Почти три года она была сестрой милосердия, уйдя на фронт со студенческой скамьи из Киевского университета. Вот, например, дневниковая запись от 7 марта 1921 Александра Блока, где он восхищается записями бесед солдат, подслушанных каким-то Федорченко, даже не зная, мужчина это или женщина. Но именно их он выделил как самые интересные, хотя в том же журнале печатались Б. Зайцев, М. Пришвин, Ал. Толстой, А. Ремизов, Вяч. Иванов. Известен восторженный отзыв о книге М.Волошина в письме к Вересаеву:
«Что меня обрадовало чрезвычайно — это полученная на днях книга (II изд.) Федорченко «Народ на войне». Я прочитывал ее с упоением. На мой взгляд, она имеет не только исторически-документальное значение, но это и художественный этап русской прозы, которая со времен Чехова вступила на путь сжатости <...> у Федорченки есть сжатость сюжета и психологии <...>. Перед такой художественной сжатостью, не выходящей из традиции русской литературной ясности, сам Чехов может показаться растянутым <...>. Любая страница дает материалу не меньше, чем целый том беллетристики».
Полное издание книги в трех частях вышло уже после смерти писательницы в 1983 году. Но почему это произошло? Что случилось? Начнем сначала. После войны Софья Федорченко читала о войне всё, что выходило в те годы, но всё было похоже больше на красивую картинку, чем на правду, а хотелось именно правды.
Так возникла потребность – написать самой о том, что видела и слышала. Тем более, что у нее была цепкая память и сохранились кое-какие записи о том времени. Но когда она начала писать, то долго ничего не получалось: не могла найти нужную интонацию, точные слова и сюжет. Всё скатывалось на интеллигентскую манеру писать беллетристику. Но однажды, сидя в театре на одном из спектаклей, она вдруг поняла, КАК надо писать книгу. Она нашла единственно возможный прием, который позволит ей осуществить задуманное.
Надо перевоплотиться - в того солдата, которого видела и слышала на войне, надо забыть о себе, о своем происхождении и образовании, надо влезть в его шкуру – грубую и жёсткую, посмотреть на войну его внутренними глазами: порой жестокими, порой наивными и доверчивыми. Увидеть, как увидел Л.Н.Толстой Платона Каратаева в «Войне и мире» (закончив писать, она подумала, как бы встретил ее книгу Лев Николаевич). И тогда у нее всё стало получаться.
На какой голос ревет, на какой голос поет,
На тот на голос, что смерть дает.
Приди, человек, до полсудьбы,
Приди, солдатушко, до полубоя,
Как и бой не бой, людям убой,
Как рвет и землю, и дерево,
И солдатское тело томленое.
Во соседнем селе белы рученьки,
Во чистой реке победна головушка,
Во густых хлебах быстры ноженьки.
Во глубоком рву ясны оченьки,
А как кровь тепла во сырой земле,
Во сырой земле, во чужой стране.
("Народ на войне", глава II "Что на войне приключилось")
Дело в том, что мать нечасто наведывалась в Россию – всего два раза в год, остальное время живя в Париже, где служила в театре актрисой. А дочь отдала на воспитание в русскую деревню, что в Шуйском уезде Владимирской губернии. Тогда деревня еще помнила русскую старину, русские песни, народные сказания и прибаутки. Так и вошел в плоть и кровь маленькой девочки колорит русской деревни XIX века вместе с ее народным духом. Здесь она воспитывалась первые семь лет.
И хотя потом Софья с семи до двенадцати лет живет у матери в Париже, но детские впечатления уже сформировали ее и как человека, и как писателя. Уже после «Народа на войне», Федорченко перевоплощалась в животных и маленьких детей, написав более ста детских книг, в которых разговаривала с читателем на их языке. Например, мало кому известно, что «Кошкин дом» - это тоже ее прочтение – одно из многих. Или вот это:
В связи с последующей историей и скандалом, разразившимся в 1928 году вокруг книги «Народ на войне», лично мне приходят на ум две параллели. Первая – к
И сколько бы премий Алексиевич не получила за свою книгу, она не сравнится с книгой Федорченко ни по силе, ни по правдивости, ни по художественному воплощению идеи бесчеловечности и жестокости войны. Вторая параллель, с Черубиной де Габриак, значительно важнее, т.к. в обоих случаях цена мистификации была слишком высока: и та, и другая заплатили за нее своей творческой судьбой, выпав из писательской обоймы, хотя писать и не перестали. Но навсегда лишились памяти и чести в глазах читающей публики.
Черубина ушла в религию, Софья – в детскую и историческую литературу, написав третью часть «Народа на войне», где описывается гражданская война глазами простого народа. И эта книга по ужасу и беспросветности очень похожа на «Щенков»
«Я (...) записывала ежедневно, по возможности точно, все то, что чем-нибудь останавливало мое внимание», позднее в развернутом вступлении она уточняла: «Была я все время среди солдат, записывала просто, не стесняясь, часто за работой, и во всякую свободную минуту <...>. Пожилые солдаты, те чаще рассказывали мне, даже диктовали иногда. Так я записывала некоторые песни про войну, сказки, заговоры, предания»
Это они заподозрили неладное: не было ссылок на героев, не было указаний на место записей, на то, из какого района был рассказчик, на имя рассказчика и т.д.. Солдат был анонимным, без конкретного лица и имени, но он был и ему все поверили. В этом и был замысел: так обработать материал, чтобы ему невозможно было не поверить.
Так было с Павлом Бажовым, который тоже создал миф, что собранные им сказания – это подлинные рассказы уральских рабочих, так гений
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Случай из жизни времен Великой Отечественной-4
- Женщины войны: "У нас забрали победу"
- Лец: Строим на века, разрушаем навсегда
- Бессмертный
- Василий Бугров
- С.Федорченко: мистификаторы и литераторы
- Давид Самойлов. Окончание
- Случай из жизни времен Великой Отечественной
- Случаи из жизни времен Великой Отечественной-5
- Псковская Миссия
Для меня это тоже имя раньше ничего не говорило и о книге я узнала совсем недавно. Хотела во второй части дать фрагменты, но получилось бы очень много. Завтра опубликую. Это взгляд на революцию простого народа. Он ей был рад.
Надилель! Как я рада, что Вы снова со мной или я с Вами. Прочитала, как Вы меня разыскивали через Любу. Подумала: кто ищет, тот всегда найдет. Многие мне писали на электронку. Адрес есть в информации «Об авторе» на первой странице. Сама прочитала, и если бы не знала, что это авторское сочинение, то тоже приняла всё за документальную прозу.
Спасибо, Татьяна! Софья Федорченко и для меня была открытием. Я рада, что Вам нравится то, что я делаю.
Спасибо,Тина! Для меня это имя открытие…сейчас скачаю и буду читать,интересно ведь…
Надо почитать. Спасибо , Тина, за ещё одно имя.
Спасибо Вам за открытия, за духовное богатство, которым Вы так щедро одариваете своих читателей, которые сразу же становятся и Вашими почитателями!
Рада!
Скачать «Народ на войне»? Я себе скачала и заказала по Лабиринту. 8 февраля придет. Буду читать.
о С.Федорченко очень немного материала, а ее замечательная книга забыта. В следующем посте дам несколько отрывков из книги «Народ на войне», впечатляет.
Скачал успешно: буду читать!
Спасибо, Тина! Пробую скачать!
Огромное спасибо за интересный материал. Жду продолжения.