Ни о каких акушерских тонкостях, приспособлениях или специальных креслах, существовавших у других народов для родовспоможения, омовения и повивания новорожденных, русские деревенские бабы не знали. И рожали они не сидя на корточках, как было принято, например, в Египте, а лежа или полусидя.
Роды на корточках практиковались и в других странах (в Индии, например), потому что в таком положении таз хорошо открывается и легко пропускает ребенка. Помню, когда рожала в первый раз, соседки по палате рассказывали о случаях, когда женщина рожала, сидя на унитазе, ребенка едва успевали подхватить. Не верила, но сейчас верю, т.к. физиологически вполне объяснимо.
В России, да и в Европе вообще, этот способ не прижился. Интересно, что если посмотреть на иконы «
Об этом известно, например, из Библии, в которой рассказывается, как египетский фараон повелел повитухам, принимавшим роды у евреек, убивать всех младенцев мужеского пола, чтобы евреи не плодились так быстро.
Под этот указ фараона попал, в частности,
Повитухи не только помогали в родах, но и умели диагностировать беременность, определять пол будущего младенца, прерывать беременность и даже лечить некоторые женские болезни. Россия в этом смысле не была исключением, почти в каждой деревне и городе были такие бабки-повитухи, а если не было, то всегда можно было найти опытную в этих делах женщину.
Их усилиями количество таких школ увеличилось, в них преподавали основы медицины и девушки могли не только принять роды, но и, в крайнем случае, оказать первую врачебную помощь. Выпускники определялись в казенные заведения или начинали заниматься частной практикой. Таким «бабкам-повитухам» было уже не шестьдесят-семьдесят, а восемнадцать-двадцать.
Рождение ребенка в семье было событием и обставлялось многими ритуалами, обрядами и церковными Таинствами, важнейшими из которых были крещение и миропомазание, которые пришли в Россию после принятия христианства. Роды в деревнях проходили, как правило, в
Как только наступало время потуг, женщина удалялась с бабкой-повитухой и еще несколькими женщинами в баню, а когда становилось известно, что родился ребенок, священник читал над женщиной очистительную молитву (роды делали женщину нечистой), а также над бабкой-повитухой и остальным присутствующим, даже если они не прикасались к роженице.
«Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю, Сам и сию днесь родившую рабу Твою (имярек) Ю исцели, и восстави ю от одра, на нем же лежит; зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди; покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешнего дне даже до последнего ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»
Читалась молитва и над младенцем. Как только он появлялся на свет, пуповина перевязывалась в двух местах, между которыми ее отрезали. Младенца выправляли, намыливая, встряхивая и обмывая водой. Потом ребеночка осторожно заворачивали в пеленку и клали в люльку.
В соответствии с
Присутствуя как уставщица на многих крещениях, заметила, что, как правило, дети очень болезненно реагируют на отсутствие матери, а восприемники не всегда могут успокоить ребенка, который надрывается от крика и слез. Многие священники признают, что
В древности день крещения не был определен однозначно. Если дитя рождалось слабеньким и немощным, и была высока вероятность его смерти, то никто не ждал никакого специального дня. Его крестили особым укороченным чином «в час воньже родися; токмо омыти его и абие крестити, да не скончается не просвещен (т.е. не крещенным)».
На восьмой день принято было давать новорожденному христианское имя. Оно отличалось от имени, которым он нарекался при рождении, поэтому у ребенка было два имени, например, одно Владимир, а другое Болислав или Сергий, одно Людмила, второе - Надежда. Прижился обычай называть ребенка именем святого, которого поминали на восьмой день после рождения младенца.
На сороковой день в храме читалась молитва об очищении роженицы. Чин Просвещения (Крещения) и Миропомазания существует отдельно от молитв, читаемых в первый и восьмой день. Этим обычаям следовали все.
Потом начинались поздравления и подарки. Особенно пышно обставлялось рождение ребенка в царской семье. Устраивались пиры и обеды, раздавалась богатая милостыня, освобождались из тюрьмы не особо важные заключенные, в храмах и монастырях проходили молебны в честь рождения царевича или царевны.
Особенно тщательно подбиралась для младенца кормилица. Через год, если она была из дворянского рода, ее муж становился воеводой или ему даровалась вотчина. Если из других чинов – следовало повышение и награждение денежным жалованьем. Если кто-то чужой при кормилице хвалил ребеночка, она должна была от сглаза трижды сплюнуть на землю.
В простонародье все происходило проще, но более сильными были поверья и приметы. Так, когда начинались родовые мучения, принято было это скрывать (считалось, что это облегчает муки), а роженице давали пить воду, в которой предварительно растворяли написанную молитву о благополучном разрешении.
Этот обычай в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня: многие матери, бабушки, знакомые заказывают молебен о благополучном разрешении от родов и молятся перед специальной иконой "Помощница в родах" дома.
В некоторых деревнях было принято водить роженицу в избе или в
А что отец? Сначала он ел гречневую кашу, потом его отправляли из избы и готовили для него специальную кашу из пшена. В нее клали по столовой ложке уксуса, перца, горчицы, хрена, соли и посыпали все это сверху сахаром. Он должен был эту кашу съесть, такая она олицетворяла мучения роженицы.
В других местах было принято подавать отцу новорожденного ложку соли, сверху покрытую кашей. Кумовья в это время поднимали высоко пирог и приговаривали:
«Расти, крестник, так высок, как мы подняли пирог».
Существовали особые родильные подарки, которые принято подносили роженице. Обычно после родов родственники и знакомые посылали в дар кусок материи на рубашку младенцу, муку и крупу. Если приходили сами, то приносили пироги и другую снедь, а также скрытно клали под подушку золотую монетку.
Сегодня эти и многие другие обычаи, связанные с рождением ребенка, забыты и мало кто знает о них, а жаль....
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ожерелье. Притча
- Елена Благинина. Голоса Серебряного века
- Необычное желание. Современная притча
- Профессор для школы
- Агния Барто: переводчик с детского
- Мы - друзья
- Эллиот Эрвитт
- Жизнь "до и после"...
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Девочка и Волк
О, как сложно!!! На все это уйдет полчаса, не меньше. Ничего себе просто!!! Не удивлена, «что не у всех хозяюшек хватает терпения ее готовить». Я себе кашу варю за пять минут. Но для интереса попробую в воскресение приготовить. У меня три разных сковородки, на одной — медленно готовится, зато долго держится горячее (чугунная), на другой — быстро, какой-то алюминиевый сплав, но она быстро остывает. Если быстро, то, наверное, вторую сковородку лучше. Когда добавляете кипяток, сковорода должна стоять на плите или все это делается, когда сковородка снята с плиты? В общем, сделаю, тогда появятся и вопросы. А так — не все понятно, нужна практика, чтобы до конца освоить этот способ приготовления каши. У меня даже на суп уходит меньше времени.
Тина, хавиц у нас готовят все, он очень прост в приготовлении, но надо несколько раз ; пережарить муку ;), или добавить ее слишком много, или не успеть размешать и получатся комочки ( наверно потому очень многие армяне любят хавиц с комочками ;)))))))
Я наловчилась готовить эту простую кашу и с удивлением недавно обнаружила, что не у всех хозяюшех хватает терпения ее готовить 😉 Я готовлю так:
Берете небольшую сковороду, насыпте две столовые лож. муки и постоянно помешивая слежу за цветом, дело в том, что пока нагревается посуда, мука остается белой, но как только хорошо прогревается дно, мука сразу начинает темнеть, и вот тут-то надо ловко перемешивать, что бы нижний слой муки не почернел, что он как правило делает быстро и с удовольствием, поэтому я вооружаюсь плоской деревянной ( чтобы не гремела :))))) лопаточкой и спокойно, но постоянно перемешиваю муку, до золотистого цвета, как правило с появлением этого цвета появляется и характерный запах «подгоревшей» муки… Потом я снимаю посуду с плиты ( опять-таки чтобы не подгорело) кладу кусок масла ( в данном случае достаточно 30 гр. а в смурые годы я использовала и растительное масло ) и смешиваю масло с мукой и только потом добавляю кипяток — вот тут самое оно! Дело в том, что если на раскаленную муку, добавлять кипяток, то надо обладать ловкостью миксера, чтобы размешать массу как крем — гладкую и нежную, что получается очень редко, потому, я подозреваю, что большая половина армян предпочитает комочки ;))))) Для начала можно добавлять остывшую кипяченную воду, тогда мешать придется дольше ( надо же довести до кипения ), зато комочков не будет. Воду добавлять надо по мере загустения, когда каша сдасться ( я правильно написала слово?кажись мягкий знак не нужен) и примет вид крема, можно отложить чайник и даже не мешать ее так остервенело, минут через 10 — 15, можно добавлять соль и сахар по вкусу ( у нас есть любители только соленной каши ) Попробуйте, Тина, это вкусно.
Армяне давно оседлый народ, потому пшеничной еды у нас великое множество, кстати Вавилов нашел образцы дикой пшеницы на Армянском нагорье.
Да, отношение гинекологов к беременным (по себе сужу) было мягко говоря — не очень дружелюбным. И потому две своих беременности вспоминаю вовсе не как благодать.
Спасибо, Надилель! Так потихоньку узнаем об армянских традициях. Жаль, что не дли рецепт каши, но я нашла информацию о ней: «Хавиц очень древний сытный завтрак армян, и не только завтрак, хавиц у нас дают женщинам после родов, чтобы укрепить их организм…..очень полезен для худых, у которых проблемы с понижением веса…..очень полезен для детей на завтрак…одним словом очень вкусная вещь… Рецепт: Хавиц (армянская полезная каша), как приготовить быстро и вкусно в домашних условиях: Муку обжарить на сухой сковородке до получения светло коричневого цвета, все время нужно мешать, добавить масло, не переставая мешать, обжарить с маслом тоже 2 минуты, добавить кипяченную воду столько, чтобы получилось не очень густая, но и не очень жидкая масса, мешать до получения однородной массы, потом мешать до тех пор пока масса не загустеет, добавить сахар и подавать, посыпая хавиц корицей и гвоздикой…..»
Не знаю, так ли Вы готовите такую кашу, рецепт наверняка не единственный. Один вопрос: воду заливают прямо в сковородку? Попробую приготовить сама.
По сути своей ведь это такая глубокая история от благословения Богом Евы до наших дней зачинать, вынашивать и рождать женщине ЧЕЛОВЕКА. Не зря именно женщина легче верит в Бога и доверяет Ему ( это отмечали и многие святые). Беременность особое удивительное состояние, почти волшебное… Ведь в это время, незримо, каждое мгновение Бог творит и развивает в ней человека уже с душой и определенной генетикой и даже талантами. Беременность и материнство — это по истине особенные дары Женщине от Создателя. К большому сожалению в обществе исторически мало когда длительно по достоинству ценился этот Божий удел. Я нередко слышала, что в советское время женщине приходилось много терпеть унижений на приеме у гинекологов, а также во время родов. Да и к материнству и к малышам было очень прохладное отношение в целом. Женщину-мамочку ставили и в ночную смену на заводах и никому не было дело, что она одна и ей не с кем оставить кроху. Так и оставался малыш один… Хорошо хоть сейчас в каких-то аспектах материнство и дети имеют государственную поддержку, но конечно не во всем…
У нас роженице дают хавиц, это каша из обжаренной муки. Я до сих пор готовлю эту кашу, правда сама не ем, не люблю, но домочадцы — обожают