с не менее замечательным ведущим Соломоном Волковым, его одноклассником, другом и писателем. Диалоги шли в течение последних четырех вечеров. Получила истинное наслаждение от бесед двух умных людей.
Из бесед я многое узнала о жизни Владимира Спивакова. Как его, еврейского мальчика, избивали, ломали его скрипку и он решил пойти в секцию бокса, чтобы научиться стоять за себя.
Как он переживал личные неудачи, предательство и трудности. Как создавался оркестр «Виртуозы Москвы» и как состоялся его триумф, развал и возрождение из пепла. Как возник Национальный филармонический оркестр и о реакции маэстро на распад Советского Союза.
А главное, я увидела, как изменилось его лицо. Вспомнилось, что человек не отвечает за то, с каким лицом он рождается, но отвечает за то, каким оно становится. Владимир Спиваков сумел не просто сохранить лицо, он его преобразил. Есть люди, которые с возрастом становятся только красивее. Спиваков относится к ним, безусловно.
Лицо маэстро необычайно светлое, молодое, умное, без кокетства и бахвальства, совершенно естественное, как и все его поведение и гораздо более симпатичное и привлекательное, чем в молодости. В нем появилась глубина, мудрость, значительность, неторопливость, понимание того, что в жизни важно, а что преходяще и незначительно, ради чего стоит рисковать, а чем ни при каких обстоятельствах нельзя поступиться.
Почему-то вспомнился Ростропович. То же добродушие, та же раскрепощенность, без пафоса и самолюбования. И спокойствие. Спокойствие человека, знающего цену и себе, и тому, чего он достиг. Поэтому очень удивилась, узнав, сколько ему лет – семьдесят!!!
Хорошо помню его молодым, вовсе не седым, веселым и с темными волосами, лауреатом множества каких-то конкурсов. Помню свое изумление, когда много лет спустя после его долгого отсутствия на экранах увидела Владимира Спивакова абсолютно седым.
Я просто не поверила, что его волосы стали такими от возраста. Тем более, что Сати Спивакова - очень красивая молодая женщина с роскошными волосами, ведущая умные передачи про классическую музыку. Как-то это все надо было собрать в одно. Фильм делает такую сборку.
Поразила его спортивная фигура: подтянутая, без живота и лишнего жира, таким можно быть, только если регулярно заниматься спортом. И благотворительность, о которой тоже узнала так подробно только из этой передачи.
Интересны его рассказы о своей творческой лаборатории, как он подолгу, сидя в тишине, обдумывает каждую музыкальную фразу и ищет образ, который наиболее точно будет отражать его видение произведения.
И это не технические музыкальные термины, которыми, как он выразился, жизнь музыки можно только убить, не мастерство, которое убивает душу, если его становится слишком много. А зримые образы вальса, ветра, цветов и строчки стихов, которых он знает в большом количестве и время от времени с легкостью читает их наизусть. Они помогают ему донести до оркестра то, чего он хочет добиться.
Интересно было услышать сравнение русских музыкантов с западными: первые оставляют кровь на сцене и с ними можно импровизировать, потому что для них это не работа, а жизнь. Западным же музыкантам следует все четко проговаривать, они все аккуратно запишут и уже не отступят ни на шаг. И на сцене они останутся не более трех минут сверх положенного, потому что для них это, прежде всего, работа.
Однажды в Америке, когда концерт продлился более трех минут сверх установленного времени оркестр в полном составе покинул сцену. Он остался один с исполнителем. И так вдвоем они заканчивали концерт. И много других интересных историй – про друзей, охоту, змей, фонд помощи одаренным детям - рассказывал маэстро, просто и по-человечески тепло.
Словом, Владимир Спиваков стал в эти вечера для меня открытием, потому что меньше всего ожидала увидеть его таким: не пафосным, открытым и по-прежнему молодым. Многая лета, маэстро!!!
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Среди долины ровныя... Старинный романс по выходным
- Иван Никитин. Ехал из ярмарки ухарь-купец
- Очи черные
- В лунном сиянье…
- Евгений Баратынский. Не искушай....
- У самовара…
- Роберт Шуман: любовь и судьба
- Парижский дневник-3. Восьмое марта
- Аполлон Григорьев. Окончание
Конечно, повезло! Я Спивакова видела только по телевизору. Увы, его концерты слушала только в Ютьюбе. Но и это благо.
Мне невероятно повезло, Тина! Много лет назад, в 1983-4 годах мне удалось побывать на одном из первых концертов «Виртуозов Москвы» в нашеи городе. Это было и открытие, и откровение… И с тех пор творчество В.Спивакова не отпускает… Книгу С.Волкова купила на одном из последних его концертов, когда слушали (и смотрели, кстати) музыку к фильму «Огни большого города» несколько лет назад.
Валдис, я очень рада, что Вы оказались неравнодушны к жизненной истории этого выдающегося музыканта. Некоторым не нравится «копошиться» в личной жизни, но без знания того, откуда растут такие цветы, трудно понять и его музыку. Мне так кажется. Их жизненные истории делают творчество объемным.
Тина, огромное спасибо, за этот пост, за этот рассказ. Как-то так случилось, что я не был «знаком» с Владимиром Спиваковым, конечно, имя было на слуху, и все…
Я с огромным интересом прочитал вашу, статью и обязательно посмотрю «беседы»…
Особенно хотелось бы сказать про концертное выступление… потрясающе… очень хорошо видно, что он чувствует… музыку…
Людмила, я Вам ответила на Ваше сообщение о скрипачке. Если будет что-то непонятно — напишите мне сюда. Я попробую Вам помочь. Рада, что сподвигла Вас на тему!
Какая же вы умница, Тина! Дай вам бог здоровья.
Во только когда готовила текст о Спивакове, узнала. У него еще есть «Диалоги с Шостаковичем», «Диалоги с Евтушенко» и вот вышка к юбилею (как я полагаю) «Диалоги с Владимиром Спиваковым». Скопировала себе «Диалоги с Бродским», потому что готовлю потихоньку материал к текстам о Бродском. У меня уже есть биография Лосева и вот «Диалоги». Все остальное, думаю, как-том менее значимо.
Тина, а вы читали …Диалоги с Бродсим… — Соломона Волкова?