(Начало
он был художником с хорошей академической подготовкой. В 1897 году Константин Сомов уезжает доучиваться в
Начинается самый плодотворный период его творчества, который продолжается вплоть до отъезда за границу в 1923 году. Его талант только расцветал и набирал силу.
Он выработал для себя строгие правила работы, которым всегда следовал: неторопливость, кропотливость, обстоятельность, безупречность исполнения, выразительность и блеск мастерства.
У него появились свои технические секреты, например, чтобы акварели излучали особое матовое свечение, он «купал» их в теплой воде с мылом особым способом. Лучшей работой этого периода, да, пожалуй, и всего творчества художника, является картина «Дама в голубом». Он пишет ее с перерывами из-за болезни Елизаветы Михайловны Мартыновой, которая ему позировала, почти четыре года – с 1897 по 1900 год.
История отношений Сомова и Мартыновой известна: она любила его, он тоже был к ней неравнодушен, что с ним в отношениях с женщинами случалось редко. Были они знакомы еще со времен учебы в Академии. Впечатлительная, мечтательная девушка и начинающая художница была смертельно больна туберкулёзом легких.
Но ее интеллектуальный, тонкий, почти воздушный образ стал для художника воплощением Вечной женственности, которую он чувствовал и в себе. Не будет преувеличением сказать, что художник, по сути, писал себя в женском облике, что многое объясняет и в самой картине.
Елизавета Михайловна одета в платье XVIII века с открытыми плечами и помещается в декорации того времени - сад, водоем, статуи вдоль садовой аллеи, томный летний вечер... Вдали за водоемом чуть различима парочка в нарядах того же времени: мужчина играет на флейте, а женщина млеет, с вниманием слушая своего визави.
Но листва деревьев, на фоне которой стоит дама, выглядит как на выцветшем гобелене – тусклая и стертая. На нее словно падает тень от страдающей женщины, изображенной на картине. Взгляд дамы, полный грусти, боли, печали и почти отчаяния, нездоровый румянец и тени под глазами, болезненное выражение губ говорят, что она балансирует между двумя мирами: жизнью и смертью, миром реальным, где жизнь – всего лишь маска небытия, и миром инобытия.
Эта философия жизни самого художника передана цветовой гаммой, больше характерной для иконографии, чем для светской живописи. Голубой цвет с разными его оттенками (от бледно-голубого до ярко-синего) появляется в портрете не случайно. В
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.***
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.(Бараташвили, в переводе Б. Пастернака. Отрывок)
Синий цвет - это цвет небесный, цвет голубой мечты, потустороннего мира, недостижимого и несбыточного. Белый цвет – цвет чистоты, святости и преображения. В него облекаются только чистые души. Такой он увидел Елизавету Михайловну.
Портрет выполнен на контрастах: между мечтой и реальностью, безмятежным XVIII веком и рефлексивно-страдающим XX, между небом и землей, вечностью и конечностью, бытием и инобытием, чистотой и греховностью. И между этими мирами, соединяя их, стоит одинокая фигура самого художника, чуть различимая вдалеке и сбоку.
Когда Елизавета Михайловна Мартынова увидела портрет, она была потрясена, но она не поняла другого - того, что Сомов писал не только, и даже не столько, ее. Он писал себя и свою собственную боль, свое мистико-трагическое ощущение мира. Это был манифест его искусства.
В эти же годы он пишет еще две картины: «Вечер» и «Остров любви», в которых повторяются те же мотивы одиночества, сомнений, щемящей тоски и несовместимости художника с реальностью, так ясно прозвучавшие в «Даме в голубом».
Елизавета Мартынова не поняла этого и пишет художнику письмо с просьбой не продавать портрет, но портрет был продан Третьяковской галерее, которую он украшает до сих пор.
Не продавайте мой портрет*!
Я лишь для вас и для искусства,
порою обнажала чувства…
и взгляд светился нежной грустью…
Лишь вам я свой дарила свет…Не продавайте мой портрет!
Да, вы дарить не обещали,
лишь улыбались и молчали…
Но можно ли продать печали,
продать души моей секрет?Прошу, сожгите мой портрет!
Отдайте даром в галерею,
о большем я просить не смею…
О, нет, я не себя жалею…
Не продавайте мой портрет!
(Романс. Ирина Каховская Калитина)
В эти годы произошло еще одно очень серьезное событие, которое позволило Константину Сомову раскрыть свои устремления и талант: дружба художника с Александром Бенуа привела его в кружок «Мир искусства», а потом и в журнал с одноименным названием.
Здесь начался расцвет его декоративно-прикладного таланта, вершиной которого стала «Книга Маркизы». Умение Сергея Дягилева, ставшего организатором и вдохновителем задуманного проекта, а потом и русских сезонов за границей, способствовало «раскручиванию» имен художников, входящих в число «мирискусников».
Константин Сомов быстро стал популярным, кот заказов не было отбоя, он не успевал их выполнять. В журнале "Мир искусства" художник был, как сегодня бы сказали, арт-директором. Он оформлял обложки и страницы журнала, иллюстрировал книги поэтов и писателей, очень любил камерный жанр: делал эскизы экслибрисов, театральных программ, визиток, календарей, дней недели.
И хотя Константин Сомов не был включен в театральную жизнь так, как, скажем, Бенуа или
Сомов много работал в книгоиздании и оформлении книг. Книжные иллюстрации художника наполнены той же мистикой и символизмом, что и его картины. В этом ключе проиллюстрированы «Граф Нулин» А.С.Пушкина, "Портрет" и «Невский проспект» Н.В.Гоголя, сборники К.Бальмонта «Жар-птица», А.Блока «Театр»,
В живописи Сомов продолжает тему Вечной женственности, которая переплетается у него с эротической темой. Полное воплощение она получила в иллюстрациях к «Книге Маркизы» и картинах «Обнаженный среди цветов» (1903), «Эхо прошедшего времени» (1903), «Дама в розовом платье» (1903), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Пьеро и дама» (1910), «Язычок Коломбины» (1915) и другие.
Очень популярными стали его графические портреты известных поэтов, писателей и художников начала века. Они лаконичны, но очень точно передают характер каждого. Александр Блок (1907) у художника получился с мрачным, вялым, уставшим мертвым лицом, разделенным на две половины: белую и темную.
Михаил Кузмин (1909) – похожим на смуглую и мрачную маску, взгляд которого устремлен в иной мир, Евгений Лансере (1907) – серьезным и сосредоточенным, Мстислав Добужинский (1910) – гений городских пейзажей и ужасов – испытующе заглядывающим в бездну души. Все эти портреты принадлежат людям двадцатого века с раздваивающимся сознанием, противоречиями, внутренними бесами и сомнениями.
Самыми обворожительными, гармоничными и поэтичными были его пейзажи. Он пишет их всегда только с натуры, в отличие от манекенов и бездушных масок на картинах из времен XVIII века. В природе он находил отдушину, они распространяют тепло и покой. Таковы его картины «На балконе» (1901), «Ораниенбаум» (1901), «Пейзаж с радугой» (1915 и 1919), «Лето» (1904 и 1919), «Зима. Каток» ( 1915), «Осень» (1905) , «Летнее утро» (1920) и другие.
От пейзажей Сомова веет свежестью, романтизмом деревенского быта, поэзией естественной жизни, где свободно разгуливают коровы, а люди наслаждаются красотой природы. Все его пейзажи очень искренние и передают одухотворенный и таинственный образ самой природы.
Революцию 1917 года художник встретил поначалу, как и все интеллигенты, с воодушевлением. Но по мере того, как становилось ясно, что той свободы, о которой они мечтали, революция не несет, многие друзья-художники стали уезжать за границу.
Уехал во Францию его самый близкий друг и помощник в течение долгих лет Мефодий Лукьянов или Миф, как звали его знакомые и сам художник. Он поселился в сельской местности Франции, поскольку тяжело болел чахоткой и ему нужен был свежий воздух и хорошее питание.
В революционной России Константина Сомова поначалу сильно не прижимали, хотя и заставили выехать из большой квартиры в маленькую двухкомнатную. В ней едва поместилась его уникальная коллекция, но на нее ему дали охранную грамоту и ее не конфисковали. Сомов продолжал работать, но с Советской властью предпочитал держаться на расстоянии вытянутой руки, в отличие, например, от Бенуа, который тесно с ней сотрудничал.
В 1923 году художника направили в США с коллекцией картин, которую надо было продать. Но ожидания не оправдались: меркантильная и практичная Америка покупала картины с большой неохотой. Миссия провалилась. В Америке Константин Андреевич познакомился и подружился с Сергеем Рахманиновым, что было большой личной удачей.
Позднее он написал замечательный портрет композитора, где он похож, как говорили знакомые, на мрачного демона. С Рахманиновым Константин Сомов уезжает в Париж, Америку он не принял, почувствовав ее инородность своему душевному строю, в Россию он решил не возвращаться. Из Парижа художник постоянно приезжает к умирающему Мифу, заботясь о нем до конца его жизни. Смерть друга стала для художника большим ударом.
Он как-то сразу постарел, начали болеть ноги, ему уже почти шестьдесят, но на лице по-прежнему сохраняется детская улыбка. Художник работает в книжной графике, делает иллюстрации к «Манон Леско» и «Опасным связям. Все больше и чаще он пишет картины на эротические темы, увлекается обнаженной натурой: она хорошо продается, а денег не хватало.
Умер художник в одночасье, тихо и незаметно, в 1939 году в возрасте семидесяти лет. На похоронах были его друзья детства, еще со времен гимназии К.Мая, с которыми он соединился в Париже. Похоронен Константин Сомов во Франции, на русском кладбище
В России его имя было надолго забыто, точнее, находилось под запретом. Первая книга с репродукциями его картин вышла только в 1973 году тиражом пятьдесят тысяч, но купить ее было невозможно, хотя продавалась она за четыре рубля, что по тем временам - очень дорого, если вспомнить, что билет в метро стоил пять копеек, а буханка хлеба - восемнадцать копеек...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Другое измерение Анатолия Зверева
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 1
- Арчимбольдо: забытый гений
- Упущенное время и выгода.
- Павел Филонов. Под знаком совести
- Художник Шульженко: с любовью к России
- Сезанн. Мост над бездной. Часть 1
- Леон Кософф. Лондонская школа живописи
- Два мира - две Азбуки
- Китайская современная живопись. Лю Сяодун
Никогда о нем не слышала. Сколько интересного и все мимо меня и не только. Спасибо за Эрте. Буду с ним знакомиться ближе.
Тина, с удовольствием!!!
http://www.erte.ru/biography.html
Дома же часто беру в руки книгу о нем!
Если художник не рискует, то это как правило посредственный художник.
———————
Мне кажется, что этот тезис можно отнести к любому из тех, кто занимается творчеством. Риск быть непонятым, непринятым, осмеянным у художника (в широком смысле слова) всегда велик. Примеров тому — уйма. Недавно только мы с Вами обсуждали, что удел великих быть принятыми только после смерти. Увы! Человечество должно еще дотягиваться до творца, чтобы понять, что он хотел сказать своими творениями. Художник — это тот, кто принимает слабые сигналы и умеет их осмыслить и воплотить — в картине, книге, музыке. А когда эти сигналы начнут чувствовать и другие, тогда художник становится как минимум великим, максимум его почитают за гения.
У художников чуть иначе, поле для риска очень бескрайнее, что не скажешь о прозе или музыке…
Довольны бывают пожалуй только художники портретисты — заказов много, можно писать один на заказ, другий для себя и не один,( Пикассо так и делал, да и не только он). Если художник не рискует, то это как правило посредственный художник. Он даже это делает не специально, это его сущность творчества, писать мир таким, каким видишь ты его — всегда риск… Это как высказывать свое мнение, когда оно в меньшистве…
Да, эту ссылку я видела. Оттуда же взяла и цитаты. Великолепное издание!!! Но цена?! Цена просто убийственная. Поискала более дешевое издание — не нашла. Заказываю книги в интернет-магазине «Лабиринт», но там выдают «Анжелику маркизу ангелов» и прочее, но только не Сомова.
Жду обещанного Эрта. Хотя бы одну ссылочку, а там я уж найду дальше и больше.
Абсолютно согласна!
———————————
Золотые слова: «центрирование, покой, самоуглубленность и исследование внутреннего переживания — целый мир…, не меньше чем Вселенная!»
————————————
А главное — там столько интересного!!! И по сравнению с этим все внешние неприятности: политика и политиканы; цены, растущие не по дням, а по часам; и другие мелкие неприятности — просто ничто. Когда живешь в своем мире и в согласии с собой — все прочее становится просто фоном.
Сомов много писал на заказ. Но чем больше он принимал заказов, тем больше он становился недовольным собой и своими работами. Мне кажется, что писать на заказ портрет, картину или текст очень сложно. Мне, например, поступало несколько предложений написать текст, но я впадала в ступор, потому что сразу начинаешь думать, как угодить заказчику. Это страшно тормозит. Но м.б. это только у меня. У Достоевского никакого ступора не было, хотя он писал в основном на заказ. Правда, часто опаздывал со сдачей текста и висел на красном флажке. Есть и другие примеры. Риск есть, как мне кажется, и там (когда пишешь для себя), и там (когда пишешь на заказ). Но все зависит от конкретного человека.
Здравствуйте!
Об Эрте» немного позже, а сегодня делюсь с Вами, Тина, ссылочкой:
И что здорово — листая, даже слышишь шорох страниц!)
Внутренняя эмиграция, то есть… , у меня это было в ссср…, в целом я согласен с тем, что внутренняя эмиграция — выход для любого ноимального человека, независимо от места проживания…, центрирование, покой, самоуглубленность и исследование внутреннего переживания — целый мир…, не меньше чем Вселенная!
Когда пишешь аквой не можешь не экспериментировать…это уже потом, когда работа не получилась, закрадывается мысль сожаления, но она такая мизерная, что как только начинаешь сново писать — опять рискуешь.
Художники не рискуют только тогда, когда пишут на заказ 😉
Ахматову — да, а с Пастернаком сложнее, его начали травить только после «Доктора Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Но дотравили до смерти. Но так всегда с гениями, что в России, что на западе, просто запад гораздо раньше начинает эту гениальность ставить себе на службу. Но в России совсем другая ментальность. Здесь государство — инструмент подавления личности, в любом ее виде. Некоторым удается выскользнуть из его лап, убежать. Другие сами становятся ему на службу, ну, а кто и уйти не может, и служить государству не хочет, тот вынужден строить собственные острова. И это тоже неплохо, поскольку сам себе хозяин. Сегодня выживают именно такие. Сейчас это сделать гораздо легче, чем раньше.
И Ахматову и Пастернака травили словно крыс… и в гроб до времени загнали…, как — то Невзорова спросили, а что вы дали родине…, ответ был таков: — «а когда уже это родина сама даст что — то даст человеку?» Нельзя же всегда перерабатывать солнечную энергию в людские страдания и народное горе ( перефразируя, современного литератора?)
Правильно сказал Мережковский — Грядущий Хам! Он до сих пор гуляет…
Нет, Nadilel, лучше не пробовать. Он же делал это по своей какой-то технологии. Хотя, если не жалко испортить, попробуйте. Я так и думала, что Вы захотите испробовать этот метод.
Нет, Юра, я это не придумала. есть источники: его дневники и письма к сестре Анне, которая осталась в Санкт-Петербурге, пережила блокаду и умерла в 1945 году. Америку не все принимают, потому что люди разные, как не все принимают и Россию. Это нормально. Европа ближе была Сомову, чем Америка. Это правда, которую глупо отрицать. В Европу он ездил вместе с родителями еще в детстве. Потом учился в Париже. В Германии вообще Сомова знают больше, чем в России, его и не забывали. Он там часто выставлялся. А Париж — вообще Мекка для русских художников. Не зря же там оказались все мирискусники. Им было проще приспособиться к европейской жизни, потому что они там подолгу жили, да и языкового барьера у них нет. Краски — везде краски, и художники гораздо чаще понимают друг друга, чем скажем литераторы: язык разделяет, а краски — объединяют. Каждый вправе выбирать место, где ему жить. Революция разделила людей и разбросала по всему миру, а некоторые просто погибли, оставшись в России. Правда, не все. Ахматова и Пастернак остались, хотя была возможность уехать. Оба умерли»в своей постели». А вот Хармса засадили в тюрьму, и не одного его.
Спасибо, Лилия! Эрт — это кто?
Прочла с удовольствием! Спасибо!
Строчки о декоративно-прикладном таланте Сомова почему-то навеяли мысли об Эрте!! Замечательные » петербуржцы» мира!!!)
Америку он не принял, почувствовав ее инородность своему душевному строю, в Россию он решил не возвращаться…
____________________________________________
Это вы сами придумали, или кого — то повторили, Тина?
Как все — таки любят русские «критики» уколоть бедную Америку, и меркантильная она и практичная..,, а вот Рахманинов почему — то остался… и не только он! ( список приводить не буду)
А я думаю, что просто друзей у него во Франции было больше, он там учился все — таки, да и русских тогда было больше в Париже… И потом зачем придумывать и додумывать за художника…, человек живет там, где ему комфортно!
Теперь я немного укушу критиков : «хорошо хоть не вернулся в сумашедшую, непредсказуемую Россию» как Дми́трий Петро́вич Святопо́лк-Ми́рский…, замечательный поэт и переводчик !
Как оказалось, лучше жить в меркатильной Америке или Европе, но живым, чем в горячо любиой «критиками» Родине…
Спасибо Тина! Прекрасные работы.
Человек, который создает шедевр — обретает бессмертие.
Надо попробовать выкупать акварель с мылом…