Сретенье – дверь в «плохое» время

СретеньеСретенье в христианстве это, прежде всего, встреча: встреча Нового и Ветхого Завета. Но Сретенье несет и другую нагрузку, может быть, даже более важную.

Сретенье - начало длительного весеннего межсезонья, получившего название «плохого» времени, открывающего дверь в пространство, несущего много неприятного, слякотного, размытого, аморфного, кризисного, из хаоса которого пересоздается новый космос и новый мир.

В этот период нарушается равновесие: отрицательное перевешивает положительное, обостряются болезни, особенно нервно-психические.

Как пограничье, это время отмечается в народе поверьями, заговорами, гаданиями, запретами, особым языком, страшными историями с покойниками, демонами, животными, олицетворяющими потусторонний мир.

Сретенье – дверь, закрывающая одну страницу и открывающая другую, это граница, разрыв, который является особым пространством со своими характеристиками, ритуалами и обрядами, в котором стихийное и необузданное превращается в культурное и упорядоченное, меняется центр тяжести, происходит перецентровка жизни.

Следует вспомнить, что в первые времена христианства еще сохранялись римские календы и византийская традиция, по которым февраль был последним месяцем года, а март – его началом. Перенос начала года на 1 сентября, а потом и на 1 января, был одним из способов борьбы с язычеством и природным началом.

Но природа живет по своим законам, отменить которые невозможно. Народ, как часть природы, подчиняется гораздо в большей степени природному ритму, нежели религиозному, поэтому язычество невозможно победить, его можно только понять, впитать и «окультурить».

Праздником Сретенья открывается время подготовки к Великому Посту. Великий Пост – это своеобразный заговор «плохого времени», оберег, расширяющий понимание поста до особого времени, в котором уживаются  языческое и религиозное, природное и духовное, переплетенное так, что уже не поймешь, кто кого определяет.

sretene_Питер Брейгель. Битва Карнавала и Поста

Ранне-весеннее время - это начало пробуждения,подготовки к новому урожаю, время очищения от старого и снова  вхождение в мир обновленным. Поэтому Великий Пост – время покаяния, очищения и обновления. Межсезонье открывается февралем.

К нему в славянской традиционной культуре наиболее негативное отношение. Вспомним, что этот месяц короче других, что в нем то 28, то 29 дней. Отсюда названия, подчеркивающие его ущербность и неполноценность: «кривой», «куцый», «короткий», «маленький». Одним словом, «плохой» - «хромой» - февраль.

Сретенье_Крестный ход на Громницы в Картпатах

В феврале все так или иначе почитаемые дни несут негативную окраску, акцентируя внимание на нарушении симметрии, парности, преобладании аномальности в поведении: нарушение порядка постов (масленица и неделя мытаря и фарисея - сплошные);

безрассудность, вздорность, буйство и разгульность в карнавальные дни; волчьи и мышиные  свадьбы, родительские поминальные субботы. Все это – отступление от нормы, выраженное в оценке февраля как «плохого» месяца. Для предохранения  в реках вновь освящалась вода, как на Крещение, и ею окроплялись дома и постройки.

Самыми страшными днями считаются сретенские дни: 14, 15, 16 февраля, называемые волчьими, а каждый день в отдельности по особому: 14.02- кротиный, 15.02 -мышиный и 16.02 – волчий, по наименованию животных, олицетворяющих антимир.

Из них самый опасный –- волчий  - день св. Симеона, 16 февраля. В этот день боялись произносить слово «волк». В Сретенье не делалось никакой работы, не выбрасывали мусор, чтобы не рассердить волков, не разрешалось мотать пряжу, чтобы не замотать волка и т.д.

Сретенье_Громницы

Народ верил, что Симеон оставляет на людях отметины, знаки, раны, связанные с волчьими укусами. Волки в эти дни бесятся и играют  волчьи свадьбы, а по деревням и селам носят чучело  убитого волка, чтобы отогнать волков от людей.

Да и сам праздник Сретенья называли днем Волчьей Богородицы. Негативная оценка сретенских дней породила много страшных историй и поверий, связанных с ними, несмотря на то, что сретенские дни освящены авторитетом церкви.

Считалось, например, что ребенок, родившийся в Сретенье, будет несчастным, а беременным женщинам вменялось в обязанность  праздновать этот день, т.к. его отрицание будет сказываться на новорожденном младенце.

Чтобы предохраниться от нежелательных контактов, существовал запрет на ряд действий в  «плохое» время. В этот период, по народным поверьям, происходит материализация антимира, «вывороченная» реальность начинает показывать свое лицо и необходимо быть осторожным, чтобы уберечься от разгула демонических сил.

Сретенье_Крест от громничной свечи

Не в последнюю очередь с этим связана традиция освящение в Сретенье огромных свечей. Эту свечу приносили в дом и делали ею крест. Зажигали ее летом, когда случалась гроза, чтобы уберечь дом от пожара. Отсюда народное название праздника Сретения - Громницы.

В Америке  этот день известен как  День сурка, по погоде на Сретенье определяли погоду на весну и лето. Самым плохим днем года считается в народе последний - день преподобного Кассиана Римлянина или св. Касьяна.

Он приходится на двадцать девятое февраля или тринадцатое марта – по старому и новому стилю, соответственно. Эта дата появляется один раз в 4 года, а Касьян считается недоброжелателем, завистником, злопамятным, святым-демоном. Про него сложено много поговорок:

«Касьян все косой косит», «Касьян куда не глянет, все вянет»

sretenie

Святой Касьян

Говорят, что Господь наказал Касьяна за  злобность и злопамятность, и  его день празднуется только раз в четыре года. Вообще последний день февраля – один из самых опасных, будь то 28 или 29 февраля, не имеет значения. В этот день избегают всяких действий и работы, нельзя было и грешить, чтобы не зачать калеку и избежать несчастья. Тень святого Касьяна падает на весь високосный год.

Кривой считается также неделя мытаря и фарисея, начинающаяся в этом году с 25 февраля, т.к. в эту неделю отменяется посты. Словом, во всех славянских традициях, февраль, и особенно его первые и последние  дни – сретенские и касьяновские - были наиболее опасными, для них существовали  особые правила защиты и запретов, что облегчало вхождение в первые дни нового природного года.

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники, православное богослужение, православные праздники, фольклор. Bookmark the permalink.

4 Responses to Сретенье – дверь в «плохое» время

  1. Здорово! Я очень люблю вот такие обычаи, от них веет какой-то особой правдой. Пусть языческое, но в них есть интуитивное чутье, природное, народное, которое не обманешь. Это как у животных и детей: они чувствуют и понимают не умом, а интуицией, как надо. Большое спасибо за расширение понимания и моего знания. За этот текст я очень много услышала в вой адрес ругательств. А Ваш комментарий — очень добрый и дополняющий текст. Спасибо огромное!

  2. Liudmila says:

    Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранились в доме как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.

    За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
    Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорила: ‘Живи на мое счастье’. На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребенка ‘привязывают’ к жизни.

  3. Юрий, Вы не представляете, сколько критики было по поводу этого поста!!! А я сегодня его прочитала, он мне понравился (правда тогда он мне не очень нравился), я ни в чем не погрешила против истины. И вот опять февраль и опять дверь скрипит, открываясь в новое время.

  4. yuriyapril says:

    Обряд кормления стихий !!!!!!!!!!!!!

    Как поэтично сказано!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *