Наступило время, когда социальная злободневность отодвинула на задворки эстетическое. Сын довольно обеспеченного купца, Иван Никитин хорошо знал людей этого круга. Их привычки обсчитывать и обманывать, их утехи и кутежи, о которых писал в автобиографической поэме «Кулак» и в стихотворении «Исповедь».
Эх, крут был мой отец!
Держал меня он в строгости
Богатый был купец;
Он взял меня от азбучки
И в лавку посадил;
Проклятой этой лавочки
Теперь я не забыл.
Бывало, кровь бросается
В лицо мне от стыда:
Всё плутовством кончается…
А не сплутуй — беда!
«Нет, ты пойми учение, —
Накинется отец, —
Ты будь — моё почтение! —
По правилам купец…»
(«Исповедь», 1861. Отрывок)
А она – о трагизме русской деревенской жизни XIX века. Не зря две последних строчки стихотворения цензура не пропустила и в современном исполнении они никем и не поются. Между тем, история, рассказанная в песне, очень грустная: молодой купец возвращается с ярмарки, где неплохо заработал.
Оставив на постоялом дворе своих лошадей, он решил устроить широкий праздник. Благо, есть на что. Начинается праздник мирным веселым хороводом, во время которого купец, не жалея денег, поит всех вином: старых, малых, молодых девушек, женщин, стариков. Заканчивается пьяный кутёж сексуальными утехами купца с девушкой-красавицей, покупаемой им у бедняков-родителей.
Молится Богу старуха жена,
Плакать бы надо — не плачет она.
Дочь их красавица поздно пришла,
Девичью совесть вином залила.
Что тут за диво! и замуж пойдет…
То-то, чай, деток на путь наведет!
Кем ты, люд бедный, на свет порожден?
Кем ты на гибель и срам осужден?
(Ехал из ярмарки… 1858. Отрывок)
В 1909 году на основе поэмы был поставлен немой короткометражный фильм, в котором очень точно был передан смысл этой грустной истории. За разгульным весельем и купеческим разгулом разворачивается настоящая трагедия молодой девушки, бедняка и темного невежества деревенской жизни.
На стихи Ивана Саввича создано более шестидесяти
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонек, замерла.
(Вырыта яма… Отрывок)
Иван Никитин не относится к числу выдающихся поэтов середины XIX века, но никто не отрицает, что он стал предтечей и Некрасова, и Сурикова, и
Но в отличие от Добролюбова, тоже бывшего семинариста, он не перестал верить в Бога, оставаясь до конца жизни глубоко верующим человеком и у Ивана Никитина написано очень много стихотворений, посвященных вере: «Монастырь», «Молитва дитяти», «Кладбище», «Вечность», «Небо», «Жизнь и смерть», «Молитва» и другие.
Принятие жизни такой, как она есть, делает его поэзию не только печальной и грустной, но и оптимистической. Взять, к примеру, «Песню бобыля». Человек без кола, без двора, но никогда не унывает, несет свои печали с достоинством и не ропщет на судьбу. На этот раз музыка точно попадает в интонацию и смысл стихотворения.
Иван Никитин не принимает поэтов, одержимых личной скорбью, хотя ему тоже пришлось много пережить: и пьянство отца, и десятилетие работы дворником на постоялом дворе, и пьяная смерть матери, и грязь, унижения, и невозможность заниматься тем, к чему рвалась душа. Но поэта он понимает по-
Нет, ты фигляр, а не певец,
Когда за личные страданья
Ждёшь от толпы рукоплесканья,
Как милостыни ждёт слепец;
(Поэту, 1850)
И хотя Ивана Никитина называют поэтом печали и ночи, что правда, т.к. у него действительно сильны мотивы одиночества, усталости, разочарования и грусти, но легкость и искренность, музыкальность, простота и чистота мысли привлекали к его поэзии многих композиторов. Среди них известные - Гречанинов, Булахов, Римский-Корсаков, Головин, Соколов, Чесноков, Кастальский, Глиэр - и менее известные - Золотарев, Чернявский, Подгорецкий и другие. Всего более тридцати.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,Стать во честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
(Русь, 1851)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Петр Вяземский. Я - записная книжка
- Песнопения Преображения Господня
- Евгений Баратынский. Окончание
- Двойники: Рихтер - Гульд. Часть 1. Святослав Рихтер
- Роберт Шуман. Окончание
- Надежда Плевицкая. Русский жаворонок
- Аполлон Григорьев. Окончание
- В лунном сиянье…
- Есть на Волге утёс. Русская марсельеза
- Степь да степь…
Языческие обычаи переплелись с христианскими, а русское православие — во многом народное, язычество так и не удалось побороть до конца. Память хранит его, потому что оно идет от поклонения природу, а человек существо природное.
Сейчас уже всем известно, что христианство принесло на Русь рабство и разрушило настоящие славянские ценности, что изменило ход истории и повернуло ее на темную сторону! Во время «крещения» погибли тысячи и тысячи людей! Почитайте хотя бы «Историю Русской церкви». На Руси до сих пор помнят имена настоящих славянских богов! Но наши предки СЛАВИЛИ богов, считали себя детьми их, а не рабами! А попов, будто бы ставленников и проводников «божьей воли» на Руси никогда не почитали, знали об их корысти, жадности и продажности! Оболваненный народ до сих пор расплачивается за это!
Спасибо!
Игорь! Я очень рада, что Вы подписались и начали получать сообщения о новых постах. И очень рада Вашим комментариям!
Тина, благодарю и очень рад первому полученному сообщению!
Тина, благодарю и очень рад!
Священнослужители очень красиво поют. Думаю, что это не случайно. Во-первых, в семинариях учат музыкальную грамоту и все церковные песнопения, во-вторых, вся служба очень музыкальная и насыщена песнопениями, и в-третьих, в храме душа сама просит пения и многие священники подпевают хору. Я ходила несколько лет в церковный хор, учила тропари, кондаки, стихиры, акафисты и т.д. С тех времен у меня сохранилось благоговение перед церковным песнопением и духовными кантами. Я очень рада, что пост понравился.
Спасибо, Наталия! Слушаю уже который раз песню «Русь» и все равно — мурашки по коже.
Pingback:Лирика русского романса. Иван Никитин. « Ехал из ярмарки ухарь-купец»
Большое спасибо за чудесную статью!
Тина, спасибо за прекрасный пост! 3 брата моей бабушки были священнослужителями. У них были прекрасные голоса и песни на стихи Никитина, Некрасова всегда звучали в доме, когда они собирались вместе. А ещё пели семинарский марш: «Братья-новгородцы, братья-семинары, друг друга обымем, сдвинем дружно руки! Все мы вышли братцы из одной опары: изнутра России, из шатра науки»….. А ещё пели переделанный семинаристами стих Некрасова: «Что так жадно глядишь на дорогу, вдалеке от весёлых друзей, — знать напала на сердце тревога, знать подумал о жизни своей…………… И зароют тебя на кладбище, как пройдёшь ты свой пастырский путь. Все забудут тебя. Разве нищий на могилку придёт отдохнуть……..»