Бабушки-старушки в православных храмах – категория особая. Среди них есть две группы – одна - ничего- или мало - знающая, другая – все знающая, готовая поучать подряд всех прихожан и даже священников.
Эти бабушки-старушки стараются изо всех сил соответствовать всем церковным правилам, и не беда, что часто не так расслышали, не так поняли или поняли, но как-то уж очень по-своему, зато среди них нет злобствующих, и называют их бабулечками-божьими одуванчиками. Их перлы чаще всего и попадают в разряд беззлобного православного юмора.
Рассказывала одна матушка. Стояла она за свечным ящиком. Подходит бабуля-одуванчик заказывать поминовение и спрашивает, какое самое дешевое. Самым дешевым оказалось на проскомидию за рубль. Бабуля радостно закивала, засеменила к столику, долго и старательно писала на листочке. Вернулась, протянула листочек матушке. В листочке значилось: «Просто комедия. 1 руболь».
***
Подходит бабулька к дьякону и говорит: «Милок, ты знаешь, я вот через неделю прийти не смогу, когда кактусы раздавать будут, так ты не мог бы мне кактуса отложить...» Пришлось объяснять бабуле разницу между кактусом и артосом (артос – освященный пасхальный хлеб, который раздают молящимся в первую субботу после Пасхи).
***
Одна бабушка-старушка пела Символ веры так: «... чаю воскресения мертвых и в жизни буду человеком». («чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»)
***
На одном приходе новоназначенный настоятель обратил внимание на то, что при пении на Литургии Херувимской песни при словах «Всякое ныне отложим попечение» (т.е. «всякие сейчас забудем заботы (мирские)», многие женщины устремляются к кануну (стол, на который кладут продукты на поминание) и кладут на него печенье. Когда он поинтересовался, почему они так делают, те удивились его «неграмотности»: "Так как же – поют-то ведь: «Всякое ныне положим печение!»"
Они – самые дисциплинированные и самые преданные, хотя их преданность не подкрепляется знаниями ни церковно-славянского языка, ни вероучительных истин. В воскресной школе их не встретишь. И хотели бы учиться, но уже возраст не тот, память отказывает и здоровья не хватает.
А молиться хочется, хочется прикоснуться к чему-то, что к житейской суете и здешним заботам не имеет отношения. Они интуитивно тянутся к Богу, чувствуя в Нем защиту и сладость. Вот и приходят в храм, и стоят (а чаще – сидят), но верят, что даже так Божья благодать все равно их коснется.
Но есть другие бабушки-старушки, которых священники не любят, называя за глаза и в глаза православными ведьмами. Они все знают, всех поучают, любят ходить в воскресные школы, показывать свою значимость и рвение.
Как раз такие, ревнующие о Боге, являются рассадниками злобы и фарисейства. Их боятся не только случайные захожане и неофиты, но и некоторые молодые батюшки и начинающие дьяконы. Здесь - борьба за значимость и власть, к вере не имеющая никакого отношения. Здесь - кто кого.
На вечернем богослужении диакон выходит читать Евангелие. Делается это в центре храма. Вдруг откуда ни возьмись, как из воздуха, рядом с ним возникла бабка, которая «все знает». Диакон открывает Евангелие и только собрался произнести первую фразу, как бабулька громким шепотом начинает суфлировать:
"Во время оно…". Диакон в смущении повторяет: "Во время оно.." Бабулька: "Прииде Иисус…". Диакон: "Прииде Иисус…". Бабулька: "В Назарет!". Диакон смотрит в книгу, а затем с торжествующим видом, показывая бабке кукиш, говорит: "В Капернаум!!!"
***
Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют: "Крещение - что это за праздник???" - "А это Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную"
Есть еще одна категория, но уже не бабушек, а чаще – женщин и нуворишей, которые ничего не знают, ничего не понимают, а так – мимо проходили и что-то услышали краем уха.
И хотят при этом получить что-то материальное, или гарантии от Господа Бога. Это они по неразумию делают то, что считают нужным, но не со зла, а чтобы как лучше (по их мнению). Их слова и действия попадают в разряд курьезов.
Отпевание. Покойник как покойник. Но... на нем были зачем-то очки и галстук (только шляпы не хватало). Но самое интересное, под сложенными руками была брошюра: «Как вести себя на кладбище», положенная заботливыми родственниками. Они видимо решили, что в книжке этой содержится инструкция для покойников...
***
В храм заходит пожилая женщина с большой сумкой и, устремившись к свечному ящику, строго спрашивает: «А где тут у вас ананасы раздают?» Свечницы ничего не могут понять, начинается выяснение обстоятельств такого странного слуха, и женщина говорит:
- Ну, вот я же вчера шла мимо, а у вас тут народ стоял и кричал: «Ананас! Ананас!» Тут все прояснилось. Вчера в храме был крестный ход, во время которого священник кропил молящихся освященной водой. Те, на кого водичка не попала, начинают просить священника побрызгать и на них, выкрикивая при этом: «А на нас! А на нас!»
***
Отпевание закончилось, родственники начинают прощаться с усопшим. Кто рыдает, кто причитает, кто желает, чтобы земля была пухом... Тут подходит одна особа, наклоняется ко гробу и в лицо усопшему говорит: "Вам - погнить, а нам - пожить!"
***
В храм зашла женщина и спрашивает: "Где можно поставить свечку святому Жезане?" - "?!?!" - "Ну, святой Жезана!" - "Да нет такого святого!" - "Ну как же нет?! Вы же на каждой службе поете "и распятого Жезаны" («и распятого же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате»)
***
Приехали как-то в храм конкретные пацаны, машину освящать. Машина, надо понимать, навороченней некуда. Батюшка вышел, начинает святить. «Освящается колесница...» Тут один из пацанов к другому поворачивается и говорит: «Это чё он ее так обозвал? Нормальная же «бэха»...»
Грустно, но пути Господни неисповедимы. Может быть, кто-нибудь из них когда-нибудь придет в храм и не как язычник и мытарь, а хотя бы как те бабушки-старушки с добрым сердцем и без камня за пазухой.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Я одного не понимаю: если Вы не хотите, чтобы Ваши частные фотографии попадали в свободное пользование, то зачем их размещать? Я никогда не забочусь о своих текстах. Более того, если ими пользуются, значит есть на них спрос. Авторское право придумано коммерсантами от творчества. Это мое личное мнение. Ваше мнение, как я понимаю, другое.
На размещение фотографий необходимо хотя бы спрашивать разрешение у автора. Это плохо!!!! Я обязательно проверю! Мое цветное фото бабушки в очках на фоне иконы в церкви.
Хорошая у Вас крестная. Все правильно сделала. Такие редко попадаются. В основном ограничиваются ролью свидетеля при Крещении. В храм можно приходить в любое время, и лучше, когда душа стонет и просит. Хотя батюшки говорят, что надо идти, даже когда не хочется, но это — их работа, что еще они могут сказать. В храме даже просто сидеть — и то благодать. Как рассказывает Антоний Сурожский, однажды у него был такой случай: пришел приятель со своим другом, не верующий и не крещеный. Остался после службы, сказав: «Я почувствовал, что в храме кто-то есть», хотя на самом деле никого не было. Потом он снова пришел, чтобы проверить показалось ли ему тогда чье-то присутствие или на самом деле так и есть. И снова сказал, что Кто-то здесь есть. Потом вскоре крестился и стал постоянным прихожанином. Так что пути Господни неисповедимы и каждый в храм приходит по-своему.
Про Жезану и Ананас — смешно.Моя крёстная — истинно христианская верующая.Перед обрядом Крещения, она провела меня по местному храму, останавливаясь возле каждой иконы и объясняя подробно, что сия икона означает.Также рассказала правила поведения в храме и значение каждого обряда.Сама я хожу в храм, когда зовёт душа.В основном не во время службы, а после или до, т.к. хочется сосредоточиться , отрешиться от всего на время пребывания в нём.
Тина…спасибо Вам — просто потому что Вы есть такая вот….
Я одного не понимаю: если Вы не хотите, чтобы Ваши частные фотографии попадали в свободное пользование, то зачем их размещать? Я никогда не забочусь о своих текстах. Более того, если ими пользуются, значит есть на них спрос. Авторское право придумано коммерсантами от творчества. Это мое личное мнение. Ваше мнение, как я понимаю, другое.
Нужно всегда учитывать авторское право!
Сергей, я взяла эту фотографию в Интернете в общем доступе. Многие не ссылаются, откуда взято фото. Я убрала его из текста.
На размещение фотографий необходимо хотя бы спрашивать разрешение у автора. Это плохо!!!! Я обязательно проверю! Мое цветное фото бабушки в очках на фоне иконы в церкви.
Хорошая у Вас крестная. Все правильно сделала. Такие редко попадаются. В основном ограничиваются ролью свидетеля при Крещении. В храм можно приходить в любое время, и лучше, когда душа стонет и просит. Хотя батюшки говорят, что надо идти, даже когда не хочется, но это — их работа, что еще они могут сказать. В храме даже просто сидеть — и то благодать. Как рассказывает Антоний Сурожский, однажды у него был такой случай: пришел приятель со своим другом, не верующий и не крещеный. Остался после службы, сказав: «Я почувствовал, что в храме кто-то есть», хотя на самом деле никого не было. Потом он снова пришел, чтобы проверить показалось ли ему тогда чье-то присутствие или на самом деле так и есть. И снова сказал, что Кто-то здесь есть. Потом вскоре крестился и стал постоянным прихожанином. Так что пути Господни неисповедимы и каждый в храм приходит по-своему.
Про Жезану и Ананас — смешно.Моя крёстная — истинно христианская верующая.Перед обрядом Крещения, она провела меня по местному храму, останавливаясь возле каждой иконы и объясняя подробно, что сия икона означает.Также рассказала правила поведения в храме и значение каждого обряда.Сама я хожу в храм, когда зовёт душа.В основном не во время службы, а после или до, т.к. хочется сосредоточиться , отрешиться от всего на время пребывания в нём.