Сретенье - начало длительного весеннего межсезонья, получившего название «плохого» времени, открывающего дверь в пространство, несущего много неприятного, слякотного, размытого, аморфного, кризисного, из хаоса которого пересоздается новый космос и новый мир.
В этот период нарушается равновесие: отрицательное перевешивает положительное, обостряются болезни, особенно нервно-психические.
Как пограничье, это время отмечается в народе поверьями, заговорами, гаданиями, запретами, особым языком, страшными историями с покойниками, демонами, животными, олицетворяющими потусторонний мир.
Следует вспомнить, что в первые времена христианства еще сохранялись римские календы и византийская традиция, по которым февраль был последним месяцем года, а март – его началом. Перенос начала года на 1 сентября, а потом и на 1 января, был одним из способов борьбы с язычеством и природным началом.
Но природа живет по своим законам, отменить которые невозможно. Народ, как часть природы, подчиняется гораздо в большей степени природному ритму, нежели религиозному, поэтому язычество невозможно победить, его можно только понять, впитать и «окультурить».
Ранне-весеннее время - это начало пробуждения,подготовки к новому урожаю, время очищения от старого и снова вхождение в мир обновленным. Поэтому
К нему в славянской традиционной культуре наиболее негативное отношение. Вспомним, что этот месяц короче других, что в нем то 28, то 29 дней. Отсюда названия, подчеркивающие его ущербность и неполноценность: «кривой», «куцый», «короткий», «маленький». Одним словом, «плохой» - «хромой» - февраль.
В феврале все так или иначе почитаемые дни несут негативную окраску, акцентируя внимание на нарушении симметрии, парности, преобладании аномальности в поведении: нарушение порядка постов (масленица и неделя мытаря и фарисея - сплошные);
безрассудность, вздорность, буйство и разгульность в карнавальные дни; волчьи и мышиные свадьбы, родительские поминальные субботы. Все это – отступление от нормы, выраженное в оценке февраля как «плохого» месяца. Для предохранения в реках вновь освящалась вода, как на Крещение, и ею окроплялись дома и постройки.
Самыми страшными днями считаются сретенские дни: 14, 15, 16 февраля, называемые волчьими, а каждый день в отдельности по особому: 14.02- кротиный, 15.02 -мышиный и 16.02 – волчий, по наименованию животных, олицетворяющих антимир.
Из них самый опасный –- волчий - день
Народ верил, что Симеон оставляет на людях отметины, знаки, раны, связанные с волчьими укусами. Волки в эти дни бесятся и играют волчьи свадьбы, а по деревням и селам носят чучело убитого волка, чтобы отогнать волков от людей.
Да и сам праздник Сретенья называли днем Волчьей Богородицы. Негативная оценка сретенских дней породила много страшных историй и поверий, связанных с ними, несмотря на то, что сретенские дни освящены авторитетом церкви.
Считалось, например, что ребенок, родившийся в Сретенье, будет несчастным, а беременным женщинам вменялось в обязанность праздновать этот день, т.к. его отрицание будет сказываться на новорожденном младенце.
Чтобы предохраниться от нежелательных контактов, существовал запрет на ряд действий в «плохое» время. В этот период, по народным поверьям, происходит материализация антимира, «вывороченная» реальность начинает показывать свое лицо и необходимо быть осторожным, чтобы уберечься от разгула демонических сил.
Не в последнюю очередь с этим связана традиция освящение в Сретенье огромных свечей. Эту свечу приносили в дом и делали ею крест. Зажигали ее летом, когда случалась гроза, чтобы уберечь дом от пожара. Отсюда народное название праздника Сретения - Громницы.
В Америке этот день известен как День сурка, по погоде на Сретенье определяли погоду на весну и лето. Самым плохим днем года считается в народе последний - день преподобного Кассиана Римлянина или св. Касьяна.
Он приходится на двадцать девятое февраля или тринадцатое марта – по старому и новому стилю, соответственно. Эта дата появляется один раз в 4 года, а
«Касьян все косой косит», «Касьян куда не глянет, все вянет»
Говорят, что Господь наказал Касьяна за злобность и злопамятность, и его день празднуется только раз в четыре года. Вообще последний день февраля – один из самых опасных, будь то 28 или 29 февраля, не имеет значения. В этот день избегают всяких действий и работы, нельзя было и грешить, чтобы не зачать калеку и избежать несчастья. Тень святого Касьяна падает на весь високосный год.
Кривой считается также неделя мытаря и фарисея, начинающаяся в этом году с 25 февраля, т.к. в эту неделю отменяется посты. Словом, во всех славянских традициях, февраль, и особенно его первые и последние дни – сретенские и касьяновские - были наиболее опасными, для них существовали особые правила защиты и запретов, что облегчало вхождение в первые дни нового природного года.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Русская еда: питие
- Лирика русского романса. "Лучина"
- Водокрещи
- Радуница. Со святыми упокой...Часть 1
- Преображение Господне
- Аполлон Григорьев. Окончание
- Хаз-Булат удалой...
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Семик
Здорово! Я очень люблю вот такие обычаи, от них веет какой-то особой правдой. Пусть языческое, но в них есть интуитивное чутье, природное, народное, которое не обманешь. Это как у животных и детей: они чувствуют и понимают не умом, а интуицией, как надо. Большое спасибо за расширение понимания и моего знания. За этот текст я очень много услышала в вой адрес ругательств. А Ваш комментарий — очень добрый и дополняющий текст. Спасибо огромное!
Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранились в доме как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.
За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорила: ‘Живи на мое счастье’. На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребенка ‘привязывают’ к жизни.
Юрий, Вы не представляете, сколько критики было по поводу этого поста!!! А я сегодня его прочитала, он мне понравился (правда тогда он мне не очень нравился), я ни в чем не погрешила против истины. И вот опять февраль и опять дверь скрипит, открываясь в новое время.
Обряд кормления стихий !!!!!!!!!!!!!
Как поэтично сказано!