В четверг шестой недели после
Опираясь на Новый Завет, апокрифы, богословие и творения отцов церкви,
Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.
Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок дней учил учеников Царствию Божьему, а в последний день возвел их на гору Елеонскую, где благословил их и завещал оставаться в Иерусалима еще десять дней, дожидаясь схождения Утешителя – Духа Святого.
После этого Иисус стал подниматься вверх, возносясь на небо. Так завершилось Его земное служение. Во время восхождения апостолам явились два ангела, которые сказали, что не надо печалиться, потому что Господь вернется – тем же путем, каким взошел на небо.
Иконографическая
Не было там и апостола Павла, который в то время был еще ревностным иудеем и носил другое имя, но и он тоже изображен в числе двенадцати. Такое прочтение события имеет глубокий богословский смысл, связанный с тем, что икона праздника символизирует наследие, оставленное на земле Иисусом - Новозаветную церковь, рождение которой будет праздноваться через десять дней -
Богородицы не было среди апостолов, но Вознесения не было бы, если бы не
без его миссионерских трудов, равных которым ни до, ни после не было. Поэтому с богословской точки зрения Богородица действительно ключевая фигура истории
Но вернемся к иконе Вознесения. Андрей Рублев – чисто русское явление, несмотря на то, что учился он у византийского
Икона Вознесения по вертикали четко разделяется на две смысловые части: верхнюю, Небесную, и нижнюю, земную. Они разделяются и одновременно соединяются горами с растущими на них деревьями. Деревья вызывают ассоциацию с Распятием, и «животворящим» древом, а горы - олицетворяют ступени духовного восхождения.
Такое же деление на Небесное и земное присутствует на другой известной иконе Андрея Рублева
В верхней части иконы Вознесения в круглой сине-голубой мандорле, поддерживаемой ангелами, видим восседающего на невидимом троне Спасителя. Он изображен в царственном образе Господа Вседержителя, что подчеркивается цветовой гаммой Его одежды. Она - золотисто-желтая, что не соответствует установленному канону изображения Иисуса.
Внизу – группа людей, центром которой является
Чисто рублевским приемом является использование в изображении фигур геометрических форм. Чаще всего это ромб: фигура изображается так, что самая широкая ее часть приходится на середину, которая потом сужается кверху и книзу.
Это делает фигуру легкой, почти невесомой, словно парящей в воздухе. Эффект парения создается за счет того, что тело скрыто под гиматием, а ноги – чуть касаются земли. Так написана фигура
Фигура
Край его плаща образует сегмент правильного круга, словно проведенного по циркулю. Круг – символизирует не только вечность, но и мягкость. Остальные апостолы выписаны по-разному, они жестикулируют, обращаются к друг другу в смятении, недоумении и радости.
Но тут появляются два ангела в блистающих белых одеждах и указывают своими перстами на чудо, величие и торжественность происходящего. Ангелы сообщают, что их Учитель вернется, что они должны радоваться, а не скорбеть. Главное в событии Вознесения – это радость.
Между двумя группами апостолов на белом фоне ангельских одежд стоит Богородица. Она – центр всей композиции, ключ к ее пониманию.
Ее сдержанность особенно заметна на фоне жестикулирующих апостолов. Силуэты ангелов в белых одеждах образуют по внешней границе очерк чаши, подобно той, что Андрей Рублев потом изобразит в «Троице». Чаша жертвенности объединяет Богородицу и Ее Сына, добровольно принявших на себя жертвенность ради спасения человека.
Руки Богородицы – единственное, что находится в динамике: они открыты ладонями кверху, что является признаком святости и принятия Божественной энергии. Икона Вознесения преподобного Андрея как никакая другая с наличием множества фигур обладает продуманной ритмикой изображения и уравновешенностью пластики.
Чисто рублевским является
Мягкость и нежность колорита придает иконе лиричность и мелодичность, а фигурам святых – особую поэтичность. Единство иконы определяет не количество красок, а их качество и продуманность цветовых соотношений. За счет высветленности палитры, чистоты цветов, представленных крупными плоскостями, икона смотрится чрезвычайно празднично и позволяет издалека охватить фигуру одним взглядом.
Даже в темных красках нет никакой сумрачности. Именно колорит создает жизнерадостное настроение праздника и торжества момента. В результате единства колорита многочисленная группа смотрится как единое упорядоченное целое, получающее в момент Вознесения своего рода отличительный знак – образ возносящегося Господа.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона «Рождество Богородицы»
- Вторые осенины - осенние святки
- Праздник Успения Богородицы
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Икона "Рождество Богородицы"
- Спорительница хлебов
- Третья Пречистая
- Неопалимая Купина
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
С праздником, Лаура! Через десять дней — Пятидесятница. Один из самых моих любимых праздников.
С Великим Праздником, Тина, и все читатели! Иконы Рублева на века! Возможно даже до второго пришествия Господа сохранятся. Какая радость и какая ответственность для русского народа и всей России быть вторым избранным народом от предков наших древних славян для сохранения истинной Веры. В пророческой третьей книге Ездры написано:
«Предам домы ваши людям грядущим, которые не слышав Меня, уверуют, которые хотя Я не показывал им знамений, исполнят то, что Я заповедал, не видев пророков, воспомянут о своих беззакониях. Завещаю благодать людям грядущим, дети которых, не видев Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют весельем. Итак, теперь смотри, брат, какая слава, — смотри на людей. грядущих с востока, которым Я дам в вожди Авраама, Исаака и Иакова …..» Душа в слезах от такого дарованного Богом благословения и одновременно чувствуешь и даже личную ответственность и строгость к себе…