Рождение ребенка: русские обычаи

rozhdenie_rebenka12Рождение ребенка сегодня – особая область знания медицины, которую изучают специально, но в России вплоть до X века не было никаких пособий ни по родам, ни по тому, что делать после.  В деревнях было одно средство: предоставить все самой природе и здоровью женщины, которая, бывало, рожала прямо в поле, а через три дня уже ходила.

Ни о каких акушерских тонкостях, приспособлениях или специальных креслах, существовавших у других народов для родовспоможения, омовения и повивания новорожденных, русские деревенские бабы не знали. И рожали они не сидя на корточках, как было принято, например, в Египте, а лежа или полусидя.

Роды на корточках  практиковались и в других странах (в Индии, например), потому что в таком положении таз хорошо открывается и легко пропускает ребенка. Помню, когда  рожала в первый раз, соседки по палате рассказывали о случаях, когда женщина рожала, сидя на унитазе, ребенка едва успевали подхватить. Не верила, но сейчас верю, т.к. физиологически вполне объяснимо.

rozhdenie_rebenka2

В России, да и в Европе вообще, этот способ не прижился. Интересно, что если посмотреть на иконы «Рождества Богородицы» и «Рождества Христова», видно, что  в том и другом случае роженица лежит. У всех народов существовало особое сословие пожилых женщин, называвшееся бабками-повитухами.

Об этом известно, например, из Библии, в которой рассказывается, как египетский фараон повелел повитухам, принимавшим роды у евреек, убивать всех младенцев мужеского пола, чтобы евреи не плодились так быстро.

Под этот  указ фараона попал, в частности, Моисей. Его  мать уговорила повитуху оставить ребенка в живых, а через несколько дней положила младенца в корзинку и пустила ее по реке. Корзинку заметила дочь фараона,  забрала мальчика к себе во дворец и научила его египетской мудрости.

Повитухи не только помогали в родах, но и умели диагностировать беременность, определять пол будущего младенца, прерывать беременность и даже лечить  некоторые женские болезни. Россия в этом смысле не была исключением, почти в каждой деревне и городе были такие бабки-повитухи, а если не было, то всегда можно было найти опытную в этих делах женщину.

 

rozhdenie_rebenka4Акушерство в России появилось только в XVIII веке, когда стали открываться специальные курсы и школы. В них сначала обучались девушки-сиротки из воспитательных домов, потом - все желающие. Особенно много в этом отношении было сделано вдовствующей императрицей Марией Федоровной (женой Павла I) и ее дочерью Еленой Павловной.

Их усилиями количество таких школ увеличилось, в них преподавали основы медицины и девушки могли не только принять роды, но и, в крайнем случае, оказать первую врачебную помощь. Выпускники определялись в казенные заведения или начинали заниматься частной практикой. Таким «бабкам-повитухам» было уже не шестьдесят-семьдесят, а восемнадцать-двадцать.

Рождение ребенка в семье было событием и обставлялось многими ритуалами, обрядами и церковными Таинствами, важнейшими из которых были крещение и миропомазание, которые пришли в Россию после принятия христианства. Роды в деревнях проходили, как правило, в банях, самом чистом месте, где всегда была вода и печка, а стены настолько продезинфицировались дымом, что более чистого места в хозяйстве было не найти.

rozhdenie_rebenka13

Борис Григорьев. Мать

Как только наступало время потуг, женщина удалялась с бабкой-повитухой и еще несколькими женщинами в баню, а когда становилось известно, что родился ребенок, священник читал над женщиной очистительную молитву (роды делали женщину нечистой), а также над  бабкой-повитухой и остальным присутствующим, даже если они не прикасались к роженице.

«Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю, Сам и сию днесь родившую рабу Твою (имярек) Ю исцели, и восстави ю от одра, на нем же лежит; зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди; покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешнего дне даже до последнего ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Читалась молитва и над младенцем. Как только он появлялся на свет, пуповина перевязывалась в двух местах, между которыми ее отрезали. Младенца выправляли, намыливая, встряхивая и обмывая водой. Потом ребеночка осторожно заворачивали в пеленку и клали в люльку.

rozhdenie_rebenka6

Новорожденный (Рождество Христово?). Фрагмент. Головка младенца. 1645-1648

В соответствии с Ветхим Заветом считается, что женщина при рождении сына остается нечистой сорок дней, девочки – восемьдесят.  И до сих пор в православии сохраняется традиция: мать, как нечистая, не имеет права присутствовать при крещении своего ребенка, хотя нередко младенца крестят не через восемь дней, и не через сорок, и даже не через восемьдесят, а через год-два-три и более лет.

Присутствуя как уставщица на многих крещениях, заметила, что, как правило, дети очень болезненно реагируют на отсутствие матери, а восприемники не всегда могут успокоить ребенка, который надрывается от крика и слез. Многие священники признают, что Ветхий Завет в этой части давно устарел, но… такова традиция.

В древности день крещения не был определен однозначно. Если дитя рождалось слабеньким и немощным,  и была высока вероятность его смерти, то никто не ждал никакого специального дня. Его  крестили особым укороченным чином «в час воньже родися; токмо омыти его и  абие крестити, да не скончается не просвещен (т.е. не крещенным)».

rozhdenie_rebenka7

Аким Карнеев. Крестины

На восьмой день принято было давать новорожденному христианское имя. Оно отличалось от имени, которым он нарекался при рождении, поэтому у ребенка было два имени, например, одно Владимир, а другое Болислав или Сергий, одно Людмила, второе - Надежда. Прижился обычай называть ребенка именем святого, которого поминали на восьмой день после рождения младенца.

На сороковой день в храме читалась молитва об очищении роженицы. Чин Просвещения (Крещения) и Миропомазания существует отдельно от молитв, читаемых  в первый и восьмой день. Этим обычаям следовали все.

Потом начинались поздравления и подарки. Особенно пышно обставлялось рождение ребенка в царской семье. Устраивались пиры и обеды, раздавалась богатая милостыня, освобождались из тюрьмы  не особо важные заключенные, в храмах и монастырях проходили молебны в честь рождения царевича или царевны.

rozhdenie_rebenka8

З.Серебрякова. Кормилица с ребенком

Особенно тщательно подбиралась для младенца кормилица. Через год, если она была из дворянского рода, ее муж становился воеводой или ему даровалась вотчина. Если из других чинов – следовало повышение и награждение денежным жалованьем. Если кто-то чужой при кормилице хвалил ребеночка, она должна была от сглаза трижды сплюнуть на землю.

В простонародье все происходило проще, но более сильными были поверья и приметы. Так, когда начинались родовые мучения, принято было это скрывать (считалось, что это облегчает муки), а роженице давали пить воду, в которой предварительно растворяли написанную молитву о благополучном разрешении.

Этот обычай в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня: многие матери, бабушки, знакомые заказывают молебен о благополучном разрешении от родов и молятся перед специальной иконой "Помощница в родах" дома.

rozhdenie_rebenka10

Икона Божьей Матери "Помощница в родах"

В некоторых деревнях было принято водить роженицу в избе или в бане по кругу, не давая ей садиться или лежать, что физиологически тоже понятно. Когда женщина разрешалась от бремени, ей давали чарку вина и кусочек хлеба; потом ее поили толокном, разбавленным пивом и потчивали всякой пищей.

А что отец? Сначала он ел гречневую кашу, потом его отправляли из избы и готовили для него специальную кашу из пшена. В нее клали по столовой  ложке уксуса, перца, горчицы, хрена, соли и посыпали все это  сверху сахаром. Он должен был эту кашу съесть, такая она олицетворяла мучения роженицы.

В других местах  было принято подавать отцу новорожденного ложку соли, сверху покрытую кашей. Кумовья в это время поднимали высоко пирог и приговаривали:

«Расти, крестник, так высок, как мы подняли пирог».

rozhdenie_rebenka1Интересно, что в Грузии был другой обычай: когда приходило время родов, роженицу усаживали посреди избы на ковер и мужчины начинали размахивать над ее головой саблями. Считалось, что от страха она быстрее родит.

Существовали особые родильные подарки, которые принято  подносили роженице. Обычно после родов родственники и знакомые посылали в дар кусок материи на рубашку младенцу, муку и крупу. Если приходили сами, то приносили пироги и другую снедь, а также скрытно клали под подушку золотую монетку.

Сегодня эти и  многие другие обычаи, связанные с рождением ребенка, забыты и мало кто знает о них, а жаль....

rozhdenie_rebenka

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged дети, Женщина, женщины, икона, молитва, народные праздники, православные праздники, русский мир, фольклор. Bookmark the permalink.

6 Responses to Рождение ребенка: русские обычаи

  1. О, как сложно!!! На все это уйдет полчаса, не меньше. Ничего себе просто!!! Не удивлена, «что не у всех хозяюшек хватает терпения ее готовить». Я себе кашу варю за пять минут. Но для интереса попробую в воскресение приготовить. У меня три разных сковородки, на одной — медленно готовится, зато долго держится горячее (чугунная), на другой — быстро, какой-то алюминиевый сплав, но она быстро остывает. Если быстро, то, наверное, вторую сковородку лучше. Когда добавляете кипяток, сковорода должна стоять на плите или все это делается, когда сковородка снята с плиты? В общем, сделаю, тогда появятся и вопросы. А так — не все понятно, нужна практика, чтобы до конца освоить этот способ приготовления каши. У меня даже на суп уходит меньше времени.

  2. nadilel says:

    Тина, хавиц у нас готовят все, он очень прост в приготовлении, но надо несколько раз ; пережарить муку ;), или добавить ее слишком много, или не успеть размешать и получатся комочки ( наверно потому очень многие армяне любят хавиц с комочками ;)))))))
    Я наловчилась готовить эту простую кашу и с удивлением недавно обнаружила, что не у всех хозяюшех хватает терпения ее готовить 😉 Я готовлю так:
    Берете небольшую сковороду, насыпте две столовые лож. муки и постоянно помешивая слежу за цветом, дело в том, что пока нагревается посуда, мука остается белой, но как только хорошо прогревается дно, мука сразу начинает темнеть, и вот тут-то надо ловко перемешивать, что бы нижний слой муки не почернел, что он как правило делает быстро и с удовольствием, поэтому я вооружаюсь плоской деревянной ( чтобы не гремела :))))) лопаточкой и спокойно, но постоянно перемешиваю муку, до золотистого цвета, как правило с появлением этого цвета появляется и характерный запах «подгоревшей» муки… Потом я снимаю посуду с плиты ( опять-таки чтобы не подгорело) кладу кусок масла ( в данном случае достаточно 30 гр. а в смурые годы я использовала и растительное масло ) и смешиваю масло с мукой и только потом добавляю кипяток — вот тут самое оно! Дело в том, что если на раскаленную муку, добавлять кипяток, то надо обладать ловкостью миксера, чтобы размешать массу как крем — гладкую и нежную, что получается очень редко, потому, я подозреваю, что большая половина армян предпочитает комочки ;))))) Для начала можно добавлять остывшую кипяченную воду, тогда мешать придется дольше ( надо же довести до кипения ), зато комочков не будет. Воду добавлять надо по мере загустения, когда каша сдасться ( я правильно написала слово?кажись мягкий знак не нужен) и примет вид крема, можно отложить чайник и даже не мешать ее так остервенело, минут через 10 — 15, можно добавлять соль и сахар по вкусу ( у нас есть любители только соленной каши ) Попробуйте, Тина, это вкусно.
    Армяне давно оседлый народ, потому пшеничной еды у нас великое множество, кстати Вавилов нашел образцы дикой пшеницы на Армянском нагорье.

  3. Да, отношение гинекологов к беременным (по себе сужу) было мягко говоря — не очень дружелюбным. И потому две своих беременности вспоминаю вовсе не как благодать.

  4. Спасибо, Надилель! Так потихоньку узнаем об армянских традициях. Жаль, что не дли рецепт каши, но я нашла информацию о ней: «Хавиц очень древний сытный завтрак армян, и не только завтрак, хавиц у нас дают женщинам после родов, чтобы укрепить их организм…..очень полезен для худых, у которых проблемы с понижением веса…..очень полезен для детей на завтрак…одним словом очень вкусная вещь… Рецепт: Хавиц (армянская полезная каша), как приготовить быстро и вкусно в домашних условиях: Муку обжарить на сухой сковородке до получения светло коричневого цвета, все время нужно мешать, добавить масло, не переставая мешать, обжарить с маслом тоже 2 минуты, добавить кипяченную воду столько, чтобы получилось не очень густая, но и не очень жидкая масса, мешать до получения однородной массы, потом мешать до тех пор пока масса не загустеет, добавить сахар и подавать, посыпая хавиц корицей и гвоздикой…..»

    Не знаю, так ли Вы готовите такую кашу, рецепт наверняка не единственный. Один вопрос: воду заливают прямо в сковородку? Попробую приготовить сама.

  5. Лаура says:

    По сути своей ведь это такая глубокая история от благословения Богом Евы до наших дней зачинать, вынашивать и рождать женщине ЧЕЛОВЕКА. Не зря именно женщина легче верит в Бога и доверяет Ему ( это отмечали и многие святые). Беременность особое удивительное состояние, почти волшебное… Ведь в это время, незримо, каждое мгновение Бог творит и развивает в ней человека уже с душой и определенной генетикой и даже талантами. Беременность и материнство — это по истине особенные дары Женщине от Создателя. К большому сожалению в обществе исторически мало когда длительно по достоинству ценился этот Божий удел. Я нередко слышала, что в советское время женщине приходилось много терпеть унижений на приеме у гинекологов, а также во время родов. Да и к материнству и к малышам было очень прохладное отношение в целом. Женщину-мамочку ставили и в ночную смену на заводах и никому не было дело, что она одна и ей не с кем оставить кроху. Так и оставался малыш один… Хорошо хоть сейчас в каких-то аспектах материнство и дети имеют государственную поддержку, но конечно не во всем…

  6. nadilel says:

    У нас роженице дают хавиц, это каша из обжаренной муки. Я до сих пор готовлю эту кашу, правда сама не ем, не люблю, но домочадцы — обожают :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *