По инерции полтора десятка лет после окончания войны в фотографии доминировала документалистика, но телевидение делает такую фотографию всё менее значимой с информационной точки зрения. Параллельно происходит моральное устаревание позиций, на которых существовала прежняя фотодокументалистика.
Оптимистический гуманизм и вера в социальные преобразования, господствовавшие до войны, не сумели предотвратить ни войну, ни ее бесчисленные жертвы. В результате на смену концепции социальной ответственности приходит концепция авторской безответственности, для которой характерно признание многообразия взгляда на мир и постепенное выталкивание творческой интеллигенции (художников, писателей и фотографов) из социального пространства в частное.
Она, хоть и остается документальной, но уже гораздо меньше зависит от общественного мнения и значительно меньше подвержена существующим стереотипам. Современная фотография, по мнению видных специалистов, осмысливающих, что такое фотография, должна снимать не то, что уже есть, а то, что существует сверх этого. Т.е. фотография - это метафора, символ иного, чем видимость.
В результате этих процессов появляется необходимость учить не только фотографов, но и зрителей тому, как читать фотографию, поскольку предметом пристального внимания со стороны фотографов становятся темы, некогда табуированные в обществе и потому шокирующих публику своими откровениями.
В частности, в области фотографии возникли структуры, сопровождающие процесс создания и распространения фотографий, подобно тому, как это делается в искусстве: организация специального образования, финансирование процесса создания фотографий, формы представления и ее распространения.
Фотографии начинают покупать и выставлять в крупных музеях, как картины, а популярные и известные фотографы становятся миллионерами. К числу таких, безусловно, интересных и уже культовых фотохудожников, можно отнести, например, Диану Арбус и Дэвида Гамильтона.
Фотографии возмутили представителей многих религиозных общин, обвинивших Гамильтона в детской порнографии. Долго он не обращал внимания на эти выпады. До тех пор, пока некоторые из его бывших фотомоделей вдруг не начали выдвигать против него обвинения в изнасилованиях. Не выдержав такого давления, восьмидесятитрехлетний Дэвид Гамильтон покончил жизнь самоубийством, скончавшись от удушения.
Его тело был найдено в своей квартире в Париже с полиэтиленовым мешком на голове. После такого длинного экскурса в историю, перейдем к тому, что же делал этот сегодня признанный всеми классик фотоискусства, почему никто не равнодушен к работам Гамильтона. Одни его боготворят и готовы платить за его снимки баснословные деньги, другие ненавидят, проводят пикеты с призывами привлечь художника к суду и устраивают митинги в знак протеста.
Однако, и в России его фотографии вряд ли появятся в ближайшее время, особенно если вспомнить печально известную историю с прошедшей в сентябре 2016 году выставкой фоторабот «Без смущения» другого крупного американского фотомастера Джока Стёрджеса.
Она также вызвала много скандальных заявлений высокопоставленных лиц и блюстителей морали, потребовавших организаторов закрыть выставку. Причина: фотографии несовершеннолетних девочек, что квалифицировалось ими как пропаганда детской порнографии.
На протяжении последних ста лет тема подростковой эротики в искусстве всегда вызывала и вызывает скандалы. Еще в 1914 г. с этим столкнулся гениальный
Его интересовало, как в маленькой девочке-подростке просыпается женщина. Дэвид Гамильтон вспоминает именно этого художника, когда говорит о теме взросления девочки: как из нежного и невинного создания, идеала красоты и чистоты рождается женщина. Тема, давно привлекающая внимание психологов, психоаналитиков и философов.
Но Дэвид Гамильтон прежде всего фотохудожник, создающий потрясающие фотографии, напоминающие картины импрессионистов. Он разработал собственную технику, секреты которой никому не передает. Он вообще мало интересуется другими фотомастерами, упоминая только любимого
Дэвид Гамильтон фотографирует всегда в мягком дневном свете, подчеркивающем непринужденность и естественность образа и никогда не пользуясь искусственным освещением. Его работы отличает размытый фокус и зернистость. Распущенные волосы, мягкие легкие драпировки или отсутствие одежды вообще, романтика и ностальгия по годам давно ушедшей юности.
Сам художник говорит о том, что это образы потерянного рая, из которого так рвется детство. Мягкий колорит, выверенная и продуманная композиция, гармоничность образа и прекрасная техника создают особую атмосферу нежности и красоты. Это настоящее искусство, эротика высшего достоинства. И кто назовет ее порнографией?
На западе принято пикетировать книжные магазины, продающие альбомы фотографий Гамильтона, устраивать разбирательства в суде за хранение дома фотографий фотографа, но Дэвид Гамильтон довольно спокойно реагировал на эти выпады, считая, что умный и образованный человек всегда сумеет отличить искусство от не-искусства, непристойность от чувственности.
Споры идут, но альбомы Дэвида Гамильтона – нарасхват, доходы от них – миллионные, его фотографии украшают престижные общественные места мира, а художник по праву занимает место рядом с прославленными фотомастерами, такими как
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Мэттью Стоун
- Александр Родченко. Магия перспективы
- Йозеф Судек: И музыка играет...
- Ирвин Пенн – живописец моды
- Эллиот Эрвитт
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Советский плакат. Право на эксперимент
- Филипп Халсман: охотник за откровениями
- Диана Арбус: инаковость
- Русское зарубежье. Окончание
Лариса! Я очень рада, что Вам понравились фотографии Гамильтона, которого далеко не все принимают, часто обвиняя его в порнографии. Значит те, ратующие за «чистоту общественных нравов», далеко не весь народ. Красота она вне оценок и морали.
Фото Гамильтона очень гармоничны, и схожи с живописью. Это изумление перед открывающейся тайной, к которой боязно прикоснуться. Удивительная красота! Спасибо, Тина!
«…когда его начинают судить — вот это смерти подобно…». И часто, это не фигуральное, а буквальное выражение. Художник — существо ранимое, и некоторые из них реагируют именно так, как среагировал Д.Гамильтон.
Конечно, эту притчу знаю, и даже размещала ее у себя в блоге. Никого не было рядом… Это так. Иначе вряд ли бы с ним произошло такое.
Тина, Вы точно знаете притчу про Иисуса, которого бабушки-радикалы в храм не пускают)):http://pritchi.ru/id_2278
Так и в жизни..
Спасибо Вам огромное, за Ваши труды.
Я не часто пишу комментарии, но всегда мысленно Вас благодарю.
А с Гамильтоном просто никого не было рядом в нужный момент, чтобы напомнить ему притчу или рассказать хороший анекдот.
Для художника в мировосприятии нет кастовости, он одинаково приходит в восторг, как от пейзажа, звуков, цвета, света…, так и тела. Он может увидеть красоту как в жизни, так и в смерти, для него нет ограничений, и если его не понимают, его это не убивает, но когда его начинают судить — вот это смерти подобно…
Я рада, что Вы разделяете мой восторг тоже.
Изумительно!
Мне очень интересно писать о таких людях и о таких художниках, поэтах и писателях. Они возмущают общественное мнение и заставляют думать, расширяют границы, снимают табу и делают человека свободнее. К сожалению, я очень мало нашла текстов о Д.Гамильтоне, зато фотографий — очень много. Они очаровательны. И не только подростковые, но и виды Венеции. Сам Гамильтон говорил, что они одни из лучших в его портфолио. У него есть и фотографии с цветами. И абсолютно соглашусь с тем, что неважно о чём писать, главное — как.
Конено, Д.Гамильтон не для всех, да и многие современные художники — тоже не для всех. Здесь, как говорится, на вкус и цвет. Но я всё-таки за право художника делать то, что он считает нужным. А право зрителя — смотреть это или нет. Не нравится — не смотри, но почему-то принято свое личное мнение делать мнением всех. Особенно мне неприятная сегодняшняя негативная реакция людей верующих на спектакли, выставки, книги, фильмы. Они возомнили себя этакими сатрапами от религии, хотя их никто на это не уполномочивал. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Это не только про церковь, но и про другие сообщества, где действуют совершенно иные законы и нормы. Правильно говорят, что нет никого страшнее неофитов, этаких радикалов от религии, которые только-только начали понимать что-то в этом и тут же начинают размахивать дубинкой, защищая нравственность других. А их кто-нибудь просил об этом? Жаль, что наше государство потворствовало этому. Один только закон об оскорблении чувств верующих чего стоит!!! Вот они и раздухарились: поддержка-то — на самом верху!
Эгон Шиле и Девид Гамильтон имели смелость выносить на поверхность самые интимные стороны жизни. Люди не ходят без одежды и подобное искусство возможно следует демонстрировать более камерным способом. Совершенно неэротичный «Черный квадрат» вызывает не меньшее раздражение у несведущих.
Художника всегда жаль. «Потеряный рай» = невозможный happy end.
Тина!
С радостью увидела, как Вы быстро просьбу мою удовлетворили! ) Спасибо огромное!
Да, честно говоря, мне стало жалко, что мастеру неестественным образом пришлось уйти из нашего мира…
Узнав о его вынужденной кончине, уделила побольше внимания творчеству его…удивилась объему критики и нападок на него в последнее время, в т.ч. и уже давно ставших женщинами тех, некоторых девочек, выросших ведь в семьях — «ячейках общества», чего в результате не выдержали нервы старого человека. Я — мама, и поэтому мне непонятно очень-очень, как можно, отведя девочку-дочку на фотошутинг и т.п., узнать о «детской трагедии» только из книги, написанной дочерью много лет спустя…это, к примеру, о Флави Фламен. Тьери Терини или А.Шоте, занятые в ф. «Нежные кузины», разве были сиротами? Разве у Мастера не было «материала», что снимать, а теперь — эти дурацкие нападки..Мой знакомый об этой теме выразился так — «для искусства важно как снято и неважно, ЧТО…» Я вспомнила, когда-то стал искусством «Фонтан» Марселя Дюшана, был и скандал с недоумением..А разве не нравятся картины Кранаха или «Отдыхающая девочка» Буше? А наше отношение к «Лолите»?
В журн. «Шпигель» была большая статья к 80-ю Д.Г. и о жизни и о его всегда фантазийном отношении к окружающей его действительности и непонимании ее в пожилом возрасте. В библиотеке Мюнхена я взяла, правда, только в читальном зале, его фотоальбомы. Мне понравились и его фоты с видами Венеции и натюрморты..а вот в толстенной «Истории фотографии» его имя не упоминается. Его жизнь, это в какой-то мере — показатель, и ясно ведь — чего,так ведь? Да, точно, недавно в Москве закрыли выставку Стерджеса…