Белое Богоявление

favorskij_svetФаворский свет, в котором произошло Преображение Господне, являет собой прообраз Воскресения Христова и Второго Пришествия, а символ Славы Господней – мандорла, сияющий  круг вокруг фигуры Спасителя, изображается на всех иконах, где Христос изображён в сиянии Своей Божественной Славы: «Преображение», «Сошествие во ад», «Спас в Силах", «Вознесение», «Успение Богородицы».

Явление Божественной Славы еще при земной жизни Господа имеет ряд глубоких богословских смыслов, но смещение праздника с его реального места в евангельской истории на условное - в календарно-литургическом цикле, в значительной степени ретуширует  эти смыслы и отодвигает их  на второй план.

favorskij_svet10Перенос Преображения на август произошло из-за перенасыщенности великопостного цикла, в дни которого (за сорок дней до Пасхи) и случилось это событие. В результате в Великий Пост Преображение присутствует лишь косвенно – в неделю, посвященную памяти Григория Паламы, поставившего тему фаворского света в центр своих проповедей, провозгласив его стяжание целью жизни каждого христианина.

Кроме того, перенос на август поставил  Преображение в один ряд с языческими праздниками, приуроченными к сбору урожая (мёда, фруктов, орехов), установив новую связку событий: вместо «Преображение–Распятие-Воскресение» --- «Преображение–Крестовоздвижение».

Напомним, что  в праздничном литургическом круге  через сорок дней после Преображения следует Крестовоздвижение, которое установлено в честь обретения Креста Спасителя, что произошло через триста лет после Воскресения Христова. Событие же Преображения должно вспоминаться, если следовать евангельской истории, в начале февраля. Понятно, что значимость Крестовоздвижения значительно меньше, чем значимость Распятия и Воскресения.

favorskij_svet3Теперь посмотрим на картину Рафаэля «Преображение», в которой Спаситель изображен то ли в момент Преображения, то ли в момент Воскресения, то ли в момент Вознесения. Если не видеть нижней части картины, то трудно отличить Преображение от Воскресения и Вознесения, особенно в католическом варианте изображения этих событий. Рафаэлевский образ Христа в «Преображении» в равной степени может быть отнесен и  к тому, и к другому, и к третьему. Знаменательно, что именно эта картина была установлена в ногах усопшего художника.

Событие Преображения выбивается из земной истории Спасителя, т.к. делает неожиданный проброс в будущее, рассекая евангельскую историю на  "до" и "после". В этом смысле можно сказать, что событие Преображения Иисуса - центр евангельской истории. Исходя из этого, в XV веке в русском иконостасе место праздничной иконы Преображения  находилось сразу после Крещения, знаменовавшего  собой Богоявление.

Преображение называют  вторым или белым Богоявлением - по  белому цвету одежд Спасителя, в которых Он предстал перед учениками на Фаворе. Здесь тоже присутствует Троица: Бог-Отец - в гласе, Бог-Дух Святой - в виде облака и Бог-Сын в Божественном Преображенном образе. Место Преображения в праздничном чине иконостаса менялось в зависимости от иконографической программы храмов, но всегда соотносилось с контекстом, в который вписывалось это событие.

favorskij_svet9

Контекст события описывают три первых евангелиста. В Евангелии от Иоанна  Преображения нет, как нет в нём и описания Тайной Вечери. Вход в Иерусалим, Чудо воскрешения Лазаря, Тайная Вечеря, предательство в Гефсиманском саду, Страсти Господни, Распятие и Воскресение Христово  в третий день – это  всё события, следующие  после Преображения.

А до Преображения случилось исповедание апостолом Петром Учителя как Сына Бога живого, после чего Иисус впервые говорит  ученикам, что Ему предстоят страдания, Распятие, смерть, Восстание в третий день и Страшный Суд, в котором Он будет судить каждого по делам его. При этом Христос призывает учеников не бояться, а  взять каждому свой крест и следовать за Ним.

Всё это настолько не вписывалось в представления апостолов о Мессии, что Пётр не выдерживает и начинает перечить Учителю: «Не бывать этому, Господи», на что Спаситель отвечает буквально теми же словами, какими ответил когда-то искушающему Его в пустыне: «Следуй за мной, сатана, потому что мыслишь человеческое, а не Божие».

favorskij_svet8При этом Иисус понимает, что  апостолам надо осмыслить услышанное и дает им на это шесть дней. На седьмой Спаситель берет на Фавор трёх самых близких учеников, якобы, чтобы помолиться. Ничего не подозревающие ученики не удивились этому, т.к. и раньше Учитель уходил в гору молиться.

Но то, что произошло на горе, было настолько неожиданным и не вмещающимся в представления апостолов,  что это повергло их в ужас. Но прежде чудесного видения, как и позднее в Гефсиманском саду, ученики не выдержали и заснули, а проснулись от  нестерпимого Белого Света, в котором увидели преображенного Учителя, беседующего с Моисеем и Илиёй о Его смерти.

Это были два свидетеля, необходимых для удостоверения истинности слов Иисуса о предстоящих  страданиях и смерти. Моисей представлял Закон, который когда-то он получил  от Бога на горе Синай, а Илия - пророков и небожителей. Их свидетельство было свидетельством  подлинности Первого пришествия Иисуса - как человека, который, как человек, и был распят. Поэтому на богослужении в этот день поётся:favorskij_svet5

«Се Спас, - вопияху Моисей и Илия ученикам, на горе святой Фаворской оглашаемым, - Христос, Его же древле провозвестихом Сущаго Бога»;

«Как Небом владеющему, и землёю господствующему, и над преисподними область имеющему, Христос, предстоят Тебе от земли – апостолы, от Неба –  Илия, Моисей же – от мертвых…»;

«Да Твое покажешь наяву неизреченное Второе Пришествие, яко да Вышний Бог явишься, стоя среди богов, апостол на Фаворе, Моисея же и Илию неизреченно осиял еси»;

«Прежде Креста Твоего, Господи, гора, Небу подобная, и облако, как  сень, раскинувшаяся, Тебе преобразившемуся и от Отца получившему свидетельство, были там Петр с Иаковом и Иоанном, т.к. хотели быть  с Тобою и во время Твоего предательства, но, увидев  чудеса Твои, не устрашатся Твоих страданий…»

favorskij_svet6Слава Господня, которую показал Иисус на горе Фавор, является  смысловым центром праздничных икон Преображения, Успения, Сошествия во ад и Вознесения. Поэтому же два первых праздника в этом ряду, Преображение и Успение, объединены в календарно-литургическом  цикле, венчая собой годовой церковно-праздничный круг.

В этом же контексте соединение Распятия, образа Первого Пришествия, с Преображением, прообразом Второго Пришествия, - замковый камень, удерживающий смысловой центр русского иконостаса, а два образа Славы Второго пришествия – на Фаворе и на Страшном суде - усиливают эсхатологический аспект Преображения, который сегодня ускользает от многих прихожан.

favorskij_svet7

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, иконостас, православное богослужение, православные праздники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Белое Богоявление

  1. Мы все в этом мире — разбойники…
    __________________________________________________
    Это верно, без всяких «почти».

  2. Игорь says:

    Здравствуйте, Тина. Преображение — это Антираспятие, таинство, в которое были посвящены лишь ближайшие(!) ученики. Исход в предвечное существование…на несколько мгновений …Но даже и они ( Петр,Иаков и Иоанн) не смогли вместить, были повержены умами. Впереди была земная Голгофа с разбойниками при множестве свидетелей.
    Мы все(почти?) в этом мире — разбойники…

  3. Верю. Многие в православии непонятно для человека внешнего. Поэтому и комментариев к этому тексту мало. Хотя я пыталась рассказать о Преображении как можно проще, но получилось — сложно и непонятно. Увы….

  4. Спасибо, Наталия!

  5. ГОСПОДИ БЕРЕГИ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ НАС ГРЕШНЫХ.МЫ УЧИМСЯ С НИМИ ЛЮБИТЬ И ВЕРИТЬ.

  6. Игорь Герасимчук says:

    Тина, привет! Я в этом ничего не понимаю, надо вчитаться!
    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *