Смирение, кротость, стремление жить в мире с соседями, беспрекословное послушание отцу вплоть до готовности умереть, нежная любовь к матери, после смерти которой утешился только женившись на Ревекке, воспринимаются как слабость и отсутствие характера особенно на фоне мощного образа его отца – рыцаря веры Авраама.
Но, как это ни странно, Исаак был все-таки сыном своего отца, который его сформировал и передал главное – богобоязненность и служение Богу. Последние годы Авраам жил со всеми в мире и дружбе, не испытывал никаких притеснений ни с чьей стороны и даже женился вторым браком на хананеянке, от которой родил шестерых сыновей.
Он ничего не делает лично от себя, подчиняясь то отцу, то жене, то обстоятельствам, уклоняясь от принятия решений и никогда не проявляя собственную инициативу. Во всех шести библейских эпизодах Исаак выступает в роли пассивного орудия: его приносят в жертву, женят, отнимают колодцы, наконец, уже больного и слепого, обманывают жена и сын.
Все началось с чудесного рождения первенца по обетованию Божьему у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама. Потом Исаак становится участником испытания веры Авраама, которому Бог повелел принести в жертву собственного сына. Из этого испытания Исаак выходит вовсе не победителем, как его отец, скорее наоборот.
Всю оставшуюся жизнь он жил под знаком страха, словно связанный по рукам и ногам, всегда готовый к жертвенному закланию. После смерти матери и по решению Авраама ему подбирают невесту из дома родственников отца. Брак оказался счастливым, если не считать двадцати лет бездетности: Исаак становится отцом только в шестьдесят.
Но рождение детей превращается в еще одно испытание.
Дети внесли раздор в мирную семейную жизнь, они не только постоянно ссорились между собой, но и влияли на отношения между родителями. Отец очень любил старшего сына Исава, видя в нем те черты, которыми сам хотел бы обладать: решительность, смелость, удачливость, активность и воинственность.
Первый раунд борьбы детей кончился продажей старшим братом младшему за похлебку чечевицы первородства, считая его ничего не значившим пустым звуком. В это время по всей стране наступил голод. Исаак решил последовать примеру отца и идти в Египет, но Господь повелел ему оставаться в Гераре, у Амивелеха, обещая благословить его.
Когда кончился голод, тогда земля, которую засеял Исаак, дала урожай в сто раз больший, чем она могла дать по расчетам местных жителей. Кроме того, у Исаака было много мелкого и крупного скота. Начались зависть и ревность, и Исаак из богатого и обеспеченного превратился в пришельца в чужой стране, где его отовсюду гнали, при этом считая, что поступают благородно, т.к. не ограбили и не убили, а отпустили с миром.
Но он идет дальше, в
Это был знак благословения Исаака свыше, и назвал он
Иаков так и сделал, а когда отец поверит, что перед ним действительно Исав, он благословит Иакова. И хотя Исаак сомневался, действительно ли перед ним Исав (уж очень скоро он вернулся, да и голос был другим), но поверил и благословил Иакова, предсказав ему много вина и хлеба, поклонение ему многих племен и сынов матери его.
Приход Исава ничего не изменил: Исаак понял, что так было угодно Господу и хотя слезы Исава и обвинения в обмане заставили Исаака благословить и Исава, но это уже было совсем другое благословение.
Исаак принял решение оставаться там, где жил его отец и продолжить дело, начатое Авраамом. Успех новаторов, в конечном счете, всегда зависит от их последователей, закрепляющих то, что сделали первопроходцы. Поэтому миссией Исаака стала расчистка колодцев, выкопанных отцом, засорявшихся врагами и временем, и копать свои, давая живую воду людям.
Исаак принадлежит поколению последователей, на чью долю выпала задача – сохранять и стабилизировать, а не самоутверждаться и экспериментировать. Тот страх, который он испытал в момент жертвоприношения, связанный по рукам и ногам, и был образом и фоном жизни Исаака. Он жил так, будто всю жизнь лежал на жертвеннике.
Исаак искренне считал, что дальше, после него, путь должен продолжить более активный и решительный, чем он. Поэтому его выбор пал на Исава, но он ошибся, считая, что Иаков не сможет активно защищать веру деда и отца. Иаков не был только подобием отца, мягкого и смиренного. Он был способен бороться за то, что считал важным.
И перед отцом Иаков, замаскированный под Исава, фактически предстал в этой своей двойственности, объединив в себе характер деда и отца, новатора и хранителя традиций. Это стало ясно, когда Иаков начал сначала бороться за свое счастье с людьми, а потом - с Ангелом. Наверное, и Исаак понял, что Иаков был достоин его благословения, т.к. отправил его одного в дальний путь искать себе жену, посчитав, что у него хватит мужества пройти его достойно.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Притча: логика жизни
- О соли
- Поговорки о воде
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
- Авессалом, Авессалом
- Притча о Страшном суде
- Уильям Блейк - Художник
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Иов-ситуация
Иаков действительно — настоящий еврей: умный, хитрый, любвеобильный, мягкий, но одновременно жесткий в том, что касается его интересов (мягко стелет — жестко спать), не лезет на рожон и всегда добивается своей цели: не мытьем так катаньем. По поводу того, знал ли Исаак, кому давал благословение: думаю, что он понял, что не ошибся только потом, а поначалу искренне хотел благословить своего любимца Исава. Не подслушай тогда их разговор Ревекка, вряд ли бы произошло благословение Исааком Иакова. Иаков не решился бы по доброй воле на подлог, а вот Ревекка, как женщина более чуткая, знала, что делает. Исаак во всем был ведомым, в том числе и женой, даже если этого не осознавал. Он был жертвой, Ревекка жертвой не была и никогда себя ею не чувствовала, в отличие от своего мужа Исаака. Сделать вид — это по части Иакова, но не Исаака.
Здравствуйте Тина.
Появилось у меня время для чтива ваших статей, что я с удовольствием делаю.
Исаак вызывал у меня двоякие чувства, но это было давно, в молодости, сейчас я не удивляюсь ходом исторических событий, потому как не все беру на веру.
Я думаю, что Исаак знал, кому дает благословение, но сделал вид, что верит — это проще простого у человеков 😉 А вот Иаков — истинный еврей, со всеми плюсами и (простите ;)) минусами — потому и благославлен буде…