(Начало здесь) Обратимся к мыслям самого писателя, как сам де Сад объяснял свои поступки и слова. Надо помнить, что писал он, прежде всего, о разгуле, который внутри человека, о страхе и ужасе, который оставляет разгул, доведенный до вседозволенности.
Существует парадокс: когда агрессия и насилие выливаются наружу, то вместе с этим происходит бурный расцвет искусства и литературы, когда же воцаряются мир и порядок, иссякает и источник созидания. Достаточно вспомнить нашу революцию семнадцатого, чтобы понять, насколько это соответствует реальности.
Переломные эпохи, освобождая мощную энергию страсти, сметают старое с лица земли, одновременно освобождая площадку для созидания нового. Маркиз де Сад относился к числу великих разрушителей, вплоть до саморазрушения и желания самому исчезнуть с лица земли. В своем завещании он напишет подробную инструкцию о своём захоронении:
«Как только могила будет засыпана, поверх посадить желудей, дабы впоследствии поверхность означенной могилы оказалась засаженной лесными зарослями как прежде; и след бы моей могилы исчез с лица земли как память обо мне, я надеюсь, сотрется из памяти людей».
Желающим читать де Сада один совет: не воспринимать его буквально, де Сад – писатель с двойным, тройным дном. Акцент на букве ничего не дает, наоборот, отвращает и отбивает желание читать дальше. Важно увидеть в нагромождении слов писателя одну ясную мысль:
«Ты хочешь, чтобы вся вселенная была добродетельной, и не чувствуешь, что всё погибло бы в тот самый миг, когда на земле остались бы одни добродетели, ты не хочешь понять, что поскольку пороки обязательно должны существовать, несправедливо было бы тебе их карать - это все равно, что смеяться над одноглазым...»
В этих словах присутствует так же мысль, что и в евангельской притче о плевелах и пшенице. Напомню, в ней говорится о том, как однажды человек посеял пшеницу, а вместе с ней выросла и сорная трава. На вопрос слуг домовладыки, не следует ли прополоть поле и очистить его от плевел, хозяин отвечает:
«Нет, потому что вместе с сорняками можно уничтожить и пшеницу. Лучше оставить всё до жатвы, тогда будет удобно отделить доброе семя от плевел». Другими словами, пока человек жив, в нём всё переплетено настолько, что отделить одно от другого не представляется возможным: зло - от добра, истину - от лжи, хорошее - от плохого. Человек часто не ведает, что творит. Это и есть ключ к пониманию де Сада:
«О, человек! разве тебе надлежит высказываться о том, что хорошо и что плохо... Ты хочешь исследовать законы природы, а твое сердце ... твое сердце, отмеченное ею, само по себе - загадка, решения которой ты не знаешь».
Де Сад ни в чем не был уверен и никого не судил, он – размышлял. Единственное, в чём он был абсолютно уверен, так это в том, что ни один человек не имеет право убивать другого, ни один закон не может лишать жизни человека. Он был по-рыцарски благороден, а почти тридцатилетнее заточение давало ему право так говорить. В 1791-м году в одном из писем, он напишет:
«Вы спрашиваете меня, каков ход моих мыслей, дабы следовать ему. Это явно самая деликатная часть вашего письма, но уверяю вас, что мне стоит немалого труда ответить на вашу просьбу. Прежде всего, у меня как у литератора есть обязанность (дающая моим суждениям подвижность, свойственную моей внутренней манере размышлять), которую я исполняю тут изо дня в день, работая то для одной партии, то для другой.
Хочется ли мне понять свои мысли до конца? В действительности я не привязан ни к одной партии, я как бы со всеми вместе. Я анти-якобинец, я смертельно их ненавижу; я обожаю короля, но не переношу старые правонарушения; мне нравится бесконечное число статей Конституции, однако некоторые меня возмущают; я хочу, чтобы дворянству вернули его былой блеск, отмена которого ни к чему не приведет;
я хочу, чтобы король был главой нации; я желаю не национального Собрания, а двухпалатную систему как в Англии, дающую королю умеренную власть, уравновешенную народом, непременно разделенным на два сословия - третье ни к чему, мне его не надо. Вот вам мой символ веры. Кто я сейчас? Аристократ или демократ? Скажите мне, пожалуйста... так как мне о себе ничего не известно».
Философ и психоаналитик, старший брат художника Бальтюса, сравнил романы де Сада с молитвенными книгами, в которых есть одна логика - логика человека, стоящего перед Богом. И в конце – несколько афоризмов, которыми хочу закончить разговор о писателе, человеке, философе и великом гуманисте, превратившем Бастилию в горнило мысли, позволившей ему прожить свою мечту.
Грабеж устанавливает род равновесия, которое полностью разрушает имущественное неравенство.
*** Если действует материя, если Природа сама, за счет собственной энергии, способна создавать, производить, сохранять, поддерживать… то для чего искать какую-то постороннюю силу?
*** Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня.
*** Можно заменить кровати, столы и комоды, но только не идеи. Их потеря невосполнима.
*** Моя манера мыслить не принесла мне несчастий. Их причиной стали мысли других.
*** Не существует ни одного живущего человека, которому не захотелось бы сыграть деспота, если он обладает твердым характером.
*** Не только добродетель необходима природе и, наоборот, не только в преступлении она нуждается, но и утверждает себя в совершенном равновесии между тем и другим. В этом состоит ее бесконечная мудрость.
*** Тирания и религиозные предрассудки были взращены в одной и той же колыбели, они в равной мере дети фанатизма...
*** Тот, кто желает в одиночку бороться против общественных интересов, должен знать, что погибнет.
*** … законы нравственности являются относительными, обусловлены географическим положением и социальным устройством.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Да, он завораживал и ужасал одновременно. Если даже в XXI веке его мало кто понимает, а больше говорят о его сексуальных извращениях, которые жили только в его голове, то что уж говорить о том, как это воспринималось двести лет назад. Де Сад не первый и не последний пал от рук добродетельных мамаш и судей. Поэтов и писателей судили и потом. Достаточно вспомнить Бодлера и Флобера.
Здравствуйте, Тина. Спасибо за маркиза.
Воистину, кто «… кто не жил до 93-го (1793) года, тот не знал радостей жизни…» — по расхожему замечанию галантных обитателей той далёкой эпохи.
Гламур гламуром, но надвигалось нечто ужасное. Само время клокотало. Чуткие души пытались осязать грядущее…Выходило, вламывалось в сознание что-то страшное, ломающее все рамки «куртуазных» приличий, норм, писаных и неписанных правил.
Читатели содрогнулись, но были заворожены новатором-маркизом..( чуть было не написал «марксистом»).
Он был честен, а потому и актуален по сей день.
Ждем продолжения о приключениях черепа философа и парадоксальных выводах френологов.
Я думаю, что наоборот: в таких фантазиях изживается реальная жестокость.
От развратных и жестоких фантазий происходит только ожесточение и возрастание зла и жестокости в мире.
Каждый видит то, что хочет видеть, и там, где находится его сердце. Де Сад — это тест на человечность, сердечность и аналитичность.
Как жаль, что не нашлось ни одного здравого человека. который смог бы уничтожить зловонную писанину Сада…выискивать зернышко в смрадной куче навоза…
Да, он завораживал и ужасал одновременно. Если даже в XXI веке его мало кто понимает, а больше говорят о его сексуальных извращениях, которые жили только в его голове, то что уж говорить о том, как это воспринималось двести лет назад. Де Сад не первый и не последний пал от рук добродетельных мамаш и судей. Поэтов и писателей судили и потом. Достаточно вспомнить Бодлера и Флобера.
Здравствуйте, Тина. Спасибо за маркиза.
Воистину, кто «… кто не жил до 93-го (1793) года, тот не знал радостей жизни…» — по расхожему замечанию галантных обитателей той далёкой эпохи.
Гламур гламуром, но надвигалось нечто ужасное. Само время клокотало. Чуткие души пытались осязать грядущее…Выходило, вламывалось в сознание что-то страшное, ломающее все рамки «куртуазных» приличий, норм, писаных и неписанных правил.
Читатели содрогнулись, но были заворожены новатором-маркизом..( чуть было не написал «марксистом»).
Он был честен, а потому и актуален по сей день.
Ждем продолжения о приключениях черепа философа и парадоксальных выводах френологов.