Ревекка – библейский женский образ, который появляться сразу после смерти Сарры, горячо любимой жены Авраама и матери тяжело воспринимавшего ее смерть
Но не на хананеянке, принадлежащей племени, среди которого живет Авраам, а на своей родственнице, принадлежащей его роду-племени. Для этого он отправляет своего слугу Елиезера в город Харран, откуда Авраам ушел когда-то, откликнувшись на глас Всевышнего.
Посылая слугу, Авраам берет с него клятву, что тот найдет невесту для сына в доме отца, родившуюся, по преданию, в год смерти Сарры. Клятвой у евреев тогда был особый ритуал: клянущиеся прикасались к детородному члену, напоминавшему им о союзе с Богом печатью обрезания, и возводили руки в Господу.
Авраам, как глава рода и очень богатый человек, дает Елиезеру в дорогу дорогие подарки для невесты и ее родных. Путь был долгим, но придя в Харран, перед слугой встает проблема: а как узнать ту, на которую ему указал его хозяин.
Помолившись, Елиезер подходит к цистерне с водой и просит девушек напоить его. Все отказываются. Только одна с радостью соглашается напоить не только его, но и его верблюдов. Сцена встречи у колодца слуги Елиезера и Ревекки является ключевой, как в истории Ревекки, так и в судьбе Исаака.
Наверное, поэтому она всегда привлекала внимание самых разных художников. Ревекка в Библии упоминается всего трижды, но каждый раз, где она выходит на первый план, это означает, что именно сейчас произойдет главное и ключевое событие.
Так было при встрече у колодца и с ее согласием быть женой Исаака, после чего на другой же день они отправились в обратный путь. Это важно, т.к. ее родственники, мать и брат Ревекки
Именно она уговорила младшего сына пойти на обман ослепшего к тому времени отца. Но вернемся к колодцу. Елиезер, увидев исполнение просьбы указать на ту самую, которую он искал, дарит ей драгоценные подарки – золотую серьгу и два украшения на запястье.
Девушка была прекрасной видом, доброй, щедрой, а при расспросах, кто она и кто ее родители, рассказала, что ее отец Вафуил умер, но живы мать и брат Лаван. Это и были родственники Авраама, к которым он направил своего слугу. Напросившись на ночлег, Елиезер знакомится с ее родственниками и рассказывает, зачем он пришел в город и сразу просит руки Ревекки, т.к. она и есть та, на которую ему указал Всевышний.
«А кто этот человек?» Узнав, что это и есть ее жених, она смутилась, покрыла голову покрывалом, что до сих пор является свадебным обычаем на Востоке, и вышла навстречу будущему мужу. Исаак сразу полюбил ее и наконец утешился после смерти матери.
Следующий ключевой эпизод, в котором появляется Ревекка, это случай с рождением близнецов после двадцатилетнего бесплодия.Забеременела она сразу после смерти своего свёкра – Авраама. С трудом справляясь с тяжелой беременностью, она рискнула напрямую обратиться к Богу, чтобы Он объяснил, что это за мука такая с ней творится.
Это было настоящей дерзостью со стороны женщины, т.к. даже от бесплодия она разрешилась благодаря молитве мужа, а не собственной: Бог откликнулся именно на его молитву. Как бы то ни было, она узнала, почему так тяжело проходит беременность: в ее чреве борются два разных потомства, которые всегда будут враждовать между собой.
Делает это Ревекка, не колеблясь, в отличие от мягкого и податливого Иакова, сомневающегося в необходимости подлога и обмана родного отца. Но решительность матери, ее убежденность, что именно так и никак иначе, что цель в данном случае оправдывает средства, не оставили никаких шансов Иакову отказаться от этой авантюры.
За этот обман он потом расплатился сполна, сам обманутый Лаваном и вынужденный работать на него четырнадцать лет. Но такова цена лжи, за которую рано или поздно всегда приходится расплачиваться. Как сложилась дальнейшая судьба Ревекки,
Ключом к пониманию этой женщины, причисленной православной церковью к лику святых, заключается в указании на ее род: из Харрана, дочь арамейца и сестра Лавана. Это та ветвь брата Авраама Нахора, которая, оставшись в родовом гнезде среди идолопоклонников, постепенно вырождалась. Ярким примером чему является образ Лавана.
Ревекка, уйдя из этого порочного семейства хорошо знала, что в мире есть не только добро, но и зло. Поэтому она смогла уберечь мягкого Исаака, воспитанного в окружении любви и преданности, от непоправимых ошибок. И хотя Ревекку нельзя назвать безгрешной, но может быть как раз ее прагматичный и трезвый взгляд на мир, умение предвидеть будущее и разбираться в людях, спасли эту ветвь семейства от такого же вырождения, как и ветвь Нахора, сделав ей прививку от идеализма.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Уильям Блейк - Художник
- Битва Гедеона. Окончание
- Авессалом, Авессалом
- Аод и Еглон. Жертвоприношение
- Букет
- Троица Андрея Рублева
- Библейские образы. Исаак
- Вирсавия
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
- О соли
Ревекка причислена к лику святых, как и все праотцы и праматери, составляющие праотеческий ряд в русском иконостасе. Она, как и все праотцы не была идеальной, но это не значит, что ее нельзя причислить к лику святых. Святость не определяется только этим. Ревекка родила Иакова, который стал родоначальником двенадцати колен израилевых, именно благодаря ей Иаков был спасен от братоубийства, т.к. она отправила его в своему брату Лавану. Она была терпелива и обладала пророческими качествами, предвидевшая судьбу своих сыновей. Она сделала все, чтобы сбылось Божественное провидение в отношении ее детей. Она была инструментом в руке Бога, а Бог недостойных не выбирает.
Объясните,пожалуйста,за какие качества Ревекки Русская православная церковь причислила её к лику святых?
Большое спасибо.
Я тоже считаю, что женщина и мудрее, и хитрее, и трезвее смотрит на жизнь. Это большое женское преимущество.
Последняя иллюстрация великолепна!
Я уважаю хитрость, которая с умом, и считаю это главным преимуществом женщины, потому как ей гораздо труднее было выживать в этом мире, и на данный момент, женщина гораздо мудрее мужчины.
Конечно, Игорь. Я буду только рада.
Тина, в Вашем блоге много очень интересного!
Могу ли я помещать в свой дневник что-либо из этого?
Игорь