В России богословие получило
Я уже писала о богословии
Особенно важно то, что Бальтазар раскрывает свои переживания на языке, понятном современному образованному человеку, мировоззрение которого далеко ушло от средневекового мышления и даже от XIX века.
Он не повторяет старые смыслы и мифы, а открывает новые, не демифологизирует догматы, а делает их более доступными для современников. Для представления о богословии Бальтазара приведу два его рассуждения: о святости в Церкви и о сошествии Спасителя во ад.
Святые в истории Церкви
Канонизация святых в разных ликах происходит по-разному, иногда по чисто политическим соображениям, иногда, по тем же причинам, не происходит. Достаточно вспомнить историю канонизации царственных страстотерпцев, или историю причисления к лику святых Матери Марии (Скобцовой), канонизированной Константинопольским патриархатом, но не Московским.
Понятие святости вообще очень сложно, т.к. святой вовсе не значит безгрешный и примеров тому - много. Но главное, каждый святой, официально признанный или неофициально почитаемый, всегда прорывается к истоку веры через личную встречу со Спасителем, живущему здесь и сейчас.
И в этой встрече каждый слышит призыв следовать Его путем. Вот здесь и наступает самое сложное: что значит «Следовать Его путем?» Ведь история Спасителя закончилась провалом. Над Ним откровенно глумились и приговорили к самой позорной смерти – через Распятие на Кресте.
Возникает вопрос: а зачем вообще существует в истории это сообщество лузеров и рабов, смиряющихся и терпящих все гонения, нищету, скорби и поношения? Недавно у меня в блоге разгорелся спор: следует ли кончать жизнь самоубийством или все-таки продолжать жить, несмотря ни на что и вопреки всему? А еще раньше возник вопрос, почему страдания и смирения в России считается благом?
Не лучше ли быть позитивщиками, стремясь к счастью, радости, благополучию и материальному достатку? Но удивительным образом в истории крушение святых превращается в их победу, отверженность – в признание, а унижения – в радость и почитание их людьми. В числе таких юродивых оказываются Ксения Петербургская, Матрона Московская,
За вышеперечисленными вопросами и спорами легко узнается цитата известного философа об опиуме для народа. Стремясь избежать страданий и боли, люди начинают придавать слишком большое внимание материальным благам и безудержному потреблению, хотя известно, что никакие изменения в мире невозможны без поражений и Креста, без бескорыстной любви и искренней помощи.
Если же преобразования не предполагают Креста, то всё, рано или поздно, заканчивается очерствением сердца и разрушением внутренних смыслов, чему мы все являемся свидетелями. Церковь тоже не может стремиться к внешним успехам за счет избавления от Креста, потому что внешние благоукрашения без любви и внутреннего делания ни к чему хорошему не приведут.
И именно такие устремления чаще всего ставят в упрек нашей Церкви и священнослужителям. Здесь и стоит вспомнить о духе святости, действующем бескорыстно и только из любви к страждущим. Народ первым распознает истинную святость и отличает ее от показной. Поэтому не случайно, что одной из самых популярных святых стала только что канонизированная (четвертого сентября 2016 года) Мать Тереза Калькуттская.
Крестный Триднев
Одной из значимых в богословии Г.У. фон Бальтазара является книга «Пасхальная тайна», в которой он по-новому раскрывает догмат о крестной смерти Спасителя в
В отличие от общепринятого толкования, что после
Христос в своей смерти так же пассивен и не способен к действию, как и все умершие, и пришел он к ним не проповедовать о Своем Торжестве и победе над смертью, а чтобы проявить с ними солидарность в богооставленности и одиночестве, которые он тоже переживает вместе с ними.
Его пребывание в аду, также как смерть на Кресте, является послушанием Богу-Отцу: "Не Моя, а Твоя воля". Введение Сына в царство мертвых - необходимый акт в деле спасения человека: Спаситель должен был увидеть и ощутить на себе весь ужас ада, как прежде ощутил ужас смерти. Только тогда Он, а вслед за ним и каждый человек, мог созерцать сияние Божества Жизни.
Таким образом, согласно богословию Бальтазара, в аду действует не Бог-Сын, а Бог-Отец. И в Воскресении тоже действует Отец, воскрешая Своего Сына. Бальтазар утверждает, что Христос переживает муки страданий не только в момент Распятия и смерти, но и после смерти. Пребывание в смерти – низшая точка умаления Господа и Его вторая смерть – душевная. Поэтому-то все происходящее в Великую субботу является важным, и не с точки зрения торжества над смертью, а с точки зрения спасения человека.
Опыт смерти позволяет Спасителю по-другому ощутить Жизнь, а потом передать это человеку. Здесь в какой-то мере уместна аналогия с опытом переживших клиническую смерть, ощутивших пребывание по ту сторону жизни и потому воспринявших свое возвращение к жизни как личное воскресение. Все имеющие такой опыт обязательно приходят к Богу.
Однажды у меня была возможность долго разговаривать с таким человеком. Она описывала свои переживания там и ощущения после возвращения. Для нее пребывание в аду было сплошным ужасом. После выздоровления она приняла крещение и круто изменила всю свою жизнь. Только пережив опыт смерти телесной и душевной, Иисус получает право судить смертных.
И в заключение, приведу слова выдающегося русского богослова В.Н.Лосского: «Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым их содержанию и силе. Верность Преданию не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности Преданию отцов Церкви».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иоанн Предтеча. Рождество
- Святой Григор Нарекаци
- Блёз Паскаль и его философия
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
- Икона «Преображение Господне»
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Блёз Паскаль. История обращения
- Спорительница хлебов
- Начало Великого Поста 2013
- Симона Вейль. Путь Креста
Согласна, что счастье не определяется наличием благополучия и материального достатка, но современные «позитивщики» чаще всего именно это считают счастьем. Я их и имела в виду. Спасибо за уточнение. Радость не связана с материальным благополучием, но далеко не у всех. Чтобы она возникла от внутреннего ощущения полноты жизни, требуется много потрудиться.
Что касается богословия, то оно возникает вовсе от потребности поиграть интеллектуальными мускулами, а потому что душа полна и хочется поделиться этой полнотой, как и радостью, с другими. Тем более, что для многих чтение богословов это труд, который приносит, как и любой труд, радость от узнавания нового и от понимания того, насколько ты мало знаешь.
Не лучше ли быть позитивщиками, стремясь к счастью, радости, благополучию и материальному достатку?
_____________________________
Тина, стремление к радости, счастью — нельзя писать через запятую с благополучием и материальным достатком… Это же совсем разные вещи!
Одно другого не исключает, разве вы не встречали в своей жизни людей, с отсутствием материального достатка и одновременно корыстных, гадких, человеконенавистников? И наоборот…
Православие ничем не отличается от католичества, только больше запретов, строже иерархия и много золотых крестов… этому могут верить…, но это их выбор..
Конечно для счастья на Земле нужно быть позитивщиком — несмотря ни на что! Вы же проявились в этом мире, вы дышите вместе с окружающей природой, волнуетесь, переживаете, осознаете себя в этом мире… К примеру, животным не дано осознание себя…
Вся это богословская писанина — просто интеллектуальное чтение, оно от ума, конечно можно испытывать от него эстетическое удовольствие…, но настоящая наука Большого внутреннего.., в этом не нуждается… разница во всем этом, точно такая же: как между книжным детективом и реальным убийством…
Есть книги действительно приятно-необременительные, но книги Бальтазара к их числу не относятся. Его читать очень сложно, как и Дэвида Харта.
Здравствуйте, Тина.
Спасибо за Григория Нисского. Что-то получаю указания на него из самых разных источников.
По-видимому — не случайно.
Запад обращается к истокам Православия?
— Куда ж ему деваться! Но опять-таки сакральность перерабатывается (им,Западом) в «красоту и эстетику» — вещицы душевные, в обращении приятно-необременительные.
/ есть книги, которые можно рекомендовать к непрочтению…/
Вы знаете, Игорь, здесь я с Вами не соглашусь, т.к. Бальтазар как раз основывает свое богословие на отцах церкви, в частности, на Григории Нисском, который является любимым автором не только Бальтазара, но и многих других западных богословов, например, принадлежащих к Радикальной Ортодоксии. Радует то, что запад сейчас все больше обращается к истокам православия, а такой капитальный труд православного богослова Дэвида Харта, как «Красота Бесконечного: эстетика христианской истины», основывается не только на осмыслении отеческого православия в лице Григория Нисского и Григория Богослова, но и на трудах Бальтазара, Карла Барта, Гарнака и других. Бальтазар — один из тех, кого считают не просто выдающимся богословом XX века, но даже гениальным. Можно, конечно, отмахнуться и от этих оценок, но от православия отмахнуться не удается даже таким великим, как Бальтазар.
Здравствуйте, Тина.
Не знаю, можно ли считать труды иезуита Ханса Урса фон Бальтазара богословием вообще. Всё в духе Второго Ватиканского собора — курсом на десакрализацию. Версии, версии, изощренное умствование и срыв в беллетристику для пущей «доходчивости»…измельчение вопроса.
В Православной традиции Богословие — явление исключительное. Иоанн-Богослов, Григорий-Богослов, Симеон Новый Богослов…. Не распыление, но концентрация на Четвероевангелии. — Всё для пребывания в Благодати и в страхе её лишиться.
Евангелия — сложнейшие, многоплановые тексты… их постижение это и труд и постоянные мольбы о вразумлении Свыше. — и, о чудо(!) иногда Ангел нисходит и пробуждает восприятие, расцвечивает и дополняет его. Вспыхивает тот самый, пресловутый момент — «здесь и сейчас», где нет Времени, где обычные слова бессильны…
Контакт с Высшим Миром!
Но да вернемся к Православному Богословию и Патристике — в них сокрыт метод. Стать Богословом — это кому предначертано…но стать «слышащим Благую весть» — посильная задача для христианина.
\философствовать не буду.\