В ней приняли участие художники - приверженцы фигуративной живописи в противовес существующему тогда засилью абстракционизма. В их числе были
РБ Kitaj очень необычный художник. Его включают в число представителей поп-арта, но интересен он тем, что сумел соединить литературную основу с визуальной, расширив их трактовку и интеллектуально обогатив живопись. Страстный коллекционер книг, он находил свои темы в истории и литературе, в творчестве великих художников, чьи портреты появлялись в его картинах, и в жизни великих писателей, а также философов и политических деятелей.
Так наиболее характерная для него картина «Осень в Париже» показывает в центре сюжета –
Вальтер Беньямин тоже был страстным коллекционером книг и создавал сборники цитат, которые переписывал от руки. РБ Kitaj делает что-то подобное только не в тетрадях, а на холсте, создавая коллажи из фотографий, вырезок газет, фрагментов изображений разных фигур и лиц известных личностей, которые, собранные вместе в одной композиции, создавали контекст истории и времени.
Картины РБ Kitajа – это ребусы, загадки и одновременно провокации, которые сложны для восприятия и расшифровки, поскольку требуют знания того, что за лица изображены на картине, откуда они и почему собраны здесь.
К его выставкам делаются обширные справочники, расшифровывающие замысел художника, так же, как и сам художник предпосылал своим выставкам большие комментарии и интерпретации картин. Это было частью его художественного творчества, в котором он видел подражание талмудической традиции интерпретации библейских текстов.
В искусстве РБ Kitajа очень сильны автобиографические черты, а также одержимость еврейской темой и темой существования диаспор. Это - тема Кафки, Фрейда, Беньямина и вообще человека, никуда не вписывающегося, живущего как неприкаянный Агасфер, обреченный на вечное блуждание в мире, где его никто не принимает. Почти в тех же словах о неприкаянности поэта писала
Да, не выгорело:
За городом мы!За городом! Понимаешь? За!
Вне! Перешед вал!
Жизнь – это место, где жить нельзя:
Ев – рейский квартал...Так не достойнее ль во сто крат
Стать Вечным Жидом?
Ибо для каждого, кто не гад,
Ев – рейский погром —
Жизнь.
(Поэма Конца)
Художник-интеллектуал, для которого литературный и философский материал не менее значим, чем художественный, РБ Kitaj выделялся из числа других богатейшими знаниями в области истории, искусства, литературы, живописи, психоанализа, философии и культурологии.
Его тема - идентификация и самоопределение личности в современном мире. Сам художник считается одним из великих неприкаянных XX века, вечным странником и вечным Жидом. С середины семидесятых его ведущей темой становится опыт существования диаспор вообще и еврейской диаспоры, в частности. Диаспорист – любой, вынужденный жить в двух мирах сразу: в общепринятом и своем, потаенном.
Искусство для РБ Kitajа – не самоценность, а поле интеллектуального исследования самых сложных философских вопросов истории двадцатого века. Так, исследуя тему возникновения фашизма и Холокоста, он пишет странную, на первый взгляд, картину «Подъем фашизма» (1975-1979), в которой дает свой ответ на этот вопрос.
Художник передает мрачную атмосферу нарастающего фашизма в Европе, подчеркивая его ужас красками: темно-синее море, черная кошка на переднем плане, пока едва заметный черный бомбардировщик слева на горизонте, купальщик в черном в центре группы фигур и черное небо на заднем плане справа.
Центральная фигура группы купальщиков – фигура фашиста в черном купальнике и с черным шлемом на голове. Слева – прекрасная и похотливая женщина – жертва фашизма. Фигура купальщицы справа – это Европа, с интересом наблюдающая за тем, что будет дальше. Ее тело покрыто кроваво-красными пятнами, но она как бы и ни причем. Бомбардировщик, показавшийся слева, пересекает Ла-Манш и вскоре с этой идиллией будет покончено.
Фашизм у РБ Kitajа – это не только черная краска, но еще и олицетворение природной похоти и зова крови обнаженной природы, сбросившей с себя культурные одежды. Нацизм – это превосходство одной крови одного народа над кровью другого народа, что неминуемо ведет к смерти, в тона которой окрашено полотно. Картина актуальна и для сегодняшнего зрителя, который ищет ответы на тот же вопрос: откуда, из чего вырастает фашизм - из любопытства равнодушных или из природы человека?
Картина создавалась в течение нескольких лет. Сначала появились три картины с разными женщинами на отдельных листах. Потом они соединились в голове художника. Началась работа по созданию единой композиции путем склеивания фигур в разных вариантах их расположения.
В технике написания картины художник вдохновлялся «Танцовщицами» Дега, выполненными пастелью, и
Родился Рональд Брукс Kitaj 29 октября 1932 года в Кливленде штата Огайо. Мать, Жанна Брукс, была урожденной американкой, но из семьи русских евреев-иммигрантов. Отец – Зигмунд Бенуей - тоже из числа еврейских беженцев, но вскоре он бросил семью.
Мать вновь вышла замуж - за венгерского еврея Вальтера Kitaj, бежавшего от нацистов из Вены в 1938 году. Мальчику было тогда девять лет, он взял фамилию отчима. Родители будущего художника не были практикующими иудаистами, мальчик рос в либеральной атеистической атмосфере.
В семнадцать лет, после окончания школы, Рональд Брукс Kitaj пять лет посменно работает на торговом флоте в качестве моряка. Но параллельно начинает учиться рисованию и искусствоведению в Нью-Йорке, потом в Вене и Париже. В двадцать один год женится и играет протестантскую свадьбу. Брак длился двенадцать лет. В браке родился сын Лем, но через пятнадцать лет жена покончит жизнь самоубийством.
В год свадьбы Рональд Брукс Kitaj едет в Испанию изучать историю испанской инквизиции, еврейской диаспоры и каталонского искусства. В 24 года поступает на службу в армию, а после службы продолжает учебу в школе рисования в Оксфорде, посещает лекции по искусствоведению и оканчивает Королевский колледж искусств в Лондоне. Здесь начинается его дружба с Дэвидом Хокни, которая продолжается всю жизнь.
В тридцать один год у художника состоится персональная выставка в Лондоне, через два – в Нью-Йорке. В Лос-Анджелесе начинается преподавательская деятельность Рональда Kitajа. Здесь он знакомится со своей второй женой – художницей Сандрой Фишер. Их свадьба состоится через двенадцать лет, когда художнику исполнится пятьдесят и уже в синагоге со всеми полагающимися еврейскими обычаями. Через год у них родится сын Макс.
В 1976 году (в 44 года) Рональд Брукс Kitaj организует ту, самую известную, выставку, положившую начало Лондонской школы живописи. У художника начинается период осмысления еврейской традиции, еврейской диаспоры, еврейской живописи. А в 56 лет появляется первый манифест диаспористов. Весь последующий период художника так или иначе связан с темой еврейской диаспоры и еврейской традиции.
В 1994 году состоится ретроспективная выставка художника, который недавно отметил свой шестидесятилетний юбилей. Выставка стала одновременно и поражением, и триумфом художника, высшей точкой его жизненной карьеры и самой большой жизненной трагедией, от которой Рональд Брукс Kitaj не смог оправиться и через тринадцать лет покончит жизнь самоубийством.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Максим Кантор. Битва в одиночку
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Пасхальные яйца Фаберже
- Сказочник Хундертвассер
- Два мира - две Азбуки
- Игорь Стравинский. Русский период
- Павел Зальцман: осколки Серебряного века
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- Супрематический фарфор. Николай Суетин
- Чюрлёнис. Философия жизни
Елена, огромное спасибо, что Вы так внимательно читаете мои посты и даже отправляете их в сеть. Я это не практикую, но обязательно возьму на вооружение. Вторая часть о художнике интереснее — там как раз об эффекте психической гигиены.
Большое спасибо, Тина, что познакомили меня с интересным человеком, талантливым художником и неординарной личностью. Рональд Брукс Kitajвпечатляет! Твит
Нет, только что от Вас услышала, сразу полезла в Интернет. Уже поверхностное знакомство — мой художник!!! Занесла себе в свою тайную записную книжечку, где ждет своей очереди много чего интересного. Спасибо!!!!
Раз уж речь пошла о диаспористах, то мне интересно, знаком ли вам художник Аршиль Горки ( Востаник Манук Адоян )?
Да, Тина, для меня это неоценимые сведения… Пожалуй позиция художника, его философия, для меня важнее, чем результат его творчества, наверно потому, что считаю в творчестве важнее процесс (путь)…
Согласна с Вами, Вы увидели картину точнее — действительно, она как убитая птица.
Для меня этот художник тоже ближе всех. Мне нравится его философская позиция и интеллектуализм, а также его концепция диаспоризма. К диаспоритсам он относит те фигуры и типы, картинам которых он дает названия, оканчивающиеся на «ист»: ориенталист, арабист, сенсуалист, сезанист, неокубист, коммунист, социалист, каббалист, испанист, кафеист и т.д. Я верю в мощь созданного типажа в искусстве. Некоторые из них становятся друзьями, но все диаспористы (большинство из которых не-евреи) — это те, кто создал свой собственный мир странным и прекрасным способом». Меня эта тема очень сильно трогает. Если Вы заметили, то в числе тех, о ком пишу, подавляющее большинство диаспористов, если пользоваться терминологией художника. Люди, которые вываливаются из пределов дозволенного и устоявшегося, так сказать, выродки. А у Китая, оказывается, существует целая теория на этот счет и манифест таких людей. Потрясающе! Вам, как художнику, его творчество интересно и другими сторонами. Я очень рада, что Вы узнали с моей помощью новое.
Потрясающая картина» Убийство Розы…»! РБ Kitaj изобразил ее убитой птицей …
Очень интересно и познавательно…спасибо Тина. Еще один потрясающий художник Лондонской школы. Пожалуй эта живопись мне ближе всех.
Удивительные работы РБ Kitaj, которые нужно читать, а не смотреть