Трубы Апокалипсиса. Так бы назвала образы, созданные Андреем Рублевым.
Страшный суд русского мастера сильно отличается от западноевропейского его представления с разделением людей на праведников и грешников, одни из которых возлетают в Эмпирею, другие – низвергаются в ад и страшные мучения.
Трубы Апокалипсиса – это не пытки и не деление на хороших и плохих. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.
Из грозного события сцена Страшного суда превратилась под кистью
Фрески находятся в Успенском соборе Владимира и является памятником культуры, взятым под охрану ЮНЕСКО.
Глядя на удивительные фрески, сравнивая их с
«Каждому воздастся по делам его» – было лозунгом того, что свершится в конце времен. Андрей Рублев жил на сто лет раньше Босха (родился в 1360 г.) и стал завершающей точкой в формировании образа русского национального характера и русской иконописной школы. Отличительная особенность
Суд Божий не может быть справедливым и праведным, потому что несть человек, который поживет и не согрешит. Суд может быть только милостью Божией и ничем иным. Милость на Страшном суде значительно важнее и сильнее, чем наказание, важнее страха адских мучений, которыми полны картины Босха.
«Никогда не говори, что Судья справедлив, ведь если бы Он был справедлив, мы все были бы осуждены».
Но это обращение не только к тем поколениям, что жило до Андрея, но и взгляд в будущее, навстречу грядущему поколению, которое еще будет жить после. Страшный суд - это ожидание встречи всех, кто в Судный день восстанет из гробов, кого отдаст Земля и Море, кого встретит Спаситель. Таким был замысел
В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них. Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.
Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда.
Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.
Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами.
Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.
Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.
Слева и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел Михаил, за Иоанном Крестителем - архангел Гавриил. За ними следуют соответственно апостол Петр и апостол Павел.
Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.
Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.
На южной - Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.
Апостол Матфей под кистью Андрея - тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.
Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.
Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .
Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.
В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:
медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу
Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.
В южном своде перед иконостасом Андрей Рублев создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников сопровождают Павел и Петр. Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною…».
Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом.
Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым ложем мы видим благоразумного разбойника.
Из всех персонажей "Шествия..." особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Андрея – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Симона Вейль: она вернула миру вертикаль
- Юмор отцов-пустынников, живших в Египте во времена раннего христианства
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Икона «Преображение Господне»
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Спас Нерукотворный.
- Иконография праздника Входа в Иерусалим
Не могу не согласиться, особенно с последними словами: «…незнание истории (непонимание сути вещей) и их личное качество — неблагодарность к своим предкам». Увы, в большинстве случаев это так. Однажды я не выдержала и высказалась довольно пространно на этот счет в одной из групп. Товарищ очень обиделся. Не удивительно, потому что такое неблагодарное отношение к стране и родным предкам, больше характеризует того, кто так к ним относится. Спасибо Вам за этот комментарий!
Жил какое-то время в чужом этносе. Что хочется отметить. У любых народов есть какая-то критика других, но вот некоторые из пришлых, видимо, стараются быть «папее папы» (типа — выслужиться), стараются чем-то уязвить свой собственный народ, откуда они вышли, может быть, даже гордятся своим «независимым» мнением. На деле — это, чаще всего, незнание истории (непонимание сути вещей) и их личное качество — неблагодарность к своим предкам.
Людвиг, Вы выделили самые важные слова из моего текста и присоединяюсь к Вашим словам: «мы можем гордиться своим не просто потому, что оно — наше, а потому, что это действительно дано нам свыше!» Русским действительно есть куда уходить: на восток, в казаки, в монастырь, в отшельничество и в себя. И это все — по-русски.
«Но вот прошло много лет и я поняла, что все самое лучшее во мне — все-таки не книги и не книжная премудрость, а то, что мне дала народная жизнь со всеми ее загулами, грубостью, сальными анекдотами, но и милосердием, щедростью, открытостью и детской непосредственностью. Западный мир совсем другой…»
Мне это очень понятно. К сожалению, теперь многие поклоняются западным ценностям. Бессмысленно судить, что лучше, что хуже. Я так представляю, что наш выбор своего — народного — это не просто субъективная оценка. Дело в том, что многие качества русских связаны с тем, что природой и историей им было предоставлено больше пространства, чем «латинянам», которые теснились на своих пятачках У русских для самых беспокойных была возможность уходить на восток, уходить в казаки — не так просто же дошли до Тихого океана! Еще более давний пример, те, кому стало тесно в Великом Новгороде, еще в XII веке создали Вятскую республику, которая не сразу подчинилась московитянам. Так что мы можем гордиться своим не просто потому, что оно — наше, а потому, что это действительно дано нам свыше!
Спасибо, Наталья, за доброжелательный комментарий. «Латиняне» и западно-европейский характер, думается, проявляется достаточно наглядно сегодня в Украинской революции: восток, где большинство русских, ждет, и не пытается действовать так агрессивно, как западная часть Украины. Что касается «Левши» и Лескова, то это тоже один из моих любимых писателей, но там я вижу не только Левшу, но и то, как в России обходятся с талантами чиновники. А русский — он русский везде: терпеливый, открытый и щедрый, в моем сознании — он такой же. Если Босх чем-то Вас напрягает, то можно сравнить фрески Рублева с византийской иконой, где страшный суд тоже представляется грозным и кровавым, как и у Босха. У Рублева — он совсем по-иному трактуется. Вот в этом вся разница. А уж как два совершенно разных понимания Страшного суда ощущаются (на иконе, фресках или на картине) в данном случае вторично. Для меня гораздо важнее в данном случае идея и смысл Страшного суда, а не его художественное воплощение.
Зачем извиняться? Ответ вполне достойный. Единственное, что Вы не прокомментировали и что как раз и вызвало мою реакцию, — это вскользь оброненная Вами фраза, четырьмя словами характеризующая национальный характер «латинян». Я считаю, что вы допустили ошибку, так написав в своей прекрасной статье.
А вести спор о том, кто из нас какие проявления видит в национальном характере, — по-моему, совершенно непродуктивно. В конце концов можно скатиться на уровень обид и обвинений. Я во многом воспринимаю мир через образы, почерпнутые из литературы, прежде всего, русской. Недавно перечитывала «Левшу» Лескова. Знаете, Тина, вот это произведение, по-моему, является очень точной иллюстрацией русского национального характера, портретом страны.
А в отношении сравнения Босха с Рублевым я хотела сказать, что неправильно сравнивать сакральную живопись (Рублев) со светской (Босх). Почему бы тогда не сравнить русскую икону с японской мангой, сделав далеко идущие выводы? (Вы, конечно, понимаете, что здесь я намеренно довожу дело до абсурда, чтобы короче выразить свою мысль).
Спасибо Вам за беседу, мне всегда интересно Вас читать.
Знаете, Наталья, я росла среди этого народа и даже не предполагала, что народное во мне сидит так глубоко и необоримо. Думала, что получу образование, буду заниматься чем-то более достойным, чем то, что видела в детстве и относилась к народу как-то свысока. Но вот прошло много лет и я поняла, что все самое лучшее во мне — все-таки не книги и не книжная премудрость, а то, что мне дала народная жизнь со всеми ее загулами, грубостью, сальными анекдотами, но и милосердием, щедростью, открытостью и детской непосредственностью. Западный мир совсем другой, я хоть и не жила там так долго, как некоторые, но мне хватило и полгода, которые провела в командировке во Франции и Италии. Они — другие, не хуже, м.б., но другие. Русский народ не почитает начальство, а устраняется от власти, отдавая ее другому, потому что самому она — обуза, ненужная и отвлекающая от настоящего дела. Русский народ вольно, а не свободо-любив. Свобода — это все-таки нечто иное, чем воля. Воля — это, как я понимаю, неограниченный простор, широта без границ. Ради этого он готов терпеть многое. Не трогайте и не мешайте ему, и он горы свернет. Русский человек — созерцатель, по большей части, а не деятель, как западный человек. Он внутренне углублен и активность и суета его раздражают. То, что Вы перечислили (якобы недостатки), только одна точка зрения. Взгляд глаза — с одной стороны, куда мой глаз не смотрит, хотя и понимает: можно и так. А величин по масштабу равных Андрею Рублеву, конечно, много. Но это все чужое, по крайней мере, мне. И знаете, что интересно: там все шесть месяцев, что я жила, они подчеркивали свое латинское происхождение, не скрывая его превосходство перед греческим (относя нас к грекам). «Мы — латиняне», — их любимая оценкой себя. Я раньше вообще никогда даже не думала, что так можно говорить про себя и не думала, кто я в противоположность им, латинянам. По приезду обратно, я стала в этом разбираться. И теперь понимаю, почему они так говорят. Это правда. А мы себя очень плохо понимаем и чувствуем какую-то ущербность от того, что не латиняне. Просто мало знаем о себе. Все, что отрицательного Вы перечислили, это скорее от политики, чем от русского человека. А Босха и Рублева сравнивать можно, потому что в их образах отражаются характеры. Вот и сегодняшний текст «Карнавал» опять об этом. Но я по-прежнему считаю, что «Страшный суд» Андрея Рублева — очень русский с лицом Петра, а не адским огнем Босха, со встречей Долгожданного, который не карает, а все-таки милует и понимает, что человек слаб. Вот такой получился пространный ответ. Извините.
Чем качественнее текст, тем больше расстраивают брошенные вскользь суждения типа: «…понимаешь, чем русский национальный характер отличается от западно-европейского с его стремлением задавить, не дать, уничтожить, заставить». Наткнулась на эту фразу и некоторое время боролась с сомнениями: стоит ли читать дальше? Ведь там, вероятнее всего, будет очередная агитка о русском народе-богоносце и его многовековом противостоянии алчному и приземленному западному миру. Хорошо, что все-таки статью Вашу я дочитала: статья хорошо написана и информативна. Тем неприятнее осадок, оставшийся из-за допущенного Вами «ляпа»: скажите, ну как можно сравнивать Босха с иконописью и на этой основе делать такие торопливые выводы о национальных характерах? Да и хорошо ли Вы себе представляете «русский национальный характер»? С его любовью к несвободе? Почитанием начальства? Завистью к соседям? Железными занавесами, которые никуда не делись из душ? Жестокостью по отношению друг к другу? Склонностью не ценить человеческую жизнь? Осуждением инакомыслия?
Что, скажете, ничего этого нет? Или Вы отрицательные стороны видите только в характерах других народов, а в своем — только положительные? Да и придуманный Вами термин «западно-европейский национальный характер» тоже о многом говорит. О том самом железном занавесе, который мешает Вам видеть, что в Западной Европе, вообще-то, много народов и они разные, у всех разная история, культура, национальные особенности. И культурных величин, сомасштабных нашему Андрею Рублеву, у них тоже немало.
Все, Татьяна. Нашла и зашла на Ваш сайт
Аля,конечно на майл ру. Простите,но меня дома не было, а комп оставила
Конечно, Татьяна. Я уже начала спрашивать. Вас (приглашение в друзья) искать вконтакте или в мейле?
Аля,даже если Вы пишете и душой,у Вас всегда присутствует чувство меры(регулятор,т.с.) и эмоции,как ,к примеру,у меня, Вас не захлестывают.Потому и получается отменно! Спасибо! Да,а что с дружбой? Так и не выходит? Ну посмотрите,у меня 250 друзей! Неужели мы с Вами глупее всех? Тем более,что,убеждена,работая часто на компе,имея 80 друзей(не все же они из ФЕЙСБУКА!) больше моего зная,Вы непременно осилите задачку,так!?
Татьяна, я тоже человек пасмурный. Тоже живу одна, наверное, поэтому мы так хорошо понимаем друг друга. А тексты я действительно пишу душой, если ее не вкладываю, текст получается сухой и безжизненный. И второе, пишу для себя, если мне интересно то, о чем пишу, то потом это интересно и другим. Поэтому спасибо за поддержку еще раз и обратную связь
Увы, я давно разучилась веселости…Простите меня за «правду жизни»….Разные люди бывают…
Мне «Карнавал» понравился познавательностью, и я всегда тяготею к знаниям,
А у Вас каждая работа с изюминкой знания.И потом всеми фибрами ощущаю почти на физическом уровне,просто я вижу,как любовно Вы пишете и педантично выстраиваете статьи композиционно….Таких людей мало,малоооо…А здесь сквозь строки АВТОРА проглядывает яркой линией его человеческая сущность…Это уже ДАР БОЖИЙ,который выше всего на свете
Татьяна! Большое спасибо за продвижение нашего блога. Надеюсь, что, если люди читают и благодарят, значит все не напрасно. Мне действительно не видна отдача, но вот такие вести, как Ваши вдохновляют.
Андрея Рублева делала тяжело. Он особенный, отличается от всех, но, судя по поисковикам, он не пользуется широким спросом. Микеланджело, например, гораздо чаще ищут. Решили вложить в популяризацию Андрея Рублева свою небольшую лепту.
А сегодня началась масленица. Карнавал!!! После текстов про Страшные суды летаю и радуюсь. Танцую под карнавальные маски и музыку. Желаю и Вам провести весело эту неделю.
М.Б.,я излишне эмоциональна.Тиночка,это так,но и ВСЕГДА искренна! Держитесь и никогда,никогда (!!!) не падайте духом! Вы даже не представляете,Тиночка, как полезны Ваши работы….Ведь многие из нас не знают и сотой доли из того,что Вы пишете,не знаем и того мира, в который Вы нас так изящно и красиво-красочно вводите!
Спасибо!
Каждый раз меня здесь благодарят за ссылку на Ваш сайт…Люди читают! Конечно, понимаю,отдача автору не видна,но тогда зачем и что такое ВЕРА? Как быть с классической фразой «…как Слово наше отзовется»? Вы умница,но,как гений не понимает своего величия,ибо это для него естественное состояние,так и Вы не можете сполна оценить себя,и это нормально.Но со стороны (я) виднее,поверьте,пожалуйста,я не льщу!Храни Вас Господь Всемилостивейший!
Татьяна, большое спасибо Вам!!! Это такая радость слышать то, что Вы говорите, поддерживая меня. Мне это так важно. Иногда падаю духом и поддержка очень нужна.
Я обязательно отыщу Вашу страничку!!!
Я все-все и читаю и распространяю,Тиночка,потому что такие качественные,хорошо осмысленные,красиво и полезно выполненные статьи, должно читать как можно большее количество людей. Этот труд должен приносить незримую нам пользу всем, обязательно!
Я,Тин, по-прежнему неумеха в компе,но знаю,кто хотел,зашел ко мне своими и только,усилиями…Душевно обнимаю С превеликой благодарностью…Я знаю что такое письменный труд….Потому и ценю,и дорог мне он по-особенному…Вы-УМНИЦА! И я не умею льстить,но,как человек эмоциональный,по-иному и не смогу ….
Татьяна, спасибо Вам огромное за поддержку наших скромных усилий. Вы, значить получаете наши тексты? Хочу все-таки зайти к Вам на страничку
У меня,Тиночка, слов не достанет…Низкий поклон Вам за прекрасные работы,которые написаны и сопровождаются полноценными дополнениями темы…Это огромный труд! Храни Вас Господь на многие лета!