Иван Кузьмич Кондратьев: забытое имя, забытая история, человек без биографии. Точно неизвестны ни дата его рождения (кто-то говорит, что умер в 54, кто-то – в 34), ни кто были его родители, ни как он попал в Москву, ни где и как учился. Читаешь его историю и удивляешься, как вообще он жил, а точнее – как выживал.
Известно, правда, что родился Кондратьев в бедной крестьянской семье в Виленской губернии и умер после пьяной драки, в которой был избит до полусмерти. Его похоронили на кладбище для бедных и умерших «дурной смертью» на самой окраине Москвы.
Сейчас уже нет ни того кладбища, ни могилы писателя: в сороковые годы на этом месте разбили парк им. Ф.Э.Дзержинского: парк на костях – очень по-нашему и очень символично. В немногих стихотворениях Кондратьева, что дошли до нас, всегда чувствуется та щемяще-грустная нота, которая отличает русскую поэзию вообще, а крестьянскую - особенно.
Стихи Кондратьева напоминают поэзию Сергея Есенина и Николая Рубцова. С последним у Кондратьева вообще очень много общего. И хоть родился Рубцов на тридцать лет позднее, но чудится, что его образ – это своего рода реинкарнация забытого русского поэта конца XIX века:
Схорони меня, матушка милая,
На погосте меня схорони
И такими словами, родимая,
На кресте ты меня помяни:
(Завещание, 1884)
С Кондратьевым дружили многие известные люди: Чехов, Гиляровский, Левитан, Саврасов, Чуковский… Он входил в Суриковский музыкально-литературный кружок, объединявший поэтов-народников.
Многие из них писали песни, становившиеся народными, распевавшиеся повсюду и везде. Никто уже не помнил ни автора стихов, ни кто написал музыку. Иван Кондратьев принадлежал к числу таких «народных» песенников.
Всем известен его замечательный «Очаровательные глазки», любимый исполнителями и слушателями не одного поколения. Этот обаятельный и душевный романс вошел в золотой фонд русского романса, сохранив имя Ивана Кузьмича Кондратьева в русской культуре.
Романс «Очаровательные глазки» имеет много вариантов: укороченный и удлиненный, с разными словами и разной концовкой. К сожалению, авторский текст не сохранился и никто точно не скажет, какой из вариантов является подлинным. Ниже - один из самых часто исполняемых и известных:
Очаровательные глазки,
Очаровали вы меня!
В вас много жизни, много ласки,
В вас много страсти и огня.С каким восторгом я встречаю
Твои прелестные глаза,
Но я в них часто замечаю –
Они не смотрят на меня.Что значит, долго не видаться, –
Так можно скоро позабыть!
И сердце с сердцем поменяться,
Потом другую полюбить.Я опущусь на дно морское,
Я поднимусь за облака,
Я все отдам тебе земное,
Лишь только ты люби меня!Да, я терпела муки ада,
И до сих пор еще терплю.
Мне ненавидеть тебя надо,
А я, безумная, люблю!
Этот принадлежит к числу городских, возникших как жанр в конце девятнадцатого – начале двадцатого века, популярный в среде городских мещан и недавно перебравшихся из деревень крестьян после освобождения из крепостного права.
Приехавшие приобщались к цивилизации и городской культуре, формируя собственный язык и стилистику. В ней много милого, смешного, наивного, трогающего душу и вызывающего добрую улыбку.
Романс жил по законам фольклора – наполовину городского, наполовину крестьянского, говорившего на языке героев Зощенко. В них, как правило, идет речь от самого автора, жалеющего себя и страдающего от неразделенной любви, почти всегда заканчивающейся трагически.
Некоторые считают, что Кондратьев - автор "По диким степям Забайкалья», хотя уверенности в этом нет. Но слова очень похожи на стиль и общее настроение его книг и поэзии:
По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.На нем рубашонка худая,
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал -
Идти дальше нет больше мочи,
Пред ним расстилался Байкал.Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит -
Про родину что-то поет: и т.д.
Вел писатель богемный образ жизни, жил один, без семьи. Его маленькая клетушка располагалась недалеко от вокзалов в мансарде, чья мебель состояла из стола, кровати и стульев, но зато все стены были расписаны черным углем академиком живописи А.К.Саврасовым и в эту нищенскую конуру часто захаживал Левитан.
Иван Кондратьев был настоящим самородком из народа, обладавшим стилистическим даром и душевным теплом. Читаешь его тексты и удивляешься многочисленным деталям, на которых строится текст, душевности и простоте писателя. Вот отрывок из «Драмы на Лубянке» (почти чеховское название):
«Варя, известная всей Таганке того времени "блаженненькая", незадолго перед этим была женой известного и почитаемого всеми на Таганке московского купца Угрюмова. Молодая, красивая, любимая своим мужем, она была уже матерью двухлетнего сына, когда в доме Угрюмова, полном всякими достатками, произошел пожар. Часу в двенадцатом ночи, когда в доме все спало, в нижнем этаже, в нежилой комнате показался огонь.
…. И вдруг среди этого моря треска, шума и грохота раздался чей-то дикий, неестественный визг. Двадцатилетняя хозяйка дома Варвара Угрюмова в одной сорочке, простоволосая, с дико блуждающими взглядами выбежала на улицу и начала метаться. Кто-то хотел прикрыть ее и удержать, но она так рванулась от него, что он еле удержался на ногах. После этого с криками "Сын мой! Сын мой!" она начала рваться в огонь. Ее удерживали.
Оказалось, что она в испуге забыла взять с собой младенца-сына. Нашлись смельчаки, которые ринулись в огонь, чтобы спасти несчастного, но большая часть дома уже обрушилась и искать младенца было совершенно бесполезно. Самого купца Угрюмова в это время не было: он уезжал куда-то. К утру весь дом превратился в закоптелые и обгорелые груды камня, дерева, железа. Молодая хозяйка в эту же ночь исчезла неизвестно куда.
Узнав о несчастии, купец Угрюмов умер от удара. Года два стояли обгорелые трубы и стены угрюмовского дома нетронутыми рукой человеческой, года два они напоминали суеверным поселенцам Таганки о тщете людского благосостояния. На третий же год кто-то бесправно завладел ими и начал воздвигать свой дом.
Тогда же появилась на Таганке и купеческая жена Варвара Угрюмова. Где она пропадала три года -- никто не знал, да и не старался знать. Варвара Угрюмова появилась уже совсем не той, какой она была, прежде. Тихая, кроткая, бесприютная и всегда бедно одетая, она ходила по улицам Таганки и просила милостыню. Кто подавал ей, тому она говорила: "Спаси тебя Бог от огня" и шла далее. Вскоре вся Таганка узнала ее и начала называть «блаженненькой»».
Писателя называли певцом Никольского рынка, где он за гроши продавал свои произведения. Назвать вырученное гонораром язык не поворачивается, это были просто подачки, но другого источника дохода у него не было. Иван Кондратьев закончил жизнь нелепо, но в русской культуре останется автором замечательных очерков о старой Москве и задушевных лирических песен-романсов.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Три мастера
- Роберт Шуман: любовь и судьба
- Русский романс. Две гитары зазвенев…
- У самовара…
- Лирика русского романса. "Лучина"
- Любимые певицы. Лара Фабиан
- Хазрат Инайят Хан. Мысли Суфия
- Народный праздник музыки. Париж-14
- Хуторок. Старинный романс по выходным












Да, комментаторы у меня очень интересные, мне самой интересно читать и отвечать на них.
Спасибо, Тина! И, как всегда, отдельное удовольствие — читать комментарии))
Хорошее дополнение к статье, а то уж совсем Кондратьев как человек «без биографии»… Но, может быть, для некоторых стало меньше романтизма?
По поводу того, трогает кого-то или не трогает «народное», хорошо было сказано Готфридом Бенном: «…И поскольку я вырос в деревне, среди полей и стад, я еще знаю, что такое Родина.»
Спасибо, Татьяна! Очень интересная информация! Интересно, что фамилия его (Иван КОндартав) звучит совсем не так, как по-русски.
Иван Кондратьев из той же деревни, где жили мои предки и даже были соседями Кондратьевых (их у нас в деревне называли «КОндратавыми»). Его племянника- деда Николая, соседа моей бабки, очень старого человека, я помню из детства, как утверждают старшие, которым сейчас около 70-и лет, он очень похож на фото Ивана Кондратьева. Сейчас в деревне усилиями земляков при поддержке Министерства культуры Беларуси установлен памятный знак Ивану Кондратьеву.
А вот песня «Бродяга» всегда у нас в деревне называлась «КолОвичским гимном» (деревня называется КолОвичи), но до недавнего времени никто не знал почему, просто всегда ее пели на деревенских торжествах, а вот что она Кондратьевская узнали совсем недавно. Старожилы деревенские помнят, что Ивана КОндартава отдали в солдаты в Вильно, потому что семья была очень бедная и прокормить всех детей не могла. Может, поэтому у него всегда щемила душа?
это была — ирония…
Юра, Вы же считаете, что оглядываться на прошлое не стоит или это Ваша ирония? Но Вы, конечно, правы, что для русского человека память о безвозвратно ушедшем — это отдушина.
так и нужно…, все о безвозвратном прошедшем…, такая отдушина для русского человека!
Вполне допускаю. Здесь у меня нет аргументов, мне его романсы нравятся, а о нем самом мало что известно. Но если о Кондратьеве еще можно спорить, то Есенина и Рубцова — я люблю.
Я не любитель сопрано, в классике он к месту, но в романсах и песнях мне сразу слышатся индийские напевы, где женские голоса пронзительно тонки, дабы подчеркнуть ее женственность 😉
Кондратьев мне не близок, как и Есенин, для меня такие поэты чересчур народны ( если можно так выразиться), даже его, полная страданий жизнь, меня не трогает…
Да, ТВ зарабатывает на попсе и не скрывают это. Правда, оправдывают свою культурную политику высокими рейтингами таких передач. Времена такие, и люди постепенно отвыкают от настоящих культурных ценностей и навсегда теряют вкус к хорошей книге, хорошей музыке и хорошей песне.
Да, нам привычна попса, а это … необычно и особенно
Бедному обывателю, как мне, например, совсем не слышны эти голоса. Браво нашей культурной политике!
Спасибо, Тина, за знакомство с Кондратьевым и Смольяниновой!
Да, совершенно по-другому. Честно говоря, на мой вкус — ее голос слишком высокий. Мне больше нравится исполнение Руслановой, или Олег Погудина. Поставила Смольянинову, потому что она многим нравится как раз своей необычностью. А романс — удивительно нежный и грустный.
Pingback:
Удивительный голос у Евгении Смольяниновой, как-то по особенному она поет русские песни…