяной и извиняющейся улыбкой, радующейся, что еще живет, пусть и в такой нищете.
Меня, и не только меня, миллионы, таких как я, картины Шульженко задевают за живое, потаенное, непонятное и самим, потому под внешней мишурой во мне неистребимо живет та же бедная девочка, хорошо знающая спивающийся мир взрослых, от которого всю жизнь бегу, но не могу убежать.
Мир грубый, матерный, с запахами перегара и уличного сортира, грязными толчками и замерзшими зимой кучами дерьма, мир с грязными тараканами и вшами. Нам только кажется, что мы в него уже никогда не вернемся. Но он держит нас, держит не этим натурализмом, а чем-то более глубинным и жутким.
Этот мир мне близок, он значительно чище, более открыт и естественен, хоть и пугающ. В нем есть своя тайна, завораживающая и отталкивающая одновременно. Этот мир зачаровывает и не отпускает, как бы и сколько ты из него не выпутывался и не силился преодолеть и убежать.
Я чувствую в себе его тягучую и темную материю, которую с такой правдивостью, пронзительностью и любовью передает по-настоящему русский художник и интеллигент Василий Шульженко, проникая под кожу и делая понятным многое в России и человеке.
Если бы Шульженко попытался выставляться в парижском салоне, как это делал когда-то Сезанн, его картины также бы не допускали до добропорядочных граждан, и также бы от его картин отворачивались.
Глядя на творчество Василия Шульженко, понимаешь, что никуда русский мир и русский дух из тебя не ушел, хоть и сменил он свои одежды. Ты только силишься выбраться из-под его лохмотьев и нищеты, иногда (а сегодня все чаще) это удается, но до конца выбраться из него никогда по большому счету не удастся.
И пугаешься именно этой, своей настоящей, сути, которую с такой пронзительностью и любовью изображает Василий Шульженко. И он, и Михаил Анищенко, и я принадлежим к одному поколению - 1949-1950 годов рождения. Василий Шульженко вырос, как он говорит о себе в одном из редких интервью, в благополучном семействе, которое изобразил с такой щемящей нежностью и любовью в «Дворах моего детства».
Но вокруг него были те, кого потом, в период перестройки, он стал писать и через кого выражать свое понимание России и свою философию человека. И сколько параллелей, знакомых сюжетов и цитат из разных художников, лица и фигуры которых пересажены на русскую почву.
Это и «Нарцисс», смотрящийся испитым лицом не в чистую воду со своим прелестным отражением, а в грязно- мутную лужу с соответствующим пейзажем.
Это и «Завтрак на траве» не с гламурно-парижскими кавалерами и дамами, как у Эдуарда Мане, пусть даже обнаженными, но красивыми и богатыми, а с теми же русскими, всем знакомыми и понятными, лицами.
Это и «Стон», так напоминающий «Крик»
Это и «Пробуждение» после глубокого запоя, как у
Это и «Распятый», где до Него тоже никому нет дела, как и на картине Поля Гогена. И здесь люди занимаются своими обычными делами: пьют, едят и даже испражняются, не замечая боли и страданий Господа.
И «Купальщицы», но не с тем прозрачно-голубым воздухом и бело-голубыми обнаженными телами, что у
И летящие по-шагаловски во сне и наяву фигуры («Полет», «Видение Кольки Рыбина», «Дворы моего детства» и др).
И за всеми этим Босхом проглядывает теплота, любовь и сострадание к русскому человеку, оказавшемуся в стране со слепыми вождями («Направляющий», «Пастух»), силящимися понять, куда вести народ, но от натуги только искажающими свои гримасы.
Ирония и юмор, но не сарказм и не издевательство, а глубокое сострадание, понимание человека и русского человека, в частности, со всеми его гнойниками, нечистотами и злом, но и добротой, принятием жизни такой, какая она случилась.
Есть у Василия Шульженко большой цикл работ на мифологические темы («Харон», «Диоген», «Нарцисс», «Кентавр», «Фавн»), написанный с юмором и улыбкой и с таким же узнаваемым российским пейзажем.
Художник своими средствами осмысливает историю советской России («Сквер», «Ленин и крестьяне») и России уже сегодняшнего дня, своим пониманием интеллигенции («Гроссмейстер», «Гамлет и тень отца», «Над пропастью»). И во всех картинах художника есть мысль и философское осмысление ситуации, человека, страны.
Поэтому смотреть Василия Шульженко надо вдумчиво, стараясь понять, что стоит за каждой картиной, за каждой фигурой, за каждым сюжетом, кого он цитирует. А для этого надо знать больше, чем только Василия Шульженко, надо погрузиться в историю европейской культуры и мифологии.
Но сквозь всю грязь и пьянство везде или почти везде видны русские церквушки, то ли как знак святости, то ли как символ возрождения веры, которое тоже идет тем же причудливым образом, что и возрождение России. И кругом горизонты и полусферы, словно Вселенная раскрывает свои объятия и принимает в себя Россию, такой, какая она есть.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Юрий Анненков: Формула лица
- Ар нуво: женщины Альфонса Мухи
- Босх. Страшный суд
- Нико Пиросмани: осветляющий черноту
- Бегство в Египет
- Эллиот Эрвитт
- Антонио Гауди. Архитектура правит в молчании
- Хаим Сутин. Счастливчик
- Избиение младенцев
- Париж-8. Музей Пикассо. Часть 1
Спасибо! Абсолютно с Вами согласна!!!
Да ни причём здесь ни «нелюбовь» к России, ни продажность в сторону США, ни всё ваше кваканье, хрюканье и лай в сторону Шульженко. У меня есть чутьё и вкус не просто хорошие, но изысканные. Шульженко — гениальный художник. ВСЁ.
Сральник
Сральник это лучшая его картина
Мерзко, противно, гадко, но в маленьком оконце все равно виден храм Божий.
Особенно впечатляет произведение про дефекацию!
Художник обязан изображать окружающий мир таким, каким он ему представляется. А настоящему художнику мир представляется в точности таким, каким он на самом деле является.
Думаю, что вовсе не прекрасное — предмет творческих поисков художника. Сегодня писать красиво, художнику, писателю, или поэту, считается банальностью и даже пошлостью. Другие времена, другие стили, другая философия.
когда не способен творить прекрасное
Совершенно согласна с Вами. И не понимаю тех, кто не видит очевидного. И я, и Вы — тоже любим Россию, но это не значит, что мы любим ее только чистенькой. Россия и такая, как у Шульженко, но я вижу в этих картинах больше любви, чем чернухи. Каждый видит то, что у него самого в душе.
ничего унизительного для русского человека в картинах шульженко не вижу. те образы, которые он выплеснул на полотно, я ежедневно вижу в повседневной жизни. то что шульженко изображает так называемую «чернуху», ещё не говорит о том, что он яростно ненавидит русских. могу лишь предположить, что таким образом художник обращает наше внимание на самих себя, чтобы мы не допускали подобного. россию и русских он напротив любит и не хочет, чтобы она бала такой. просто не надо занимать страусиную позицию, пряча голову в песок.
Потому что такие в Интернет не ходят и на выставки — тоже. А хорошего в картина Шульженко предостаточно (и храмы, и улыбки, и русские просторы). Только же это надо увидеть — за внешне неприглядным забором (или «прикидом», как говорят сейчас) — идет жизнь, и ничуть не менее интересная. Почитайте мою последнюю статью о Диане Арбус, американке. Она фотографировала в основном маргиналов (проституток, сумасшедших, трансвеститов и т.д.), выбивавшихся из общего строя американского благополучия и гламура. Казалось бы, американцы должны были ее за это ненавидеть, а вот поди ж ты — и премии, и гранты и выставки, и память о ней как о великой женщине, которая рискнула отойти от гламура, чтобы показывать жизнь настоящую, а не показушно-рекламную. Жизнь вот таких «уродцев», любя их и понимая, каково им жить в обществе, которое их не принимает, отодвигая на обочину жизни.
В бытность лет 12 тому я из интереса проехал всю Америку сверху донизу, в основном на автобусах и попутках. И подобных типов, скажу вам, там тоже можно найти, было бы желание. А у художника, видать, желание одно — копаться в родном любимом дерьме.
«Когда любят, принимают все в любимом: и плохое, и хорошее».
Вот именно. А здесь только плохое. Хорошим и не пахнет.
И, кстати, почему-то никто из комментаторов себя не узнал и не написал:
«А вот это вылитый я! Как похоже!».
Спасибо за точность понимания. То, что Шульженко вызывает прямо противоположные реакции, говорит больше в его пользу, чем против него. Я тоже не вижу в нем никакой ненависти к русскому человеку.
Молодец В.Шульженко ! Он высмеивает грязь совдепии, совка, а не русский народ. Браво !
Кстати я тоже русский и тоже живу в США уже 22 года.
Живу в США, я русский человек, сам художник.Эти картины воняют руссофобией, для буржуев старается выслужится автор?) Тут я вижу пьянющих трактористов времен СССР, алкоголиков, людей с синдромом дауна и просто грязь из под ногтей у нашего народа.
Позорище! Россию не так любят стараясь в ней одну мерзость выискать.
Я вдела их в детстве, более того, я выросла среди таких. И сейчас их немало. Меня удивляет, что Вы их не видите.
Тина, а где вы видели такую Россию? Я вижу в основном нормальных людей, ублюдки встречаются редко. Ублюдков много и в цивилизованных странах. Все ваши рассуждения на эту тему вызывают недоумение. Говорят ребенку, нарисуй что-нибудь и мы увидим, что у тебя внутри. Вот Шульженко такой, каких изображает.
Какой редкий комментарий! Все больше ругаются, а Вы … выпадаете из общего хора и это радует меня. Спасибо!
Как правильно сказано!
Фотиния, просто бальзам на душу. Многим хочется, чтобы Россию видели только с березками и матрешками. Все гораздо сложнее и трагичнее. Я абсолютно с Вами согласна. Мне кажется, что те, кто не принимает Россию целиком, оставляя только «березки» как раз ее и не любят. Когда любят, принимают все в любимом: и плохое, и хорошее. Потому что любят не за хорошее, а потому что любят.
Прочитала комментарии _ Россияне а вы знаете Россию ? Россия Это не только белоствольные березы и бескрайние поля ! Я знала ту Россию грубую и страшную в своей жуткой правде ! Безногого _ инвалида ВОВ ны_ отца плакавшего пьяными слезами со словами _ За что я воевал ? И нас 4 детей у кастрюли с кукурузной кашей ! И эти общие сортиры и пьяные опухшие лица ! Да _ это Россия _мо я Родина _ это часть моей жизни а Родину не выбирают ее любят ! А знаете ли вы Россияне что русской деревни сейчас нет _ есть дачные поселки и продукты из за границы ! Живу в селе — пока какая то работа есть — а в других селах давно жители уезжают на заработки ! Стоят развалившиеся фермы заросли поля _ и это моя РОссия ! Так что делайте вывод Россияне ! Без елейности очень смело и предельно правдиво творчество русского художника Шульженко !Рада что познакомилась с его работами ! _
Знаете, Ваша точка зрения — известна, я много читала про Шульженко и в основном вот такие отзывы, как Ваш, но серьезные специалисты говорят другое, да и простые зрители, как я воспринимают не всегда так, как Вы. Так что люди разные, точки зрения разные. Вы знаете, я выросла среди таких людей, что на картине и я их люблю, хотя они в жизни не всегда приятны, но я их все равно люблю. Это была моя жизнь, моя мать, мои соседи, это все — о них. Любить русского человека можно всего со всеми его слабостями и грехами, которые в один прекрасный момент становятся прямой противоположностью. Россия Шульженко — это моя Россия. Ваша, наверное, другая. Мне ближе Блок, чем Вы, с его пониманием России, вот таким, как здесь
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты сверх краев дороже мне.
Этот художник, как и некоторые другие дельцы от искусства, хорошо чувствует, что можно продать на запад. Вот и весь сказ. Все рассуждения о т.н. любви художника r к России не выдерживают критики. Взгляд любящего фиксирует хорошее, то есть любовь проявляется — посмотрите на любую картину Пластова. Дело не в манере и не в сюжете, а именно в вИдении. А здесь взгляд мерзкий. Смердяковщина в чистом виде.
Вам, конечно, виднее, кто есть кто.
Ерофеев — такая же мразь, как и этот художник Шульженко. И не надо писать чушь про то, что » Россия — на 70 % такая». Она такая только в головах унылых дегенератов и извращенцев. Ну, или алкоголиков, каковым был Ерофеев, который,кстати, никогда не являлся «советским классиком».
Американцы ни капли не жалеют русского человека, уверяю вас. Тк эти картины сделаны с расчетом банальной пропаганды образа уродливой и деградирующей России, также как в свое время Советы- изображали весь капитализм в виде пузатых жадных и гадких карликов. Мне глубоко не понятно ваше восхищение, хотя, впрочем, и по имени ясно что вы не русская, поэтому смакуете эти картинки. В каждом народе, как в отдельном человеке, можно показать только негативную сторону, или только позитивную. Эти картины не дают ничего, кроме отвращения к автору, кстати Балабанова я смотрела- и чувство что тебя заставили есть дерьмо не покидало дня 3. Сейчас я выбираю что смотреть. И на эти жалкие потуги смотреть не хочется. Даже если где-то деревни спиваются,а где-то они трудятся и живут не смотря ни на какие гадости и каркание запада в свой счет. Понимаете — нельзя судить по нации и народу по .отдельно выхваченной детали-уродству. Если по ТВ однажды показали что творят с грузинскими заключенными вениками (и это вызвало огормное отвращение и протест как в России так и в Грузии)- ЭТО ведь не значит что Все грузины такие, среди них тоже есть мудрые люди, которые не лезут в тупые склоки, а занимаются своими семьями, детьми, работой. И любят свою Родину такой какая есть. И художники не пытаются в угоду западу- задрать своей Родине подол, что бы порадовать не самую лучшую часть человечества.
Читала давно эту книгу и даже смеялась над некоторыми сюжетами. Написано по-доброму и очень талантливо. Я вот так по-доброму и люблю свою Родину,где есть святость и пороки человеческие,но мы не хуже и не лучше других людей. Да и советовать людям,не возвращаться домой не стала бы. Напротив, пусть все возвращаются. Жизнь прекрасна и удивительна. Все зависит от нас самих,что мы хотим видеть в этой жизни. Распятого человека на кресте,а рядом человека справляющего нужду, или Венечку с его простой страстью к женщине,но доброй и эмоциональной. Я думаю Веничка не позволил бы себе справлять нужду около креста,ему совесть не позволила бы. Так что каждый хочет видеть,то что хочет видеть.
Елена, я никому ничего лично не посылаю. Как к Вам приходят мои материалы, я не знаю, м.б. Вы сделали подписку. Тогда просто отпишитесь. Во-вторых, если мы смотрим по-разному на Россию и на то, что в ней творится, это не повод так горячиться. Не Вы первая, не Вы последняя так реагируете на Шульженко. Мне он нравится, Вам — нет. Я считаю, что это не хула, Вы считаете по-другому. Ну, что ж. Вы читали «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева? Между прочим, советская классика. Шульженко — тот же Венечка, только в красках. Почитайте, может быть тогда поймете и Шульженко, и меня.
Если бы Россия состояла на 70% из таких людей,мы не были бы государством,каким является Россия. Вы оскорбляете народ страны,которую так » любите». Очень быстро вы забыли,что дала вам наша страна. Да и живете,наверное, не на заросшем травой и лесом буреломе. И что же Вам матушка Россия сделала такое,чтобы так о ней отзываться,при этом лицемерно говорить о любви к ней.? По- Парижам ездим, в церковь ходим, а такой хулой занимаемся.Очень жаль мне людей с болотными взглядами.Нет у них понимания и уважения к людям. Во всем винят все и вся, да только не себя любимых. Наркота,разврат к нам пришел с запада,Как и поклонение золотому тельцу. А мы все ищем виноватых. Гены видите ли у нас плохие. Вы сами-то понимаете о чем вы говорите? Какому богу поклоняетесь.? Не надо говорить за весь народ. Мой совет вам прочитайте Библию,хорошо, вдумчиво. Я перестала читать ее после того ,как мое сердце не выдержало той жестокости о которой там написано. Сколько людей загублено. Все, о политике ни слова. О религии,тоже. Буду благодарна,если не будите больше присылать мне подобные материалы. Я голову в песок не прячу,просто смотрю шире и дальше,учитывая весь опыт человечества. На этом позвольте откланяться.
В шоке может быть только тот, кто никогда не видел такой России, а она на 70% такая. И прятать голову в песок не надо. Я люблю Россию не меньше Вашего, но это не значит, что надо видеть только о благополучных мещанах. Это скорее не Россия, а уже Европа. Возмущаться можно сколько угодно картинами Шульженко, но не лучше ли на себя кума оборотиться, то бишь на Росси. настоящую, глубинную, которая вымирает и спивается, зарастает травой и лесом Но эти люди — русские и несут они в себе гены той России, которая их сделала такой. Они ЗДЕСЬ такими стали, а не в другой стране.
Ольга, где останется сын: в России или в Италии? Пусть остается пока в Италии. Россия катится куда-то в пропасть. И жалко до слез, потому что ничего лучше, чем Россия, я не знаю. Но то, что творится здесь сейчас, просто ужасно и надо быть или очень мужественным человеком, готовым на самопожертвование, либо оставаться в Италии. В России жить очень сложно, трудно и надо отдавать себе в этом отчет, а не распускать розовые слюни.
А мне Шульженко очень понравился! Его картины ужасные и красивые одновременно. Мой сын планирует вернуться из Италии в Россию. Пошлю ему этот ролик. Вдруг останется?)))
Я в шоке! Пишу повторно,почему-то мое мнение было стерто.Как же надо ненавидеть русских,что бы так изобразить? Это явный заказ,чтобы о русских создать такое мнение за границей. Согласна с предыдущими комментариями. Здесь нет ни любви ни уважения к русскому народу. Разве эти картины характеризуют русский дух,самого русского человека,как личность,как Сущность. Разве стала бы Божья Матерь раскрывать свой покров над Россией,защищая и помогая этому святому народу,если бы мы все были такие,как изобразил художник. Все человечество направляет свой взор надежды на Россию. Это хула и заказ унизить нас перед всем миром.Здесь явная клиника и ненависть к русскому народу. Если уж,художник так любит изображать нашу действительность,то не мешало бы ему пообщаться с натурой,с теми людьми,которых он изобразил.Заглянул бы глубоко в душу этих людей. Тогда бы он удивился,кто стоит перед ним. Меня возмущает бесконечная хула всего и вся.Если так плохо жить в России,так кто же вас держит. Да много нужно сделать,что бы наша страна процветала.Так это надо делать,а не поливать все грязью. Наша страна огромна.Это не Европа,где каждая страна размером с Москву или Московскую область.Здесь нужно единение всех народов населяющих нашу страну. А чтобы этого единения не произошло,нужно опорочить русского человека,что и делает автор этих картин. Мне за этого автора стыдно. Я не подала бы ему руки……..
Игорь, ну что Вы! Свою мать любят в любом виде. А заказчиков у него нет. Он пишет для себя и очень много работает. А покупают его картины не только за рубежом, но и у нас, но редко. Далеко не все принимают его взгляд на Россию, поэтому и нет его выставок. Но как говорится, собаки лают, караван идет. Разве мало тех художников и писателей в истории, которых вот так же не принимали, кого не пускали на выставки, кого не печатали. Но это не помешало Третьякову и Щукину собрать коллекцию изумительных картин: Ван Гога, Сезанна, Пикассо, чьи картины украшали разве что сараи и туалеты. А сейчас они стоят миллионы. Конечно, все очень неприглядно, но это моя Родина. И я принимаю ее всякой, и такой тоже. Любят не «за что-то», а потому что…
Отвратное зрелище.Где здесь правда жизни? Художник видит то,что хочет видеть…или хотят видеть заказчики.
Елена, Ваша реакция понятна, но я этого художника люблю. Есть в жизни и другое, но художник свободен в выборе средств и тем. А к соотечественникам он относится с любовью. Любовь не только в том, чтобы петь дифирамбы, но еще и видеть то, что видит он. Да и сколько классиков видели то же, что и он. Возьмите того же Достоевского, или Чаадаева, или Герцена, или Венечку Ерофеева, или Мамлеева. Все они писали примерно в одном ключе. Любят ведь не «за то, что…», а вопреки и несмотря на…
Я полностью согласна с Tony. Такое искусство только добавляет презрения к русским.
«Американцы, глядя на его картины, жалеют русского человека, а не насмехаются над ним».
Это, к сожалению, не так. А ведь в нашей жизни есть и кое-что другое. Почему же художник этого не видит? Потому что сам относится с презрением к своим соотечественникам.
Вы знаете, Ваш комментарий похож на многие другие. Художник не глумится, а показывает нашу жизнь такой, какая она есть. Балабанова Вы тоже не любите, наверное. И то, как русский человек, несмотря на все живет, и даже улыбается, Вы тоже не видите. Живет, как может, как умеет, не гламурненько. Я жила в таких условиях и помню послевоенные годы, да и сейчас русская деревня, если Вы в ней были, мало чем отличается от той поры. Я была в русской деревне всего несколько лет назад. И не предполагала, что там, по сравнению с теми годами, почти ничего не изменилось, хотя после войны прошло несколько десятков лет. Те же пьющие и спивающиеся, да еще добавились бомжи и наркоманы. Я об этом писала: до боли жалко, что Россия живет так. И что русская деревня умирает на корню, а мы все делаем вид, что Россия — это только Москва, да еще пару миллионников. Страшно, и жалко, и понятно. Что касается денег, то Вы, наверное, хотели бы, чтобы он лучше умирал, как и остальные. Американцы, глядя на его картины, жалеют русского человека, а не насмехаются над ним. Да ведь это и понятно, народ-победитель так живет, это ли не обидно.
))))) забавно. Я не увидела здесь ни капли любви к России. Я даже не увидела здесь никакой правды. Ну и что? нарисовать жителей деревни в виде грязи, деградации и разложения — это взгляд не очень умного человека, который изо всех своих ничтожных сил пытается выслужиться перед Америкой и способ он выбрал самый легкий- что может быть проще глумится над своей матерью? Для того чтобы раболепно получить пачечку зеленых от такой же части человечества (ничем не лучшей и не худшей) , которых можно также изобразить в виде каррикатур всего худшего: уродливой кучи ходячих гамбургеров, отталкивающих до тошноты геев-педофилов, покупающих детей, лицемерных, скалящихся лиц власти и военных бомбящих по безащитному населению.