Делать добро - это хорошо, об этом знает каждый. Но все ли здесь так просто? Когда-то давно я размышляла
То, что противостоит злу? Но понятия добра и зла у всех разные: то, что мне кажется добром, для другого - зло. Все родители, например, желают детям добра, почему же нередко оно оборачивается злом? Мне кажется, это потому, что в любом добре кроется маленькое зернышко зла, изначально присутствующее внутри всякого добра. Оно незаметно, но не зря же существует пословица
"Благими намерениями вымощена дорога в ад" или по-русски "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Потому что внутри человеческого добра, поскольку оно человеческое, сидит маленький такой червячок и подначивает: «Какой я хороший, сделал такое доброе дело!» И все, на этом все твои добрые дела заканчиваются, потому что тогда они - всего лишь дрова в топке твоего тщеславия.
Вот этой тонкой прелестью доброта опасна: сделав что-то хорошее, не жди благодарности, а тем более - славы, иначе то, что было только ложкой дегтя в бочке меда, превратится в бочку, а меда останется все лишь на ложку, как в этой
У Такуана Осё было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу. «Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осе в моем доме отведал вареный рис с ячменем», — сказал старик слуге.
Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.
Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления»", но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осё наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:
«Осё-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают? «Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам "спасибо"», — без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.
Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осё и воскликнул: «На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли)».
Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера — он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушел восвояси.
Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека: «Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?» - «Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!»
«Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны», — сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность? Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
«Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне "спасибо"!» - «Если я скажу вам "спасибо", тем самым я выплачу вам свой долг, — сказал Такуан спокойным голосом. — Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта.
Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства.
При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Три мастера
- Джебран Халиль. Безумец
- Любовь и ревность
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Выбор креста. Притча
- Уроки Соломона
- Притча: логика жизни
- Притча про женщину и десять коров
- Добро и зло
- Последний старец
Спасибо, Валдис! Поправила. Часто с датами у меня случаются опечатки и я благодарна тем, кто видит мои огрехи и поправляет.
Тина, у вас вот в этой строчке опечатка, два раза написан один и тот же год, поправьте, пожалуйста. «…дзэнском монахе, художнике и поэте, жившем в Японии в XVI-XVI веках.»
Спасибо, В.С.! Я хорошо всегда о Вас вспоминаю. Вы — интересный и благодарный читатель, как, впрочем, и писатель.
Глубокоуважаемая Тина Гай! Надеюсь, что я не попал в число неблагодарных, особенно после Вашей замечательной работы об очищении бывшей России от интеллигенции.
Еще и еще раз огромное спасибо. smirsmiri54@gmail.com
Полностью с Вами согласна: «поступки должны быть естественные… сделал и дальше пошел…». Что такое добро? Над этим вопросом бьются философы и богословы уже много веков и ответы у всех свои и все разные.
сначала о притче, она хороша… именно так… делая что-то никогда нельзя ждать от этого чего-то… поступки должны быть естественные… сделал и дальше пошел… даже не заметив, что сделал хорошее, доброе дело… потому, что для человека помогать другим (не только людям)… это должно быть естественным…
а вот что такое добро… это очень сложный вопрос… самое главное это не навредить… причем не только поступками, но и мыслями…
Да и я о том же толкую: добро-зло, все это так относительно и так неточно в понимании, поскольку они оценочны и кто знает, не обернется ли сегодняшнее добро завтрашним злом, а сегодняшнее зло — завтрашним добром. Все в жизни ходит рядом и меняется с течением времени. «Все — не просто в нашем биполярном мире!» — это истина, с которой я согласна. Что добро, что польза — не одно ли это и то же. Ницше положил много лет на то, чтобы развенчать все эти человеческие мифы, но они будут жить всегда, не одни, так другие, не добро, так польза или еще что-нибудь этакое. Здесь главное — не оценивать свои деяния, а просто делать. Как там мы спорили с Вами: «Делай, что должно, и будь, что будет» или «Иди своим путём, и пусть люди говорят, что хотят».
Эта пословица относится к тому, что в народе говорят: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». Некоторые из моих знакомых верят в это и объясняют свои беды тем, что делают добрые дела. Я в это не верю, хотя, наверное, доля правды в этом есть.
конечно не поняли,,, Тина!
кто вам сказал, что ВАШЕ добро — есть добро для ДРУГОГО…?
Нельзя сводить к добру отдал без сожаления…, вы отдали без сожаления и условий ( от чистого сердца!), но другому это вовсе не нужно, вы об этом подумали? Не навязывайте другим то, что вам » кажется » — добром…, нет в мире ни хороших, ни плохих поступков., — есть ситуации, когда, одно — может обернуться другим!
Убить человека — как бы зло, но защищая своего ребенка — совсем другое дело!
Добро, зло — вымысел нашего ума…, примитивный вымысел…, а вот полезность…, намного эффективнее, только полезность не ваша личная, а для того, кому хочется сделать — полезно!
Все — не просто в нашем биполярном мире!
Всё вроде верно. А как же пословица «Не делай добра — не получишь зла». Хотя вроде тоже укладывается в разъяснения о том, как его лучше делать.
Не согласен только с тем, что Осё и его слуга пару вежливых слов не сказали старику. Ждал тот или не ждал, но от слова «Спасибо» хуже им не стало бы. А объяснить свою позицию и я могу всегда и так, и этак. Тут что -то в притче намудрено. Да ладно, что с них возьмёшь. У азиатов логика другая.
Тема добра, милостыни и помощи — очень интересная и отношение к ней — разное, даже у священников. Расценивать свои действия как добро — уже шаг к фарисейству. Помогать не думая, что ты делаешь добро. Делаешь, потому что не можешь не делать — в этом, думаю, и залог того, что никогда не возгордишься и не будешь считать себя праведником, достойным милости Божией. Добрые дела — не индульгенция, а естественное продолжение тебя. Пусть другие оценивает то, что ты делаешь, но не ты сам.
«где добро — там и зло»
———————————————
Одно без другого не ходит, это точно. Кто-то умный сказал «Главное — не делать зла», а уж добро само за себя побеспокоится.
«Не нужны никакие добрые дела — нужна «осознанность», тогда, чтобы ни делал…, будет полезно и тебе и окружающим!»
————————————————
Нет, я не согласна. Замена добра на пользу — сомнительна, хотя м.б. я неправильно Вас поняла. Добро плохо, если оно имеет счет: вот сегодня я перевел старушку через дорогу, завтра — подал милостыню, послезавтра — помог школьнику разобраться в задаче… Отключить надо в данном случае сознание собственной праведности, но сделать это почти невозможно, даже святым. Тщеславие и гордыня — последнее, что изживается. Добро делают, чтобы самому не опуститься ниже плинтуса, чтобы уважать себя. В конце концов, чтобы становиться самому сильнее: отдавать — сложно, порой мучительно, особенно то, что тебе дорого, но зато это очень действенное упражнение. Пробовала, знаю. Тот, кто отдает получает гораздо больше, чем тот, кто собирает и охраняет. Всегда в связи с этим вспоминаю Ф.Раневскую, которая никогда никого не отпускала из квартиры, пока не одаривала его чем-нибудь. В конце концов, у нее не осталось ничего, ее квартира к концу жизни была почти голой: все раздала. Вот на такое я не способна точно. Кишка тонка. Добро осознанное — самое противное, что может быть. Добро, как мне видится, должно быть инстинктом, делаешь, потому что делаешь, не задумываясь, почему и как, и быстро забываешь. А если помнишь, да еще ведешь счет своим добрым делам — вот тут и вырастает фарисейство.
Как — то пионер увидел на перекрестке слепую старушку и …, решил сделать доброе дело…, он взял её за руку и повел через дорогу, на середине дороги, когда старушка догадалась куда её ведут, она закричала и стала бить пионера сумкой…, приговаривая, что ты сделал охальник…, мне нужно в другую сторону!
Шутка старая …, с приличной бородой, но поучительная!
В нашем социумном мире, добро — есть то, что принято людьми, религией, государством, учительницей, наконец вашей мамой! То есть — добро, есть понятие, сформированное моралью — по названию гулящая девка, кто заплатит, с тем и пойдет! Говорить что есть добро — бессмысленно! То же касается и зла…, их вообще нет в абсолютном значении этих слов…
Все что совершается в настояший момент…, есть то, что есть…, а люди почему — то навязывают на явления ярлыки…, далее пошло, поехало…, а затем неискушенные пионеры бегут спасать мир добром…, ну в крайнем случае неизвестную старушку!
А в духовном мире — нет места: ни добру, ни злу!!!
Не нужны никакие добрые дела — нужна «осознанность», тогда, чтобы ни делал…, будет полезно и тебе и окружающим!
Проспер Мериме продолжил фразу о добрых делах которые ведут в ад… что вероятно эта дорога выложена женскими языками, потому как они всегда желают добра
Хорошая тема. Я опасаюсь добра, где добро — там и зло. Стараюсь не делать зло, и другим тоже советую… делать надо что следует, а там видно будет.
Верно…не стоит ждать благодарности за добро добрые дела,порой никто и не просит делать,мы сами по своей воли делаем добро и добрые дела…по зову сердца…Знаю многих людей,помогают детским домам,больным детям,да много делают добра и добрых дел(,сама принимаю участие)эти люди и не думают о «спасибо» и не ждут чтобы их восхваляли и спасибкали…это зов сердца и души…Добро добром возвращается! Хотя,вот , Майя плисецкая говорила «Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками.»…Всё не так просто и что русскому хорошо,немцу-смерть…Это моё мнение!