И хотя трагедии, отклонения от нормы и самоубийства среди великих скорее правило, чем исключение, но мало кому из них выпадало столько испытаний, сколько пришлось пережить Аршилю Горки.
Начиная с геноцида армян, которому в 2015 году исполняется сто лет, и кончая онкологией, тяжелейшей операцией, пожаром в мастерской, уничтожившим все картины художника, автомобильной аварией, переломом позвоночника, параличом правой руки и крахом семейной жизни.
Последние события, случившиеся один за другим в течение полутора лет, сломили художника: Аршиль Горки повесился, оставив записку «Прощайте, любимые». Ему было всего сорок четыре.
Кто-то быстро и безболезненно адаптируется к новой среде, далекой от Родины, но есть натуры, которые даже в самых благоприятных условиях чувствуют свое одиночество и трагедию утраченного рая – своей духовной родины.
К их числу относится
«Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Под этими словами мог подписаться и Аршиль Горки, тоже проживший в Америке почти тридцать лет, но так и не ставший американцем и всю жизнь носивший в душе ощущение непоправимой трагедии, случившейся с ним и его Арменией, мечтавший вернуться обратно, чему не суждено было случиться.
Но память детства и воспоминания о Родине, страдания, преследовавшие его всю жизнь и обретение счастья на короткие четыре года, стали для Аршиля тем питательным бульоном, из которого выросла удивительно прекрасная, нежная, загадочная живопись, наполненная светом, любовью, ароматом абрикосов, благоуханием цветов, песнями и горным воздухом Армении.
Он стал тем художником, который соединил два полюса – Европу с ее многовековыми традициями в живописи, и Америку, создавшую свой стиль, так не похожий на европейский. Горки, будучи самоучкой, сумел впитать в себя не только стиль и технику Сезанна, Пикассо, Кандинского и других европейцев, но и взял лучшее из американской живописи, соединив их воедино и став тем недостающим звеном в искусстве, которое сделало его универсальным способом общения, по которому уже невозможно определить национальность художника.
Аршиль Горки, приехав в Америку в начале двадцатых еще юнцом - в шестнадцать лет, очень быстро начал впитывать в себя разные стили, не копируя их, а перевоплощаясь в художников, которых любил, кому хотел следовать, чей стиль изучал. Он становился то
Оказавшись в армянской диаспоре (Спюрк), Востаник Манук Адоян сменил свое имя на новое. Он начал создавать новый миф о своей жизни, скрываясь под маской не только нового имени, но и бесконечно выдумываемых про себя историй и легенд, никогда не говоря о прежней жизни и о том, что он еле выжил во время страшного геноцида.
Даже жена Горки с удивлением узнала спустя десять лет после смерти мужа, что его отец, оказывается, был жив и проживал все время в Америке. Новое американское имя – Аршиль Горки - Манук Адоян сложил из имени мифического Ахилла, непобедимого героя с единственным уязвимым местом, и фамилии писателя Максима Горького, племянником которого представлялся.
Впрочем, представлялся он по-разному: то грузинским князем, то племянником Горького, то еще кем-нибудь. И в новой фамилии, и в новом имени было много судьбоносного. "Имя - есть жизнь", - говорил русский философ Алексей Лосев. Его звук уже содержит в себе реальность, которая потом только разворачивается. Так прорастает цветок из семени, в котором уже все есть, из имени прорастает судьба.
Знал ли об этом Аршиль, неизвестно, но, выбрав новое имя, он выбрал и свою судьбу. Вслед за новым именем Аршиль Горки стал выдумывать и новую биографию, начав с даты рождения. До сих пор никому неизвестно, когда точно родился Манук – то ли в 1902, то ли в 1903, то ли в 1904 году, то ли в октябре, то ли в апреле, то ли в Тифлисе, то ли еще где-то.
Со слов сестры Вартуш он родился 22 апреля 1904 г. в деревне Хоргом Армянской провинции Турции, недалеко от озера Ван в западной Армении. В американских справочниках значится, что Аршиль Горки родился, вероятнее всего, в 1902 году, но поскольку все документы во время турецкого геноцида 1915 года были уничтожены, то достоверно установить дату рождения художника невозможно.
Мать художника Шушаник Тер-Мартиросян была дочерью священника, отец Седрак Адоян - выходец из зажиточной семьи богатого землевладельца. К земле предков отец прикупил большой сад и довольно большое поместье. И у матери, и у отца этот брак был не первым.
Первого мужа Шушаник Тер-Мартиросян, от которого у нее осталось две дочери, турки убили ударом ножа прямо на ее глазах, вытащив из дома и заставив смотреть, как убивают ее мужа. Одну дочь мать отдала, спасая от турков, в детский приют при американской миссии в городе Ван, но турки в начале 1900-х годов вырезали всех детей, находившихся в приюте. Американская миссия не смогла их спасти.
Вторая дочь от первого брака, Агапи, осталась жива и уехала в Америку к мужу в 1916 году, раньше, чем туда приехали ее сводные брат и сестра. Отец Манука, спасаясь от службы в турецкой армии, вместе с братом решили эмигрировать в Америку, чтобы там обосноваться навсегда.
Отец уехал, когда мальчику было всего четыре года. От него остались только традиционные деревянные башмачки, подаренные сыну незадолго перед его отъездом в 1908 году. Манук всегда воспринимал решение отца уехать в Америку, фактически бросившего семью на произвол судьбы, как предательство. Приехав в Америку в 1920 году, Манук практически не общался с отцом и на его похороны не пришел. Умирал отец тяжело и в полном одиночестве.
От первого брака у Седрака был сын Акоп, который тоже уехал в 1911 году в Америку. От второго брака с Шушаник у Седрака остались сын Манук и две дочери: Сатеник и Вартуш. Таким образом, уехав в Америку, отец оставил свою жену одну с четырьмя детьми на руках.
Манук, по воспоминаниям, заговорил только в пять лет. Жил он под влиянием своей матери, которая его очень любила, ласкала и баловала, поскольку Манук был в семье единственным мужчиной и ему всегда доставался самый лакомый кусочек. Это она ласково называла его Востаник, означавшее - наследник земли.
Поздно заговорив, Манук почти сразу же начал учиться грамоте и очень любил рисовать. Кроме чтения и рисования, он часто гулял с матерью по окрестностям родной деревни и бывал в церкви, где его особенно интересовали фрески.
«Я помню себя в пять лет, год, когда я впервые начал говорить. Мать и я собираемся в церковь. Мы там. Какое-то время она оставила меня стоять перед картиной. Это была картина адских мучений. На картине были ангелы, белые ангелы и черные. Все черные ангелы шли в ад. Я посмотрел на себя. Я тоже был черный, это означало, что для меня нет места в раю. Сердце ребенка не могло принять этого, и я решил, там и тогда, что докажу всему миру, что черный ангел может быть хорошим, и он хочет дарить свое добро, которое у него внутри, всему миру, делая мир черно-белым».
Перебравшись в 1910 году из деревни в провинцию Ван, а потом в Айкисдан, мальчик стал посещать школу американской миссии. Здесь учили английскому языку, показывали фильмы и давали представление о западе.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, в 1915 году, началась очередная атака турков на армян. Вся семья, спрятав свои сокровища в земле под домом в надежде, что они вернутся обратно, отправилась вместе с другими беженцами пешком в Россию, в Восточную Армению, в Ереван, до которого шли 150 км.
По дороге они часто вынуждены были питаться травой и пить талую воду. В Ереване старшие сестры пошли работать на консервный завод, Вартуш смотрела за племянником. Через год, в октябре 1916 году из Америки приехал муж Агапи, чтобы забрать с собой ее и их маленького сына. Отец Манука за женой и детьми не приехал.
Манук и Вартуш остаются с матерью одни без всяких средств к существованию. Мальчик поступает на работу в типографию. Турки организуют блокаду Еревана, в городе начинается голод. С каждым днем слабеет мать, хлеба нет, она становится похожа на мумию и диктует сыну послание для отца. В 1919 году она умирает на руках у сына.
Для мальчика ее смерть стала настоящей трагедией и тяжелой травмой. До конца жизни Аршиль Горки боготворил свою мать и не мог простить отцу его очередную женитьбу. Через три дня после смерти матери, пришло триста долларов от отца, но детям деньги выдавать отказались, т.к. они были адресованы матери, которой уже не было в живых.
После смерти матери дети отправились в Константинополь через Тифлис и Батуми. Здесь они пробыли шесть месяцев, где им помогла выхлопотать право на выезд в Америку богатая женщина-врач. Турецкие власти быстро выдали проездные билеты в Америку и после армянского Рождества шестого января 1920 года Манук и Вартуш садятся на пароход, который навсегда увозит их в Америку.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Михаил Ларионов: окончание
- Мстислав Добужинский. Поэзия городов русских
- Ман Рэй. Живопись света
- Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник
- Василий Кандинский. В поисках духовности
- Стекло
- Азбука Александра Бенуа. Окончание
- Цена свободы...
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- Константин Сомов. Книга-праздник
«Христианство изначально не претендовало ни на какую политику. Оно было далеко от всяких политических дрязг. Царство Спасителя — не от мира сего. Сей мир его не интересовал. Это потом оно стало все больше обмирщаться.»
—————————————————————————————————————————-
Тина, все идеи, при возникновении, не претендуют ни на какую политику, но зацепляясь и укрепляясь, они уже не могут без политики.
Политика — это законы, консервативные или либеральные, христианские или языческие, рыночные или юридические — как ни крути, все упирается в политику.
По поводу спора, мне кажется, что дело не в жонглировании интелектов, а в стойких убеждениях. У меня такое впечатление, что Вы, Юру не хотите услышать, но он вас слышит (м.б. я заблуждаюсь, но во всем сомневаться мне тоже интересно).
Софисты просто довели спор до совершенства, потому как вся философия тех времен развивалась в основном только спорным методом.
«Независимость Армении, по крайней мере, политическая, все-таки у Армении есть», хотелось бы мне, чтобы так было, но это просто нереально.
Как может в зависимой от внешних факторов, стране, быть независимой политике? Такого быть не может., или это просто фарс ( что мы и имеем)
И напоследок: вы думаете, что фашизму меньше лет, чем христианству? Я думаю, что расизм, нацизм, шовинизм, фашизм и прочие измы, гораздо древнее, именно поэтому с ними так трудно справиться. Мало того, все эти измы опираются на религии, они сплетены с ними в такой крепкий клубок, что уже не распутаешь и не разберешь, где национал социалисты, где тигры Тамил-Илама, а где монахи шаолиня 😉
Христианство изначально не претендовало ни на какую политику. Оно было далеко от всяких политических дрязг. Царство Спасителя — не от мира сего. Сей мир его не интересовал. Это потом оно стало все больше обмирщаться.
————————
Есть споры и споры. Есть споры для выяснения истины, а есть споры, которые подобны интеллектуальному фехтованию, в котором важно уложить противника на лопатки. Такие споры практиковались у софистов, которые могли выиграть любой спор. Это была их профессия. Юра,на мой взгляд, занимается вот таким интеллектуальным фехтованием. В наших с ним спорах все остаются при своих мнениях, никто никого ни в чем не убеждает, да и невозможно другого ни в чем убедить. Можно только убедиться самому в чем-то. В этом наша разница. Он пытается меня убедить, а я не чувствую того основания, из которого он рассуждает и убеждает. Мы — в разных пространствах и в разных опытах. Что касается Вас, то с Вами мне легче, потому что во многом наши основания одинаковые и опыт — тоже. Мне легче Вас понять и принять Вашу аргументацию, и потому здесь я вижу возможность выяснения истины, потому отвечаю Вам почти всегда с интересом и длинно.
——————————
Независимость Армении, по крайней мере, политическая, все-таки у Армении есть. Другое дело, что этот выбор, как Вы писали постом ранее, надо проживать и разворачивать, что сделать значительно сложнее. Мне кажется, что Армения чего-то испугалась. Жизненные силы в народе огромные, иначе бы не существовало в мире армянской диаспоры такого масштаба. Сейчас, войдя в новый блок, который больше напоминает фарс, Ваша страна, как мне кажется, отступила от сделанного выбора.
__________________________
«Посмертная маска снята давно, 100 лет назад, а сейчас, когда все почести возданы, можно и поглумиться. Кто мог урвал себе лоскут на счастье, а кому и веревка от виселицы досталась — такая удача… Вы, Тина, говорите, что большевистский выбор, это выбор группы». Жутковато. Всегда все начинается с малого. Большевиков была маленькая горстка, как и последователей Христа. Из того и другого выросло большое, только первое оказалось Колоссом на глиняных ногах, а второе живет уже более двух тысяч. Так что не все, что подхватывается большинством есть благо. Победа Гитлера в Германии — тому подтверждение. Всемирное унижение целого народа оборачивается фашизмом.
Зачем крутится ветер в овраге
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья так жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен.
На черный пень? Спроси его… Пушкин.
По поводу «Сейчас Армения независима. Зачем она снова вступила в Союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией? Мне это непонятно»…
Начну с того, что Армения не независима, ни сейчас, ни до того… можно этим и закончить, но я мелочна, и продолжу 😉
Закутав рот, как влажную розу,
Держа в руках осьмигранные соты,
Все утро дней на окраине мира
Ты простояла, глотая слезы.
И отвернулась со стыдом и скорбью
От городов бородатых востока,
И вот лежишь на москательном ложе,
И с тебя снимают посмертную маску….О. Мандельштам
Строки написаны в начале прошлого века, но ничего не изменилось… Посмертная маска снята давно, 100 лет назад, а сейчас, когда все почести возданы, можно и поглумиться. Кто мог урвал себе лоскут на счастье, а кому и веревка от виселицы досталась — такая удача…
Вы, Тина, говорите, что большевистский выбор, это выбор группы. Никак нет… «Из искры возгорится пламя», беда в том, что искрам, тем самым идеям, не придают значение, а когда пожар — уже поздно… Никогда не разгорелся бы пожар в России, и не захватил бы все народы «прилежные- незалежные», еслиб не вспыхнули эти искры у большинства. Как христианство вспыхнуло и охватило треть мира, так и идея всеобщего равенства и благоденствия, будет вспыхивать то там, то сям, и всегда найдется «группа», которая раздует пламя… Видно Армения еще не созрела для такого пламени… а так хотелось бы.
————————————————————-
Тина, мне жаль, что спорить вы не любите: «Поэтому с Юрой не спорю, понимаю, что в споре истина не рождается. В ней рождается рознь. «…
Я люблю спор, но без эмоций, которые порождают ссору и рознь. Мне не удивительна ваша позиция….по жизни я всегда была спорщиком , и сколько вынесла унижений и надменностей, столько и истин. Я не верю, что не согласившись со мной ( к примеру ), и не продолжив спор здесь, вы не продолжаете мысленно прояснять для себя истину, и не успокоитесь до тех пор, пока не согласитесь с оппонентом, или с собой…
————————————————————-
Тина, вот вы все время говорите о патриотизме, то есть вы, как я понимаю, считаете, что все люди на земле должны по каким — то соображениям ( вашим…, о которых вы ничего не говорите, кроме самого слова — патриотизм, родина ) любить какой — то клочок земли, больше чем другой…, что вам в этом клочке земли? То есть вся земля уже вам не нужна, вы хотите иметь только часть, которой безумно гордитесь!
А гордиться нужно тем, что вы сделали на этой земле, а не забором, неизвестно когда — огороженным одними людьми от других!
Вот тут и начинается — рознь, злоба и ненависть к другим не похожим на тебя и живущим не так как ты!
Это как раз и сделали все религии на земле…, это они говорят вам — ты лучший, православный, католик, кришнаит и прочее…
Вот вы празднуете день рождения — Иисуса, совершенно мифического существа, от которого существуют только легенды, ну да ладно.. Но даже у него нет ни слова о патриотизме и ни о какой — то родине, он по преданиям более чтил своих соратников, чем родственников!
«Несть эллина и иудея…»
Значит вас более интересует разъединение людей, по клочку земли, по языку и религиозным предрассудкам… неужели вы этого не понимаете?
Вас не устраивает что мы живем на одной планете — Земля, этого не достаточно, нужно нарезать ее на кусочки и гордиться своим собственным куском?
«Тайна сия велика есть…!»
p.s. иду против вашего течения?!
Я пока читала и готовила статью про Аршиля, прочитала историю Армении. Она поразительна! Но многие ли армяне ее знают? Вчера, в Рождество, как всегда мы собираемся со своими друзьями на традиционный праздничный ужин. Вы знаете, что армяне — мои лучшие друзья. Начала им рассказывать об Аршиле, но никакой реакции, они про него ничего не знали и интереса не проявили. Почему, не поняла. Наверное, я плохой рассказчик. Больше было разговора об армянине, живущем ныне в Австралии. Он на полгода приезжает в Россию, ездит и встречается здесь с друзьями. Живет в свое удовольствие, в свое время сделав хорошие инвестиции, которые обеспечили ему безбедную жизнь. Он не может жить в своей обеспеченной Австралии. Его тянет обратно.
Позицию Юры я понимаю, но не принимаю. Мне в его позиции слышится больше самооправдания, потому что он слишком эмоционально отстаивает свою точку зрения. С такой позицией впервые встретилась двадцать лет назад. Так рассуждал совсем еще молодой человек, у которого мать — русская, какой-то партийный деятель, отец — итальянец, коммунист. Потом родители разошлись, он приехал к отцу, потом уехал в Париж. Принял протестантизм, из Америки ему присылали какую-то большую помощь, на которую он жил, но никаким протестантом он по факту не был. Просто ему так было удобно жить. Так вот, он рассуждал как Юра, но в отличие от Юры, у него чувство Родины просто отсутствовало, атрофировалось. И никаких эмоций по этому поводу он не испытывал. Мы просто рассуждали об этой теме, я — высказывала свою точку зрения, он свою.
Но есть пример евреев, которые возвращались в свою Обетованную, что тогда, после плена много веков назад («На реках Вавилонских» — замечательный псалом о тоске по своей Родине), что потом, когда появился Израиль. Что тогда они вернулись на разрушенную землю, начав все с нуля, что в двадцатом веке евреи потянулись на свою историческую Родину, сделав из маленького клочка земли процветающую страну. Правда, что тогда многие евреи остались жить на чужой земле, обзаведясь семьями и хозяйством, не желая возвращаться, что теперь, не все едут туда, предпочитая Израилю ту же Россию, или США. Вот об этом я и говорила: у кого-то чувство Родины есть, для других — не имеет значения, где жить. Для них Родина — всего лишь территория, которую легко поменять на другую. Для меня — не так. И для многих других — тоже не так. Люди разные. Поэтому с Юрой не спорю, понимаю, что в споре истина не рождается. В ней рождается рознь. Думаю, что для Аршиля Горки Армения не была просто территорией.
——————————————-
Выбор сделать тоже непросто, и часто выбор делает не человек, он просто захватывается событиями и вынужден жить в том выборе, который делает за него элита, пришедшая к власти. Тогда многие уходят во внутреннюю эмиграцию. Другие предпочитают внешнюю эмиграцию, если есть такая возможность. Чаще ее нет. Большевистский выбор был выбором отдельной группы политиков. Идея была замечательная, ее слабость заключалась в желании построить рай на земле. Идеи такого рода никогда в истории не имели успеха. Потому что опять же люди разные, а желание всех уравнять и загнать в одну клетку — бессмысленна изначально, потому что идея не считается с отдельными людьми, она предназначена для другого. Сейчас Армения независима. Зачем она снова вступила в Союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией? Мне это непонятно. Но я не знаю ситуацию в Армении, и не готова размышлять на этот счет.
Легче всего сделать выбор, но самое трудное — это жить в нем… И этот выбор одинаково значим, как для одной личности, так и для целой нации.
В свое время русский народ сделал выбор в пользу большевизма, и эта идея оказалась такой харизматичной, что увлекла народности за собой, и долго еще плутала, пока не иссякла и потухла, но успела обогреть несчастную горсточку армян, что кинулась из огня резьни, в полымя большевистского севера…
Армяне, как щепки после рубки леса, разлетелись по всему свету, поменяли имена, фамилии, менталитет, но не душу. Я согласна с Юрой во многом, даже во всем, что он ниже писал в коменте:»Человек погибает или расцветает от внутреннего разлома происходящего между его личностью и его душой… и место проживания не имеет значения», просто я не разделяю на два понятия личность и душу, для меня — это одно понятие, неразделимое. А так как личность формируется не только под влиянием общества, но и более сильным влиянием местонахождения, то никак не сможет душа быть в покое, если тело испытывает дискомфорт… Я не думаю, что страдания делают человека сильнее, и не верю, что воспитание аскетизма, помогают челу в творчестве, мало того, я думаю, что творческой личности подобные увлечения только мешают…
Кажется, что таланты сами создают себе трудности, но иначе никак
Наконец-то после долгого молчания снова читаю Ваши умные и добрые комментарии. Я ждала их, потому что писала для Вас, потому что Вы подарили мне имя такого художника. Сколько в нем оказалось силы, чтобы преодолеть не только трагедию геноцида, но и пройти за двадцать лет, начав практически с нуля, не только языкового, но ментального и культурного (в смысле искусства), всю историю живописи, и не только пройти, но пропустить ее через себя. И стать самим собой. Для меня это просто потрясение!
Почему Аршиль выбрал искусство, а не что-то другое? Это был, мне кажется, самый трудный путь из всех возможных. Некоторые утверждают, потому что в искусстве меньше все зависимости от внешних обстоятельств, а больше зависимость от самого себя. Здесь никто за тебя ничего не сделает. В искусстве ты весь на виду.
Отдельное спасибо за Сологуба.
Да, у Цветаевой было такое заявление, но мне кажется, что в тот день все сошлось в одну трагическую точку. У нее кончились силы. Хотя трагических событий у нее, по сравнению с Аршилем, было в тот момент меньше.
Спасибо Тина.
Не скажу, что меня переплняет чувство гордости…совсем нет.
Подыши еще немного
Тяжким воздухом земным,
Бедный, слабый воин Бога,
Странно зыблемый, как дым.
Что Творцу твои страданья?
Кратче мига – сотни лет.
Вот – одно воспоминанье,
Вот – и памяти уж нет.
Страсти те же, что и ныне…
Кто-то любит пламя зорь…
Приближаяся к кончине,
Ты с Творцом твоим не спорь.
Бедный, слабый воин Бога,
Весь истаявший, как дым,
Подыши еще немного
Тяжким воздухом земным.
Фёдор Сологуб, 30 июля 1927
Очень давно, очень люблю эти стихи… За любым человеком, и не важно чем он занят по жизни, скрывается трагедия, его личная трагедия… Мы сколько угодно можем месить чужие страдания, и даже находим в этом «удовольствие», но только лишь потому, что оправдываем этим свои страдания…
Тина, я не имею права называться художником, по простой причине — не рисую ( не спрашивайте о причине, это не существенно).
Трагедия ХУДОЖНИКА не в том, что он пережил, а тогда, когда у него нет возможности творить. Это может быть болезнь или нищета и забвение и тогда этот герой, просто уходит из жизни. В архивных документах Цветаевой, есть заявление, где она просит принять еЕ посудомойкой в столовой…
Жизнь прекрасна только снаружи, внутри — это всегда трагедия.
Есть ХУДОЖНИКИ, которые всегда пребывают снаружи, а есть такие, которые зарываются все глубже и глубже. Истина посередине. Надо дожить до глубокой старости и стать мастером Дзен 😉
Вы знаете, я все больше прихожу к убеждению, что испытания всем даются, у всех они разные. Только кто-то может эти испытания перевести в конструктивное русло и сделать из них или с их помощью себя духовно богаче, используя испытания точкой опоры, а кто-то опускает руки. Трагедия остается, остается шрам, но он питает душу. Геноцид — страшное дело. Мне не пришлось его испытать, Вы все видели своими глазами и понимаете его, конечно, лучше.
Нет Тина, вы не поняли меня…
» Человек не может их выбирать по своему усмотрению. Он рождается там, где рождается. И впитывает в себя дух той страны, в которой родился»
Почему дух, как вы называете его …, присутствует у человека только тогда, когда он где — то родился…, а уже к примеру через два года или пять или пятнадцать…, дух его исчезает…
Дух человека — это что — привилегия определенного возраста, особенных скамеечек у дома, местных ручьев, специальных березок…, которые не растут уже нигде?
Я так не думаю…
Все заключено в самом человеке и формируется целую жизнь, его полную личную и социумную жизнь… Период жизни, окружение, даже любимые мамины цветочки на кухне — вторичны!
По вашему мнению, если человека перевозить каждые пол года из одного места проживания в другое — произойдет что — то плохое, а с тем кого оставить в одном селении в горах — будет полный — OK!
Просто я в отличие от вас люблю весь Мир и всю Землю…, а уж потом и место где проживаю и стараюсь свою жизнь сделать интересной и удивительной там же… Я не понимаю, как можно, якобы быть счастливым в Воронеже и совсем несчастным в Мариуполе или Перьми или Париже? Ведь я не могу изменить окружающую среду ( природу, погоду…) а контролировать и изменить себя могу…, мне дана такая удивительная штука — жизнь ! И что — я буду страдать в Париже или Гонолулу, а в пос. Николоаевка — окажусь откровенно счастливым !?
Мое мнение таково… Во всех перечислениях, о которых говорилось, вопрос заключается вовсе не в том, где проживает человек ( я кстати совсем не понимаю особое благовение в слове отечество…, ну родился, ну жил…, а что в других странах люди не живут.. Вон при Екатерине II, полно иностранцев жили в России…, так что…?
Ван Гог — уехал из Голландии, работал во Франции…, там и стал великим художником !
Модильяни — аналогично ! ( Хемингуэй — всюду шатался по миру!)
Что в их победах и поражениях зависело от места рождения ?!
Ответ — НИЧЕГО !
Человек погибает или расцветает от внутреннего разлома происходящего между его личностью и его душой…, причем же здесь место проживания?
Просто, как сказал В.Пелевин:» … русский человек — это инструмент переработки солнечной энергии в народное горе » без обид — это так…
Вот это самое качество в себе, как мне кажется, я поборол…
Вы очень много анализируете прошлое…, в этом вся причина, его конечно можно анализировать, но изменить — точно уже невозможно!
Тина, меня ничего в ваших текстах не задевает, как вы говорите, но ведь существует и другой взляд на мир…, просто другой, не патриотичный, не ностальгический, другой…, другой…
Не даром же «The Power OF Now » — мое настольное Евангелие !
p.s я люблю многополярный мир, — он широк, в отличие от однополярного…
Да, несчастный человек! Похоже во всём! Меня слегка затронули события в Баку когда-то, а я знаю что творилось на самом деле. Страшновастенько было и российские войска не спасли многих, куда там американской миссии. Спасибо за рассказ и за ответ, как вы работаете.
Спорное в чем? В перечислении имен или в том, что кто-то погиб, оставшись на Родине? Свобода — внутри человека, и она не зависит от места пребывания, но с духовными корнями все сложнее. Человек не может их выбирать по своему усмотрению. Он рождается там, где рождается. И впитывает в себя дух той страны, в которой родился. Кто-то может пережить потерю своей духовной родины безболезненно, а для кого-то эта потеря — тяжелая травма, во многом не исцеляемая. Но эта травма дает силы творить.
Перечисляя имена, я говорила только о тех, кто уехал из России и, несмотря ни на что, любил свою страну. Есенин и Маяковский вернулись обратно, потому что вряд ли бы могли творить там, где физически и материально им было бы лучше. Марине Цветаевой нигде не было хорошо, ей, по ее сути, не могло быть хорошо нигде. И тоска по России — в ее заграничных стихах просто сочится из каждого слова. Бродский всегда говорил, что в Америке он чувствует себя как на отшибе, на обочине мира и питался он тем, что получил в России, как, впрочем, и Набоков. И хотя Набоков и Бродский стали писать на английском, но мыслили и жили они по-русски. Хаим Сутин всю жизнь вспоминал свое детство в России, свое местечко и писал в графе национальность «русский». Иван Бунин, маялся до конца жизни, даже будучи Нобелевским лауреатом, и по той же причине. Дело же не в том, хорошо тебе на Родине или нет, а в том, можешь ты оставаться писателем, художником и вообще творцом, если теряешь свои духовные корни. В моем списке еще нет Филиппа Малявина, у которого после переезда на запад краски вмиг потускнели, да и многих других.
Пушкин и Лермонтов никуда из России не уезжали и Россию они любили, хоть и многое в ней им не нравилось.
Я знала, что Вас это заденет, хотя и не предполагала, что из всего текста про Аршиля Горки Вы остановитесь только на этом моменте. Наверное, все-таки, для Вас этот вопрос имеет значение, болезненное значение.
Вы, Юра, не относитесь к числу таких людей. Вам хорошо в другом месте, но это не значит, что всем будет так же хорошо, как Вам. Вы легко адаптировались. И слава Богу.
Новел! Я очень рада каждому Вашему комментарию, хотя они появляются не так часто, как мои тексты. Спасибо за поздравление с Новым годом и Вас тоже поздравляю с наступившим Вас Новым годом! Счастья Вам, успехов, и, конечно, жду Вас на своем блоге!
Я — не миф, я просто много работаю. И только в этом мой секрет. Почти каждый день (исключая субботу и воскресенье, и то не всегда) я сажусь с утра и работаю до глубокого вечера. В этом — моя жизнь и мой интерес. Я сама для себя делаю открытия и сама им тихо радуюсь. Аршиль Горки — одно из моих открытий, неожиданных, о котором мне рассказала моя постоянная читательница и художник — Надилель. Она сама из Армении и знает об Аршиле гораздо больше, чем я. Я ей обещала, что начну Новый год с Аршиля. Так что, работа, работа и еще раз работа. Ничего сверхъестественного. И главное, чтобы было мне интересно, тогда и другим будет интересно.
Таланта во мне немного, больше работоспособности. За что спасибо Господу Богу.
С Новым Годом! Желаю Вам крепкого здоровья, много радостей и бесконечного счастья!
Очень понравилась статья о Аршиле Горком, не только темой, но и в мольшей мере мастерством и объективностью. Представте, что в Вашей небольшой статье, я нашел много новых и интересных фактов для меня этом замечательном художнике.
Мноргоуважаемая Тина Гай! Вы Легенда лии реальная Женщина! Откуда у Вась так бесконечно много, фантастически много, разнообразной и интересной информаци?
Поражен Вашим талантом, пленен Вашим очарованием, удивлен Вашим плодовидностью! Читаю Вас всегда с интересом, стараюсь копировать Ваши публикации… представте себе, не усперваю… А Вы? А Вы успеваете их писать!
«К их числу относится Иосиф Бродский, Хаим Сутин, Иван Бунин»
Утверждение весьма спорное и легковесное !
А как же быть с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Маяковским и т.д. ( имен — не меряно!!! ) вплоть до Цветаевой,Гумилева …, и далее…, никогда не выезжавших или вернувшихся в родные края…
Скорее тут имеет значение совсем другое… Абсолютно уверен…, верни их туда, куда хочет их вернуть ваше воображение ( сами — то они это не совершили по факту )…, результат был бы еще худшим, еще более плачевным!
К примеру : Святополк — Мирский…,Цветаева и прочих…( потрудитесь прочесть…)
Все не так ребята…( ну как у поэта…)