
Шартрский собор в Париже. В центре витраж "Богородица Панахранта". В клеймах слева и справа - Ангелы. Сверху - Дух Святой
В XX веке в философии возникло новое направление исследования, которое в настоящее время активно развивается - визуальная культура. Исследователи еще в середине прошлого века заметили, что произошел резкий поворот от лого(слово)центрической культуры к визуальной.
Визуализация давно стала доминантой в современном информационном пространстве. Популярность кино, комиксов, фото, теле, видео, театральных и иных спектаклей, визуальных Интернет-ресурсов, типа Ютьюба, зашкаливает, а ценность и авторитет книжной письменной продукции - падает.
Сегодня книгу начинают читать не до, а после просмотра фильма и это огорчает многих, выросших в книжной культуре и привыкших относиться к книге как к чему-то особенному и бесценному. Но на дворе иные времена. Первым, кто начал говорить о повороте в эпоху тиражирования и технической воспроизводимости в сторону визуализации, был .
Визуальная культура перенастраивает мышление и образ жизни, заставляет по-иному взглянуть и оценить то, что было известно еще несколько веков назад – о силе ее влияния на сознание и эмансипацию человека. Меня это заставило задуматься, в частности, о том, почему на протестантско-католическом западе так хорошо знают Библию и так неважно знают ее на православном востоке, особенно в среде обычных прихожан.
Многие протестанты сильно удивляются, если обнаруживают у православных неплохое знание Библейских текстов. Бывая за границей и посещая католические храмы, восхищалась великолепными храмовыми витражами, подробно рассказывающими о Библейской истории, не только Нового, но и Ветхого Заветов. И, наверное, не является случайностью, что визуальная культура как философия возникла именно на западе.
В связи с этим недавно заинтересовалась "Библией для бедных" (Biblia Pauperum – В.Р.). Она появилась на западе в конце XIII века, а в XV появился ее книжный вариант. В ней очень мало текста и много картинок, иллюстрирующих . Но важно другое - она не просто иллюстрирует, она сопоставляет Новый и Ветхий Заветы.
Параллельно каждому новозаветному сюжету размещается пророческий сюжет из Ветхого Завета. Мне понятно, когда видишь в Библии ссылки на параллельные места в Ветхом и Новом Заветах с указанием книг, глав и стихов, но увидеть картинку, которая в одном пространстве иллюстрирует параллели, это впечатляет!
А главное - заставляет думать, искать эти параллели и узнавать в картинках то, что прочитано в слове, совершая обратную операцию – от визуального образа к тексту. Тогда укладывается в памяти и голове легко и незаметно, уходя глубоко в подсознание. Я представила, какое огромное влияние имела эта Библия на простых людей, которые и читать-то толком не умели.

"Библия для бедных". В центре - "Крещение Иисуса". Слева - "переход через Чермное море" (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета), справа - Возвращение посланцев из Земли Обетованной с огромной виноградной гроздью (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета)
Существуют более точные названия «Библии для бедных», если учитывать ее основную особенность: «Типы и антитипы Ветхого и Нового Заветов» (XV в.), «Пророчества Ветхого Завета относительно Христа», «Прототипы фигур из Ветхого Завета и типы из Нового или история Иисуса Христа» (XVIII в.).
Но укоренилось все-таки название «Библия для бедных», о происхождении которого существуют несколько версий: от дешевизны книги (хотя вряд ли тогда она была дешевой) до ее предназначения для бедных проповедников. Но, как ни называй эту замечательную Книгу, она действительно уникальна.
Не зря дети начинают читать , где много картинок и мало текста, легко запоминая и воспроизводя текст, как только видят знакомую картинку. «Библией для бедных» активно пользовались проповедники нищенствующих орденов, странствующих по городам и весям с просветительской миссией.

Библия для бедных. В центре - "Распятие Иисуса". Слева - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета: приношение Авраамом своего сына Иосифа в жертву. Справа - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета: Моисей сооружает в пустыне медного змея, чтобы он спасал евреев от укусов змей.
Протестанты и католики нашли уникальный способ формирования теологического мышления - с помощью визуализации. Слово можно интерпретировать по-разному, оно будоражит фантазию, воображение, рождает смыслы, а иллюстрация или экранизация по умолчанию содержит авторский миф, который транслируется зрителю в виде образа.
Т.е. любая визуализация – это еще и манипуляция сознанием, идеология, с помощью которой происходит социализация, кодирование и встраивание человека в общественную мораль, но она же - и потенциальная возможность свободы и эмансипации человека, если уметь пользоваться визуальной культурой.
В России тоже была предпринята попытка создания аналогичной Библии. Василий Корень, выходец из Белоруссии, где он мог видеть один из экземпляров западной «Библии для бедных», приехал в Москву в конце XVII века и решил сотворить что-то подобное.
В течение четырех лет он с упорством вырезал на липовых досках десятки гравюр на темы Книги Бытия и Апокалипсиса. Потом он их аккуратно отпечатал на отдельных листах и раскрасил в желтый, коричневый, вишневый, лиловый, красный, зеленый и черный цвета разного тона и разной насыщенности. Тираж составлял примерно тысячу экземпляров, но церковные власти усмотрели в картинках ересь и весь тираж был уничтожен.
Чудом сохранился единственный экземпляр в объеме 20 листов Книги Бытия и 16 - Апокалипсиса. Василий Корень допустил одну большую ошибку – он не «согласовал» свое авторское видение Священной Книги с церковными властями. Он творил как художник, а не как , хотя его лубочные картинки оказали большое влияние на русскую иконопись и фрески XVIII века.
Смешение жанров привело к уничтожению замечательного художественного творения, но его труд не пропал: Василий Корень считается основоположником русской лубочной книги и деревянного народного лубка. В связи с этой историей надо иметь в виду, что в России формировалась другая, отличная от запада, визуальная культура, основанная на мистическом понимании , включенной в сакральное храмовое пространство как его неотъемлемая часть. И другого понимания визуальных образов в России не было вплоть до середины XVII века.
На западе никогда такого отношения к библейским сюжетам не существовало. Любая иллюстрация была всего лишь заменой слова и не обладала сакральностью иконы. Поэтому там не было запретов на сюжеты из Библейской истории, в отличие от восточной традиции, где создавались не на любой сюжет, а только на тот, который нес в себе таинственно-мистическую сакральность Царства Небесного.
Например, невозможно представить православную икону с танцующей перед царем Иродом , а на западе существуют десятки картин с этим образом. Отсутствует и православная икона на сюжет поклонения волхвов, потому что волхвы - языческие чародеи, а в православии любое гадание и ворожба считались греховными и строго карались, а на западе этот сюжет один из самых распространённых.
Но сегодня визуальная культура, уходящая корнями в далекое прошлое, стала не просто иллюстрацией того или иного книжного текста, она является самой сутью нашей эпохи, особенно если вспомнить какое значение придается внешнему имиджу, организации бытового пространства и зрелищам, где главное - гедонистический принцип удовольствия, на котором строится все современное понимание счастья, комфорта и успеха.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Авессалом, Авессалом
- Царица Савская: женщина против мужчины
- Притча о Страшном суде
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
- Библейские образы. Исаак
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Иеффай
- О соли
- Руфь: Духовная одиссея















Ирина, я очень рада, что Вы зашли на блог и многое Вам понравилось. Я действительно, когда приступаю к какой-то теме, прочитываю огромное количество материалов, нахожу то, что мало кем освещалось. особенно, конечно, детали. Мне нравится это делать. Наверное, поэтому и другим мои материалы интересны. Заходите чаще, делайте подписку и пишите комментарии. Я люблю отвечать своим читателям.
ВПЕРВЫЕ ЗАШЛА К ВАМ. СПАСИБО ЗА ВАШ БЕСЦЕННЫЙ ТРУД. ТАКОЕ ОБИЛИЕ ТЕМАТИК, ЧТО НЕ ЗНАЮ, С ЧЕГО НАЧАТЬ. ВСЁ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. КАЗАЛОСЬ, МНОГО ЗАНОКМЫХ ИМЁН, А ВОТ НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ВСТРЕЧАЮ ВПЕРВЫЕ.
ВСЕХ ВАМ БЛАГ И ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО