(Начало
Все трое творили в духе
Дионисий, хоть и был мирянином, и совершал, как и все, много ошибок, но умел молиться и все его иконы, особенно последние фрески, результат умного делания, молитвенной сосредоточенности и мудрости человека, завершающего свой земной путь. Роспись харама Ферапонтова монастыря венчает многолетний труд иконописца и являет победу Святого Духа над падшей человеческой природой, конечный пункт всех подвижнических трудов, плод смирения и благодати.
Отсюда - легкость и невесомость всех фигур, их безмятежность и устремленность в вечность, мистический голубец, в котором они существуют. Византия богословствовала словами,
Родился он где-то между 1430-1440 годами, умер - между 1502-1508. Выходец из знатного и богатого боярского рода Квашниных, Дионисий имел богатых и влиятельных покровителей на протяжении всей жизни. Рано начав учиться иконописи, он уже около тридцати лет получил первый крупный заказ: участвовать в росписи храма
Впервые его имя упоминается в житии основателя этого монастыря преподобного Пафнутия, который оставил воспоминания о чудных мастерах Митрофане и его ученике Дионисии, расписавших замечательными фресками Рождественский собор в монастыре. О старце Митрофане почти ничего не известно, но можно предположить, что именно он стал духовником и наставником Дионисия в
Время, в которое жил и трудился Дионисий, было временем становления и подъема государства Российского. В его основании лежала византийская идея о государстве как о богоустановленном учреждении на земле, частичке Царства Небесного, глава которого – помазанник Божий. И жить государство должно по божественным законам. Соответственно, и благоустройство государства Российского должно начинаться со
Это было время тяготения церкви к богатым и роскошным украшениям, эстетизации всех сторон церковной жизни, начиная от богослужений и песнопений, и кончая интерьерами соборов и храмов. То было время иосифлян, последователей Иосифа Волоцкого, идеолога сильной церковной власти, так называемой партии «стяжателей», принимавших крупные пожертвования на храмы и монастыри, выступавших за то, чтобы у церкви было как можно больше приписных земель, крестьян и других богатств.
С этой партией боролся строгий подвижник исихаст Нил Сорский и преподобный
Обустройство началось с Кремля, где уже давно строился собор в честь Успения Богородицы, но через три года после начала строительства, он рухнул из-за некачественной извести. Тогда пригласили архитектора-итальянца Аристотеля Фиораванти, который через четыре года на том же месте построил чудный храм, равного которому еще не было в России. Теперь нужно было его благоустроить внутри.
Дионисий к тому времени уже прочно занял место одного из лучших иконописцев, ему уже за сорок, и за плечами - не один расписанный храм. Любимец государя и предводителя стяжателей Иосифа Волоцкого, для которого он написал более восьмидесяти икон, Дионисий представлял официальную идеологию. Его стиль и композиции тяготели к торжественности и пышности, праздничность и парадность соответствовали эстетическому идеалу того времени. Наверное, поэтому его называют русским маньеристом и первым живописцем.
Дионисию поручают написать иконы для самых важных
Для Успенского собора Дионисий напишет две чудные иконы митрополита Петра и митрополита Алексия с житийными клеймами по краю. Они как венок окружают образы святых. Сами святые выглядят как два столпа, утвержденных на земле, чтобы являть собой пример для живых. Вообще Дионисий написал очень много икон, что до него никто не делал.
Раньше иконы писались по какому-то случаю или к праздникам. Дионисий же писал иконы для того, чтобы люди видели перед собой образцы, которым надо подражать. В это же время мастер пишет для Вознесенского монастыря Кремля образ Богородицы «Одигитрия», точнее восстанавливает некогда привезенную из Византии икону, обгоревшую во время пожара.
На светлом фоне царственная Богородица являет миру Богомладенца, указывая на него как на Путь и Жизнь. Торжественность и строгость создают величественность образа Богородицы. Еще одна известная икона, написанная для Павло-Обнорского монастыря, называется «Распятие», выполненная для праздничного ряда иконостаса. Центром иконы является сильно вытянутый в вертикаль крест, на котором распят Спаситель.
Его голова поникла, как увядший цветок, руки – как раскинутые стебли, тело изогнуто, безмолвно стоящие по бокам креста фигуры Иоанна Богослова, Богородицы и женщин создают настроение торжественности и печали одновременно. Такое Распятие больше похоже на прорыв в Вечность, в Жизнь - через Крест, символ победы над смертью. Здесь Спаситель словно парит над землей, уже не принадлежа ей, т.к. Свою миссию Он уже выполнил.
Еще одна из самых известных икон Дионисия -
Фрески же Ферапонтова монастыря, венчающие творчество иконописца, выполнены в совершенно ином стиле. Фрески датируются 1502-1503 гг (в храме сохранилась запись о датах росписи). Поскольку этот северный монастырь был бедным, а потом и вовсе оказался заброшенным, фрески никогда не поновлялись и остались такими, какими их создал великий мастер более пятисот лет назад. Монастырь позднее прославился тем, что стал местом заточения опального
Создавал фрески Дионисий вместе со своими сыновьям и еще несколькими помощниками.
Весь ансамбль выполнен в
В основу богословской программы росписи храма
Идея любви, сострадания, милосердия, красоты и нежности слились здесь в единый образ женского начала, в богословской традиции воплощенный в идее Софии. Без Нее невозможна жизнь во всей ее полноте и многогранности. Вся палитра Дионисия соответствует идее Женственности: нежная, полупрозрачная, пронизанная белым светом, олицетворяющая непорочность, чистоту и Божественность.
Светоносность палитры создается за счет активного использования белого, присутствующего в каждом цвете. Именно белый делает остальные цвета мягкими и просветленными, словно преображенными Святым Духом. За счет этого фигуры кажутся невесомыми, что усиливается их изображением на голубом фоне. Утонченность и красота фресок Дионисия, гармония и тишина, музыкальность и плавность линий делают храм нарядным и торжественным, предвещая начало конца русской иконописи золотого века.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Православная и католическая икона. Часть 2.
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
- Спорительница хлебов
- Неопалимая Купина
- Икона Радости
- Икона Крестовоздвижение (видеорассказ).
- Икона "Успение Богородицы"
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы (видеорассказ)
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Праздник "Рождество Богородицы"