Визуальная культура. «Библия для бедных»

vizualnaja_kultura6

Шартрский собор в Париже. В центре витраж "Богородица Панахранта". В клеймах слева и справа - Ангелы. Сверху - Дух Святой

В XX веке в философии  возникло новое направление исследования, которое в настоящее время активно развивается - визуальная культура. Исследователи еще в середине прошлого века заметили, что произошел резкий поворот от лого(слово)центрической культуры к визуальной.

Визуализация давно стала доминантой в современном информационном пространстве. Популярность кино, комиксов, фото, теле, видео,  театральных и иных спектаклей, визуальных Интернет-ресурсов, типа Ютьюба, зашкаливает, а ценность и авторитет книжной письменной продукции - падает.

Сегодня книгу начинают читать не до, а после просмотра фильма и это огорчает  многих, выросших в книжной культуре и привыкших относиться к книге как к чему-то особенному и бесценному. Но на дворе иные времена. Первым, кто начал говорить о повороте в эпоху тиражирования и технической воспроизводимости в сторону визуализации, был Вальтер Беньямин.

Визуальная культура перенастраивает мышление и образ жизни, заставляет по-иному взглянуть и оценить то, что было известно еще несколько веков назад – о силе ее влияния на сознание и эмансипацию человека. Меня это заставило  задуматься, в частности,  о том, почему на протестантско-католическом западе так хорошо знают Библию и так неважно знают ее на православном востоке, особенно в среде обычных прихожан.

Многие протестанты сильно удивляются, если обнаруживают у православных неплохое знание Библейских текстов. Бывая за границей и посещая католические храмы, восхищалась великолепными храмовыми витражами, подробно рассказывающими о Библейской  истории, не только Нового, но и Ветхого Заветов. И, наверное, не является случайностью, что визуальная культура как философия возникла именно на западе.

vizualnaja_kultura3

Витраж в Шартрском соборе Парижа. Распятие Иисуса Христа.

В связи с этим недавно заинтересовалась "Библией для бедных" (Biblia Pauperum – В.Р.). Она появилась на западе в конце XIII века, а в XV появился ее книжный вариант. В ней очень мало текста и много картинок, иллюстрирующих библейскую историю. Но важно другое - она не просто иллюстрирует, она сопоставляет Новый и Ветхий Заветы.

Параллельно каждому новозаветному сюжету размещается пророческий сюжет из Ветхого Завета. Мне понятно, когда видишь в Библии ссылки на параллельные места в Ветхом  и Новом Заветах с указанием книг, глав и стихов, но увидеть картинку, которая в одном пространстве иллюстрирует параллели, это впечатляет!

А главное - заставляет думать, искать эти параллели и узнавать в картинках то, что прочитано в слове, совершая обратную операцию – от визуального образа к тексту. Тогда Библия укладывается в памяти и голове легко и незаметно, уходя глубоко в подсознание. Я представила, какое огромное влияние имела эта Библия  на простых людей, которые и читать-то толком не умели.

vizualnaja_kultura4

"Библия для бедных". В центре - "Крещение Иисуса". Слева - "переход через Чермное море" (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета), справа - Возвращение посланцев из Земли Обетованной с огромной виноградной гроздью (параллельный сюжет-прообраз Крещения из Ветхого Завета)

Существуют более точные названия «Библии для бедных», если учитывать ее основную особенность: «Типы и антитипы Ветхого и Нового Заветов» (XV в.), «Пророчества Ветхого Завета относительно Христа», «Прототипы фигур из Ветхого Завета и типы из Нового или история Иисуса Христа» (XVIII в.).

Но укоренилось все-таки название «Библия для бедных», о происхождении которого существуют несколько версий: от дешевизны книги (хотя вряд ли тогда она была дешевой) до ее предназначения для бедных проповедников. Но, как ни называй эту замечательную Книгу, она действительно уникальна.

Не зря дети начинают читать книги, где много картинок и мало текста, легко запоминая и воспроизводя текст, как только видят знакомую картинку. «Библией для бедных» активно пользовались проповедники нищенствующих орденов, странствующих по городам и весям с просветительской миссией.

vizualnaja_kultura5

Библия для бедных. В центре - "Распятие Иисуса". Слева - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета:  приношение Авраамом своего сына Иосифа в жертву. Справа - параллельный сюжет-прообраз Распятия из Ветхого Завета: Моисей сооружает в пустыне медного змея, чтобы он спасал евреев от укусов змей.

Протестанты и католики нашли уникальный способ формирования теологического мышления - с помощью визуализации. Слово можно интерпретировать по-разному, оно будоражит фантазию, воображение, рождает смыслы, а иллюстрация или экранизация по умолчанию содержит авторский миф,  который транслируется зрителю в виде образа.

Т.е. любая визуализация – это еще и манипуляция сознанием, идеология, с помощью которой происходит социализация, кодирование и встраивание человека в общественную мораль, но она же - и потенциальная возможность свободы и эмансипации человека, если уметь пользоваться визуальной культурой.

В России тоже была предпринята попытка создания  аналогичной Библии. Василий Корень, выходец из Белоруссии, где он мог видеть один из экземпляров западной «Библии для бедных», приехал в Москву в конце XVII века и решил сотворить  что-то подобное.

vizualnaja_kultura

Василий Корень. Книга Бытия. Лист 11. Первые одежды.

В течение четырех лет он с упорством вырезал на липовых досках десятки гравюр на темы Книги Бытия и Апокалипсиса. Потом он их аккуратно отпечатал на отдельных листах и раскрасил в желтый, коричневый, вишневый, лиловый, красный, зеленый и черный цвета разного тона и разной насыщенности. Тираж составлял примерно тысячу экземпляров, но церковные власти усмотрели  в картинках  ересь и весь тираж был уничтожен.

Чудом сохранился единственный экземпляр в объеме 20 листов Книги Бытия и 16 -  Апокалипсиса. Василий Корень допустил одну большую ошибку – он не «согласовал» свое авторское видение Священной Книги с церковными властями. Он творил как художник, а не как иконописец, хотя его лубочные картинки оказали  большое влияние на русскую иконопись и фрески XVIII века.

Смешение жанров привело к уничтожению замечательного художественного творения, но его труд не пропал:  Василий Корень считается основоположником  русской лубочной книги и деревянного народного лубка. В связи с этой историей надо иметь в виду, что в России формировалась другая, отличная от запада, визуальная культура, основанная на мистическом понимании иконы, включенной в сакральное храмовое пространство как его неотъемлемая часть. И другого понимания визуальных образов в России не было вплоть до середины XVII века.

vizualnaja_kultura1

Василий Корень. Книга Бытия. Лист 13. Изгнание из Рая

На западе никогда такого отношения к библейским сюжетам не существовало. Любая иллюстрация была всего лишь заменой слова и не обладала сакральностью иконы.  Поэтому там не было запретов на  сюжеты из Библейской истории, в отличие от восточной традиции, где иконы создавались не на любой сюжет, а только на тот, который нес в себе таинственно-мистическую сакральность Царства Небесного.

Например, невозможно представить православную икону с танцующей перед царем Иродом Саломией, а на западе существуют десятки картин с этим образом. Отсутствует и православная икона на сюжет поклонения волхвов, потому что волхвы - языческие  чародеи, а в православии любое гадание и ворожба считались греховными и строго карались, а на западе этот сюжет один из самых распространённых.

Но сегодня визуальная культура, уходящая корнями в далекое прошлое, стала не просто иллюстрацией того или иного книжного текста, она является самой сутью нашей эпохи, особенно если вспомнить какое значение придается внешнему имиджу, организации бытового пространства и зрелищам, где главное - гедонистический принцип удовольствия, на котором строится все современное понимание счастья, комфорта и успеха.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Библия, богословие, философия жизни. Bookmark the permalink.

2 Responses to Визуальная культура. «Библия для бедных»

  1. Ирина, я очень рада, что Вы зашли на блог и многое Вам понравилось. Я действительно, когда приступаю к какой-то теме, прочитываю огромное количество материалов, нахожу то, что мало кем освещалось. особенно, конечно, детали. Мне нравится это делать. Наверное, поэтому и другим мои материалы интересны. Заходите чаще, делайте подписку и пишите комментарии. Я люблю отвечать своим читателям.

  2. ИРИНА says:

    ВПЕРВЫЕ ЗАШЛА К ВАМ. СПАСИБО ЗА ВАШ БЕСЦЕННЫЙ ТРУД. ТАКОЕ ОБИЛИЕ ТЕМАТИК, ЧТО НЕ ЗНАЮ, С ЧЕГО НАЧАТЬ. ВСЁ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. КАЗАЛОСЬ, МНОГО ЗАНОКМЫХ ИМЁН, А ВОТ НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ВСТРЕЧАЮ ВПЕРВЫЕ.
    ВСЕХ ВАМ БЛАГ И ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *