(Начало
Сегодня Кософф - символом города, создавший и воссоздавший прошлое Лондона из детских воспоминаний, бережно сохранив прошлое и вступив в диалог с современностью.
Родился Леон Кософф в 1926 году в русско-еврейской семье эмигрантов, бежавших в 1906-1907 годах из России (Украины) в Лондон от еврейских погромов.
Семья поселилась в Ист-Энде, Ислингтоне - районе, знакомом по описаниям Чарльза Диккенса.
Оливер Твист говорит, что никогда не видел таких грязных улиц, как здесь. Это было место трущоб и нищеты, которое противопоставлялось богатому и фешенебельному Вест-Энду.
В начале войны Леон Кософф был эвакуирован на восток Англии, в Норфолк, где прожил почти пять лет. В десять лет мальчик впервые увидел
Во время войны район, где жила семья до эвакуации, подвергся бомбежкам, в числе прочих был разрушен и их дом. После возвращения в 1943 году в Ист-Энд семья переехала из Ислингтона в Спитлфилдс - район вечных эмигрантов: французов-гугенотов, российских евреев, бенгальских мусульман…
Вблизи места, где поселились семья, находилась Церковь Христа. Позднее и Спитлфилдс, и Церковь станут излюбленными объектами кисти Кософфа.
Церковь Христа на картинах Кософфа выглядит так, будто художник смотрит на нее глазами маленького мальчика, задравшего голову, глядя на уходящую в небо пирамиду храма с восторгом и нежностью, погружаясь в далекие времена своего детства.
Его серия Церкви Христа напоминает серию «Руанского собора» Клода Моне, «Горы Сент-Виктуар»
Все взаимосвязано и все взаимоперекликается. Но серия Кософфа более личностная, более интимная и наполнена детскими впечатлениями.
В семнадцать лет Леон Кософф начинает профессиональную учебу в школе искусств Св. Мартина, где учится до призыва в армию. Служба начинающего художника продолжалась три года и проходила в Италии, Бельгии, Голландии и Германии.
После армии Кософф продолжает уроки рисования в школе искусств, параллельно посещая курсы Дэвида Бомберга.
Здесь он знакомится с будущим крупным художником Лондонской школы – Фрэнком Ауэрбахом, который сильно повлиял на его манеру и стиль.
Потом - еще три года обучения в Королевском колледже Искусств. В общей сложности обучение Леона продолжалось почти пятнадцать лет.
Во время учебы у него сформировалась своя тема, которой он остается верен на протяжении жизни.
Его интерес к человеческой фигуре и Лондону - его прошлому, восстановлению, обновлению, заживлению послевоенных ран, эмоциональному настроению - нашли поддержку у его учителей, что утвердило художника в выбранном пути.
Диалог между старым и новым, между разрушением традиции и ее сохранением, между стабильностью и изменчивостью ландшафта города стал сквозным в творчестве мастера. Леон Кософф создает хронологию эволюции города в красках.
Школы, бассейны, улицы, железнодорожные вокзалы и поезда, кишащие людьми пешеходные переходы и подземные станции метро Лондона, повседневная городская жизнь – все становится объектом изображения, наполненным особой аурой грусти и меланхолии, характерной, прежде всего, для первых лет творчества Леона Кософфа.
Послевоенный период пятидесятых и шестидесятых годов отражает общий экзистенциальный кризис, отчаяние и потерю веры в человека, обозначенные наиболее ярко французской философией Сартра («Тошнота») и Камю («Посторонний»), а в живописи
В эти годы Леон Кософф пишет портреты близких, друзей, родных, членов своей семьи: матери, отца, немногих постоянных моделей. Свою эмоциональную реакцию на мир и людей после войны художник выражает в технике письма, колорите и смазанности черт лица.
Палитра картин темная, в ней преобладают тревожные и мрачные тона: лиловые, серо-зеленые, темно коричневые, серо-черные. Мазок - густой, тянущийся, слоистый. Наиболее характерными для того периода являются портреты матери, отца, больной, сидящей женщины, человека в инвалидной коляске и другие.
Леон Кософф выражает свое экзистенциальное отчаяние и видение мира через серию городских картин со строительными площадками, сносами старых домов, старыми железнодорожными путями и вокзалами.
Леон Кософф пытается показать неоднозначность изменений, происходящих в Лондоне, его заботит забвение прошлого, наступление современности ценой разрушения прошлого, которое полно наивного обаяния и беззащитности перед агрессивным наступлением прогресса.
Он – на стороне традиции, в которой ищет духовное возрождение и возрождение веры. В его картинах нет новостроек и современных зданий, супермаркетов и дорожных знаков. Автомобили, поезда и одежда людей обезличены, в них тоже нет характерных особенностей современности.
Кософф концентрируется на прошлом, которое пытается запечатлеть, обновить, одухотворить и показать его красоту. Его здания – старые и невзрачные - противопоставлены новому миру. Они о том, что духовность строится не на обещаниях прогресса и не на путях разрушения старого, а на искуплении прошлого, возвращении к вере, символом которой для Кософфа является Собор Святого Павла и Церковь Христа.
Художник выражает опасения многих жителей Лондона, что у традиции и прошлого не будет сил выстоять против террора современности. Его старые и невзрачные здания олицетворяют борьбу одиночек, противостоящих злу, гордо стоящих в одиночестве, не подчиняясь суматохе и опустошению.
А главное – люди. Они только поначалу кажутся одинокими и отчужденными, но в их лицах можно узнать близких и родных художника, которые являются попыткой очеловечить город. Другим способом очеловечивания является изображение повседневной жизни простых людей, которым посвящены картины семидесятых.
Люди трудятся и отдыхают, сидят на скамейках, кормят голубей, ходят по магазинам и гуляют с детскими колясками. Много внимания художник уделяет железным дорогам, которые для него являются воплощением прошлого.
Они уже не олицетворяют прогресс, как это было в начале XXвека. Сегодня они превратились в живописную старину, живущую самостоятельной жизнью, которая требует бережного отношения.
Особенно романтична серия картин Леона Кософфа с железнодорожными станциями Willesden Junction, которая одной из первых получила признание критиков. В восьмидесятых годах он создает серию городка Виллсдена, которая насыщена особым ностальгическим свечением.
Видение Леона Кософфа проникнуто гуманизмом, он не отрицает прогресса, но подчеркивает индивидуальность, которая присутствует в старых домах. Он против террора современности и за сохранения исторического наследия прошлого, даже если оно не так красиво внешне, потому что в нем живет дух старой Англии и интимный мир человека.
В девяностые и нулевые годы палитра Леона Кософфа становится светлой, он продолжает гуманистическую линию на поддержание прошлого и сохранение индивидуальности. Олицетворением этого периода является его серия с вишневым деревом, которое уже состарилось, но его ствол любовно поддерживается и сохраняется. Вишневый сад должен продолжать жить, что бы вокруг ни происходило и какие бы времена ни наступали.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Эдвард Лир. Окончание
- Ауэрбах. Окончание
- Михаил Ларионов: окончание
- Альфа и Омега. Похвала Книге и Человеку читающему
- Леон Бакст. Окончание
- Просто так. Нино Чакветадзе
- Аршиль Горки. Параллельная вселенная
- Эгон Шиле. Смерть как причина жизни. Окончание
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Сяоган. Современное китайское искусство
Да, Валерий, я нашла о нем материал в своем «Энциклопедическом словаре по живописи». Этот художник мне интересен и близок. Спасибо за наводку. В Интернете еще не копалась, но представляю, сколько там материала! У него действительно много библейских сюжетов, но не только этим он мне интересен. В общем — внесла его себе в список имен, о которых обязательно надо написать. Есть у меня такой помянник.
Первое представление о Руо по Гуглу:
А, вообще-то про него немало в интернете. И он — почти наш современник: умер в 1958 году.
Он много писал библейских сюжетов и персонажей и эта его манера живописи, простая, но монументальная рождает ощущение ее адекватности стилю Библии. По крайней мере, мне так показалось.
Валерий, я рада, что Вы нашли у меня что-то новое для себя. А я в свою очередь много узнаю нового от Вас. Например, про Ж.Руо слышу впервые, как и про Утрилло, с которым Вы меня познакомили. Но самое интересное — Ваши интерпретации вроде и знакомых художников, но, по-новому воспринятые, они приобретают другое измерение, которое раньше я, например, не замечала. Так, например, произошло с Василием Кандинским.
Спасибо, что заметили особенность моих текстов: да, я стараюсь как можно больше связать творчество художника, писателя или поэта с его биографией. Многие считают, что здесь нет связи, а я считаю (и исхожу из этого), что творческие люди владеют талантом переплавлять свою жизненную историю в гениальные творения.
Спасибо за пост о Кософфе, я его раньше не знал. Интересный художник. Вы знаете, мне кажется, что одним из Ваших следующих героев мог бы быть Жорж Руо (Georges Rouault, если я не ошибся по памяти). Дело в том, что идею использования тяжелых, черных контуров фигур, которая ясно читается в работах Кософфа, он развил еще дальше, сделал следующий шаг, и результат получился замечательным, фигуры Руо приобрели значительность, монументальность такую, которой я, пожалуй, не встречал ни у кого. Замечательно хороши его средневековые французские короли!
Работы его я знаю уже давно, а вот с большим удовольствием бы прочитал подробную биографию с анализом, которым обычно характеризуются Ваши
статьи.
Спасибо большое. Вдохновляет. Жаль, серию с вишневым деревом не нашла.
Мегаполис – это специфическое поселение людей, отделенное от хаоса и глубоко структурированное. В городе есть все культурные формы (храмы, театры, музеи, библиотеки, школы и т. д.). Здесь создаются свои «центры вращения» информации, деятельности, человеческого общения, регулирующие жизнь. В нем всякий человек обретает свою «нишу», в исходя из от образованности, специальности, уровня личной культуры, исторического прошлого. Любой мегаполис имеет свое «лицо», свои нравственные измерения, свою духовность, свой менталитет. Город – понятие глубоко культурологическое; это образ жизни людей и способ существования и развития ими культуры в условиях цивилизации.