Они вместе учились в одной школе искусств, потом - в одном колледже и у них был один общий учитель - Дэвид Бомберг, учивший проникать в суть вещей, сквозь внешнюю поверхность - искать истину.
Франка Хельмута Ауэрбаха относят кто к экспрессионизму, кто к фигуративной живописи, кто к образной живописи. Его история далека от гламурных приключений Френсиса Бэкона и Люсьена Фрейда.
Его история – это бесконечное терпение и ежедневная работа в студии по восемь-десять часов триста шестьдесят дней в году.
В течение долгих лет он рисовал одни и те же модели и пейзажи, в разных ракурсах и по-разному. Его картины – это серии романов с избранными местами и людьми, которые колеблются в своей повторяемости и неповторимости как безбрежный Океан.
Это художник-эрудит, продолжающий многовековую традицию европейской живописи, которая складывалась, как минимум, пять веков. Однажды на вопрос журналиста, кто оказал на него наибольшее влияние, Ауэрбах с ходу перечислил имена более чем пятидесяти художников: Микеланджело, Рубенс,
Их он считает своими современниками и участниками в разговоре идей, а свое искусство рассматривает как диалог с прошлым. Как и
Франк Ауэрбах мастер загадывать зрителю загадки и задавать неудобные вопросы. Его искусство – это лабиринт, из которого каждый ищет свой выход, лабиринт, в центре которого стоит сам зритель. Из хаоса, небытия, бури красок и линий, из неупорядоченности вдруг проступает лик.
Так художник вносит в Хаос свой порядок. Его портреты лишь смутно напоминают человека, это полуабстрактные образы. Они никогда не прописываются их четко и до конца, давая возможность зрителю самому достраивать увиденный образ. Поэтому его искусство требует полного погружения в живопись и интенсивного психологического включения в образ.
Тяжелые и толстые мазки, угловатые, с размытыми краями, они создают ощущение внезапного параксизма, словно художник сам увидел нечто и испугался. Но именно это и является его целью: докопаться до сути, до глубины, пробиться сквозь запреты и завалы обыденного взгляда. Тайная структура вещей сопротивляется легкости ее открытия.
Сегодня Франк Ауэрбах – один из самых значительных художников Лондонской школы, который продолжает творить. Известность пришла к нему в конце восьмидесятых и сегодня его картины на аукционах стоят миллионы долларов.
Франк Ауэрбах родился в семье евреев немецкого происхождения в 1931 году. Отец – адвокат, мать – художник. Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, родители решили, по совету друга, отправить мальчика на время в Великобританию по проекту Kindertransport ("Перемещение детей").
В соответствии с ним в Великобританию перемещались дети в основном еврейской национальности, которых фактически спасали от смерти. Мальчику было семь лет. Родители остались в Германии, рассчитывая, что нацисты пришли к власти временно. Но они ошиблись: в 1942 году они погибнут в концлагере.
Но мальчик был спасен, хотя в Англии у него не было никого. Акция Kindertransport спасла более десяти тысяч детей. В этом году акции исполнилось семьдесят пять лет. Существует несколько памятников этому событию. Они поставлены в том числе и на вокзалах, откуда дети переправлялись в Англию. Есть книги, фильмы и воспоминания об этом уникальном историческом факте.
По приезде в 1939 году в Великобританию, Франка Ауэрбаха определили в частную школу-интернат в графстве Кент. Здесь учились в основном дети из еврейских семей от шести до двенадцати лет. Школа была светской, а дети - разных вероисповеданий. Обучение шло по системе Монтессори. Ее девиз: «Девочки и мальчики учатся быть любознательными, любопытными и независимыми».
Акцент делался на искусство и спорт. Дети занимались рисунком, музыкой, театром, языками. Практиковались ежедневные прогулки в лес и изучение языков - английского и французского – через разговорную речь во время обедов. Вечером воспитатели читали детям книги, и на ночь каждый ребенок получал свой поцелуй любви.
Так прошло восемь лет. В школе у Франка проявились хорошие актерские способности, а также интерес к живописи. Окончив школу в семнадцать лет, Ауэрбах получает Британское гражданство и поначалу решает связать свою жизнь с театром. Он даже участвует в постановках у известного Питера Устинова.
Поступив в театр в 1948 году, Франк знакомится с актрисой и своей первой постоянной моделью Эстеллой Олив Вест (1916 года рождения). Их страстная любовь - одна из самых драматических историй, длившаяся почти четверть века – с 1950 по 1973 год.
Она подарила миру семьдесят картин с образами этой удивительной женщины, некоторые из которых являются настоящими шедеврами. Сегодня представить имя Франка Ауэрбаха без этой женщины невозможно. Ее инициалы – стоят под семью десятками рисунков и картин художника.
Стелла к моменту их знакомства была тридцатидвухлетней вдовой, матерью троих детей и на пятнадцать лет старше Франка. Он был еще тинэйджером, когда они познакомились. Ей он казался милым юношей, и она была далека от мысли, что они станут любовниками.
Именно Стелла посоветовала ему начать серьезно заниматься живописью. Он поступает в школу искусств Святого Мартина. Проучившись здесь три года, он продолжает учебу в Королевском колледже искусств, параллельно беря уроки у Дэвида Бомберга.
Учебу Ауэрбах заканчивает в двадцать четыре года, а уже в двадцать пять у него состоится первая выставка работ. Критики были не в восторге от тяжеловесных картин художника. Единственный критик Дэвид Сильвестр высоко отозвался о художнике, назвав его выставку самой впечатляющей после выставки Френсиса Бэкона в 1949 году.
Здесь было много картин с названием ««E.O.W.». Стелла часами позировала художнику, который писал, скоблил и снова писал на том же листе, дотирая рисунок до дыр. Это была его первая серия: Голова E.O.W (1954-1955), E.O.W. Обнаженная (1953-1954), E.O.W. (1957), E.O.W. Обнаженная (1958), E.O.W. на Голубом покрывале, E.O.W. III (1963-1964) и другие.
Эти портреты стали ключевыми в карьере художника и с них начинается его путь в большое искусство. Их отношения были по-настоящему глубокими и интимными, что не могло не отражаться и в картинах. В картинах с образами Стеллы преобладали белые, серые и черные тона.
Второй серией в начале пятидесятых годов стал цикл картин со строительных площадок Лондона, которая создавалась на протяжении десяти лет – с 1952 по 1962 годы. Создавались картины в его знаменитой мастерской на площади Камден, которую он купил в 1950 году у своего друга. Именно эти места вдохновляли его многие годы.
Мастерская не отапливалась, туалет был на улице, но у начинающего художника не было средств на другое помещение. С годами мастерская благоустраивалась, обживалась, пропитывалась красками, скипидаром и углем. И верно служила Франку Ауэрбаху в течение более чем шести десятков лет.
В 1958 году Ауэрбах женится на Джулии Волстенхолм (Wolstenholme). В браке родился его единственный сын. Но вскоре супруги разъехались из-за продолжающейся страстной любви Франка со Стеллой. И только в 1973 году их отношения окончательно прекратились, а через три года он вновь съехался со своей женой. Жена так же, как и Стелла, стала постоянной моделью Франка Ауэрбаха, которая на его картина значится под именем "Джулия".
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Магический реализм Бальтюса
- Детская тема в русской живописи: Серов и Серебрякова
- Ауэрбах. Окончание
- Аршиль Горки. Население потерянных душ
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу". Ч.2
- Аристарх Лентулов: солнечный художник
- Игорь Стравинский. Русский период
- Леон Кософф. Лондонская школа живописи
- Русское зарубежье. Окончание
- Ар нуво: женщины Альфонса Мухи
Елена, Франк в отличие от его друзей по Лондонской школе, гораздо спокойнее и сосредоточенней. Он очень близок с Кософфым. И по манере письма, и по жизни.
Елена, очень рада, что Вы следите за моим блогом. Я тоже захожу к Вам часто. Жду Ваших статей и с удовольствием их читаю.
Франк Ауэрбах многогранен и неподражаем. Очень интересная судьба! Спасибо за то, что познакомили с интересным человеком и творческой личностью. А многие картины у него абстрактные и они вызывают чувства, которым трудно дать определение.