Икона Благовещения - образ события, отмечаемого седьмого апреля (по старому стилю двадцать пятого марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения.
Но главное, что всегда подчеркивается в этом празднике, это начало творения нового мира, в который нисходит Сам Бог, Единый в трех Лицах. Считается, что сотворение старого мира произошло в марте, и Благовещение, как начало творения нового мира, тоже случилось в марте. «Вначале было Благовещение» - так можно перефразировать первые слова Евангелия от Иоанна по отношению к месту Благовещения в ряду самых великих праздников, если начинать отсчет сотворения мира от марта.
Иконография праздника очень давняя, существует несколько иконописных школ, несколько изводов и типов икон Благовещения, но мы остановимся на одной - из иконостаса Благовещенского собора Кремля, принадлежащей московской школе. Создание иконы приписывается большинством экспертов
Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Икону отличает несколько особенностей.
Во-первых,
Во-вторых, Андрей Рублев всегда выделял центральную ось иконы, половинки которой как бы двигались к этой оси с обеих сторон. Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Он задает композицию образа: диалогичность иконы с ее делением на две половинки: левую - архангельскую, небесную - и правую - Богородичную, земную.
Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Общая композиция иконы, приобретает целостность и единство в развороте и устремленности половинок иконы и персонажей к центру и диалогу.
Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении.
Движение навстречу двух половинок подчеркиваются и задним архитектурным планом, двумя постройками: прозрачной и легкой - со стороны Архангела, и более темной и тяжелой – со стороны Пречистой. Постройки, развернутые навстречу друг другу, повторяют движения архангела Гавриила и Девы Марии в направлении к друг другу. Два строения объединены красным велумом, перекинутым от одного здания к другому, соединяющим их в единое целое и олицетворяющим связь Ветхого и Нового Завета.
В-третьих, все иконы Андрея Рублева отличают особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих единую симфонию. Андрей Рублев – признанный гений цветовых решений, тонко чувствующий сочетаемость цветов и их оттенков. Особенную праздничность придают иконе
Все особенности стиля Андрея Рублева прослеживаются как в общей композиции иконы, так и в отдельных ее фигурах. Фигура Архангела Гавриила едва касается земли, паря над ней. Его правая нога далеко отстоит от левой, согнутой и готовой преклонить колено перед Марией. Одно его крыло раскрыто, другое, в знак приветствия, поднято. Этот жест сегодня вошел в богослужение и знаком по дьяконскому движению во время чтения ектеньи, поднимающим правую руку в честь приветствия.
Архангел Гавриил выполнен в двух основных цветах: зеленом (хитон) и золотистом (гиматий, рисунок на хитоне, нимб, лик и руки) с разными оттенками от темного до светлого. Зеленый цвет – цвет жизни и Духа Святого и оба они - Архангел Гавриил и Дух Святой - выполнены в одной цветовой гамме, подчеркивающей их Божественно-Небесную природу. В то же время, они как будто передают этот живоначальный Дух и Деве Марии.
Золотистый – основной цвет иконы: ее фон, гиматий Архангела, нимбы и строения за спиной Архангела сияют божественным золотым светом. Лик Архангела мягкий; взгляд, сосредоточенно устремленный на Марию в ожидании ответа, тонкий и одухотворенный; вся его фигура легка и подвижна, полна сосредоточенности и решимости.
Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха.
Одежда Богородицы выполнена в двух цветах: синем и пурпурном, точнее – вишнево-коричневом. Синий хитон вторит цвету ленточки Гавриила в его кудрях, в этом же цвете выполнен Ее чепчик и столбы здания за спиной, соединяясь в единое целое.
По краям гиматий окаймлен тонкой золотистой полоской и золотистым орнаментом по низу, что подчеркивает ее причастность к золотому божественному свечению. Восседает Богородица на престоле, символизирующем, что Она – престол Бога, носящая в себе Невместимого.
Престол покрыт двумя подушками красного и зеленого цветов. Красный цвет - цвет радости и жертвенности, напоминающий о будущем распятии, ожидающем Иисуса Христа, и жертвенности Богородицы. Зеленый - цвет жизни и обновления, с которыми неразрывно связан праздник.
Икона Благовещения Андрея Рублева полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. В ней нет и следа от той мрачности, резкости и порывистости, которую несли византийский и греческий стили. Андрей Рублев в иконе Благовещения выразил все самое лучшее, создав свой неповторимый стиль, который сегодня известен как русская иконописная школа.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Молитва «Отче наш»
- Битва Гедеона. Окончание
- Православная икона: вводная статья
- Дебора и Барак
- Иов-ситуация
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Православная и католическая икона. Окончание
- Уроки понимания православной иконы. Пространство и время
- Православная и католическая икона. Часть 2.
- Дитрих Бонхёффер: безрелигиозное христианство
Галина, рада, что Вы читаете мои статьи и что они дают Вам что-то новое. А Благовещение — действительно удивительный праздник, антиномичный, в котором есть и хорошее и плохое. И пусть у Вас он всегда будет светлым и радостным. С наступающим днем рождения Вас и Ваших родственников.
Спасибо, очень хорошая статья. Первый раз читаю такую статью про икону Благовещения.
Для нашей семьи это особенный день — помимо самого праздника Благовещения еще и два дня рождения. День особенный, сколько помню — всегда очень ясный и очень светлый.
Владимир, спасибо за комментарий. Про праздник статья появится днями. Следите за публикациями на блоге
Спасибо за интересную статью! Ещё хорошо было бы написать и про сам Праздник подробнее.