Православная икона - это особый мир. Ее очень трудно понимать нам, современникам, потому что привыкли считывать информацию только из текстов, слов, предложений. А икона требует считывания не слов, а смыслов: через цвет, свет, пространство, время, жест, лик.
Раньше могли это делать, потому, что книг читать не умели, пользовались более простым (теперь для нас – более сложным) способом понимания Божественных истин. Икона – это Библия для неграмотных, говорил папа Григорий Двоеслов.
А как быть нам, грамотным и умеющим читать, но утратившим понимание смыслов, выраженных другим способом? Надо учить этот язык, как иностранный. Другого способа нет. Но когда научишься читать, тогда начинает приоткрываться совершенно новый мир, не похожий не только на словесный, но и на наш, обычный. Мы начинаем жить и разговаривать с сакральным сверхъестественным миром.
Православная икона имеет несколько слоев понимания:
Когда люди ходили в храм, священник об этом рассказывал, икона лежала на аналое, к которому подходили, прикладывались и понимали ее. Утратив язык иконы, возникла необходимость сначала получить знание из текстов, а потом уже перевести его в образ иконы. Так всегда, когда начинаешь изучать иностранный язык: сначала по-русски, потом – по-английски (испански, французски и т.д.).
Одни школы в основу кладут красный цвет, другие – зеленый, третьи – голубой. Это отражает особенности конкретной школы. Поэтому один и тот же образ может быть выполнен в разной цветовой гамме, неся информацию не только о сюжете, смысле, но еще и об иконописной школе.
Так историки иконы без труда могут отличить северную иконописную школу от суздальской, или школу Андрея Рублева от школы Феофана Грека, или православную икону от католической. Все это требует особых знаний, в том числе и исторических.
«Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта»).
Есть еще один тип – акафистный, который не укладывается ни в один из вышеперечисленных типов, являясь иллюстрацией к акафистам, посвященных Богородице. Выделяют также тип
«Всемилостивая» («Панахранта») и «Заступница» («Агиосоритисса»).
Каждый из них несет свой смысл, но на одних больше действует один образ, на других – другой, на третьих – третий, в зависимости от духовного и душевного склада стоящего перед иконой. Икона выбирает, а не мы. Она в нас входит, а не мы в нее.
Женщинам в большинстве своем близок образ типа «Умиление», в котором Мать (Богородица) ласкает Младенца-Иисуса, мужчинам – более строгий – «Одигитрии», в котором образ Божьей Матери и Богомладенца очень строгие. Она указывает на Него как на путеводителя ко спасению, а Он – сложил перст в благославляющий жест.
Мне, например, близок образ «Оранты» («Молящаяся»), где Богородица стоит одна и молится за нас поднятыми в молитвенном жесте руками с открытыми ладонями (пример – «Спорительница хлебов»). Она может быть изображена в полный рост или по пояс, но всегда присутствует молитвенный жест. Так нас захватывает пространство иконы, воздействуя на нашу молитвенную жизнь.
Четвертый смысл иконы - самый сложный. Он обращает нас к сакральности, к Царству небесному, в котором устанавливаются отношения с невидимым миром. Дойти до этого уровня очень сложно, потому что это уже уровень созерцания невидимого, который собственно и не нуждается ни в каком образе и доходят до него опытные в молитве и духовном подвиге.
Таким образом, чтобы понять православную икону, надо включить очень многое: и знание сюжета, которого у нас часто нет, и зрение, которое умеет видеть цвет и свет, и знание иконографии, которое тоже очень скудно, если не сказать – отсутствует, и умение молиться и жить со Христом.
Но когда узнаешь, что означает на иконе цвет, лик, время, пространство, жест, как они работают, икона оживает, начинает говорить. Ты начинаешь с ней разговаривать, обращаясь к ней, к Господу через тех святых, которые предстоят на иконе за нас. Надо понимать, что молитва перед иконой всегда обращена к Иисусу, а святые, изображаемые на них, только молитвенники перед Ним за нас.
Православная икона – это целый мир, чтобы изучить ее язык, надо делать маленькие шажки, постепенно осваивая и практически пробуя понять ту или иную икону. Будем вместе делать эти шаги.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Чистота
- Летопись обращения. Окончание
- Вознесение. Дальше дело за нами...
- Блёз Паскаль и его философия
- Ревекка
- Pussy Riot и не только или Церковная жизнь.
- Праздник Сретение Господне
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание...
- Иконостас. Размышления мирянина.
Да, этот цикл для меня является программным. Я с него начинала, я в него вложила всю свою душу. И мне очень приятно, что он до сих пор пользуется спросом, как и цикл «Чем отличается православная икона от католической» (книга — на блоге). Спасибо, что В начали читать мои тексты про икону. Я тоже иду от первого впечатления. Но сейчас, когда узнала больше об иконе, я стала абсолютной поклонницей русской православной иконы. Все поздние изменения в русской иконописи меня раздражают. Даже такой казалось бы иконописец, как Симон Ушаков, которого многие считают новатором, мною не воспринимается. На западе русскую икону тоже почитают, особенно XV-XVI веков. Я уж не говорю о разного рода поделках, которыми сегодня многие церкви украшаются. Икона — это сакральное пространство, она человеку открывает иной мир, где человеческому места нет.
спасибо, очень интересная статья. я об этом мало знаю, поэтому с удовольствием прочитал ваш пост. иконы я воспринимаю на уровне чувств, то есть когда я смотрю на них, то вижу, скажем так, свои образы, а не те которые, возможно, заложил иконописец. Вот есть знаменитая рублевская «троица»… я некоторое время назад прочитал, что именно изображено на ней и то, что второе название у нее «гостеприимство Авраама» (тот самый эпизод из восемнадцатой главы библейской книги Бытия). Я читал этот эпизод раньше, чем смотрел икону и все равно, когда я на нее смотрел, то я не «догадался», что на ней изображен именно этот эпизод.
Ну что ж с удовольствием прочитаю и остальные ваши статьи… первый шаг сделан.